08 августа 2011
4961

Как доехать до чемпионата мира

Владимир Якунин - о стоимости проезда в следующем году и приватизации РЖД

Президент компании РЖД Владимир Якунин опроверг слухи о возможном скачке стоимости билетов на железной дороге.

Отвечая на вопрос "РГ", он называл "полной ерундой" информацию о серьезном подорожании с будущего года билетов на поезда дальнего следования, которая появилась на этой неделе.

"Недавно и ко мне в интернет-блог написала девушка о том, что стоимость проезда из Москвы в Нижний Новгород увеличится на 60 процентов", - посетовал Якунин. Причем речь шла именно о тарифах на проезд в плацкартных и общих вагонах, которые регулирует государство. Глава РЖД подчеркнул, что "никогда государство ничего подобного не установит".

Что же касается ценообразования в нерегулируемом секторе перевозок по железной дороге, в купе и СВ-вагонах, Якунин напомнил, что "в этом году РЖД имели право поднять тарифы на 8 процентов, а подняли в целом на 3,3 процента". В будущем году, отметил он, вряд ли они вырастут значительнее уровня инфляции, то есть не более восьми процентов.

А, для того чтобы не было роста тарифов на проезд в электричках, минтранс предлагает оставить в бюджете следующего года субсидии в размере 20 миллиардов рублей для поддержки создающихся в регионах пригородных компаний. Пока же, заметил Якунин, "все, что касается финансовой нагрузки по перевозке пассажиров в пригороде ложиться на РЖД". "Даже, после того как принимаются решения на уровне двух вице-премьеров Алексея Кудрина и Александра Жукова, потом начинаются "инновации" по отмене финансирования субсидий", - сожалел Якунин.

Несмотря на угрозу недофинансирования этого вида транспорта, в пригороде пассажиры стали больше платить за проезд.

По сравнению с 2010 годом в июле число пассажиров, полностью оплачивающих свой проезд, возросло на 10 процентов и достигло докризисного 2008 года. За полгода оплатили свой проезд 409,4 миллиона человек, то есть на 3,3 процента больше, чем в прошлом году. "В обществе начинает сдвигаться ментальность в сторону понимания, что не мы пытаемся ободрать каждого гражданина как липку, а есть те условия, в которых мы все живем. Кроме того, мы повысили требовательность к своим работниками, достигли определенной договоренности с правоохранительными органами. В Москве, например, вводится специальная служба для контроля за билетным проездом", - говорит Якунин.

Что касается тотальной приватизации РЖД, то Якунин надеется, информация о продаже 50 процентов акций госхолдинга, которая прошла на этой неделе в СМИ, является неточной. Можно говорить о приватизации небольшого пакета акций, отметил он. Например, 25 процентов. Но надо иметь в виду, что еще не закончена реформа железнодорожного транспорта, сказал Якунин. При этом глава РЖД напомнил, что после своего заявления о необходимости приватизировать избыточные госактивы президент неоднократно указывал, что приватизация крупных инфраструктурных компаний должна осуществляться с тщательными просчетами последствий. "Приватизация - это способ привлечения инвестиций, а не пополнения бюджета сегодня. Но в том случае, когда мы снимаем с себя больше доходов, чем расходов, возникает вопрос, за счет чего будет строиться бюджет инфраструктурной монополии", - сказал Якунин.

При этом он напомнил, что у РЖД на повестке дня приватизация активов "Росжелдорпроекта", "Трансконтейнера", трех предприятий по ремонту локомотивов. Намечено привлечение инвесторов в предприятие "Калугареммаш". Уже есть распоряжение правительства о продаже активов Первой грузовой компании. "Для нас это очень важно, теперь есть возможность получить деньги в 2011 году. Надеемся, что оценка активов компании будет представлена в ближайшее время, что позволит провести аукцион до 29 сентября и получить деньги до конца года", - поделился с журналистами Якунин.

О продаже акций "Трансконтейнера", еще одной дочерней компании РЖД, глава ведомства сказал, что перестает понимать происходящие. "В прошлом году было принято решение о том, что в плане продажи стоит 25 процентов. Это было согласовано с правительством. Совет директоров принял соответствующее решение. Сейчас возникают некие попытки пересмотреть это решение. Я считаю, что это абсолютно недопустимо и компрометирует идею развития рыночной экономики. В конце концов, нет необходимости в продаже 50 процентов акций этой компании", - сказал Якунин.

Однако в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года стоимостью 13 триллионов рублей все-таки есть дефицит инвестиционных ресурсов в 400 миллиардов рублей, признался Якунин. И, судя по нагрузке на бюджет, эти деньги просто так не появятся. Рассмотрев опыт других стран, пришли к выводу о целесообразности обратиться повторно к правительству с предложением о выпуске инфраструктурных государственных облигаций, а не отраслевых с госгарантией. С учетом того, что отрасль работает динамично, понятны прогнозы экономического развития, уже сегодня надо создавать инфраструктуру. К чемпионату мира 2018 года необходимо соединить города, где будут проходить матчи скоростным и высокоскоростным движением. Стоить это будет как минимум 3-5 триллионов рублей, уточнил Якунин.

И отметил, что у РЖД есть опыт заимствования с помощью двадцатилетних облигаций в фунтах стерлингах. Он показал, что спрос и заинтересованность инвесторов есть. Надеяться на краткосрочные и среднесрочные кредиты при развитии инфраструктуры мы не можем, отметил Якунин. Долгосрочными, длинными деньгами в России располагает только Пенсионный фонд России. Сотрудничество могло бы стать выходом из инвестиционного тупика и для фонда, и для РЖД.

Татьяна Шадрина
Опубликовано в РГ (Столичный выпуск) N5548 от 8 августа 2011 г.
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован