01 августа 2008
2512

Как перевести коррупцию?

Трансперенси Интернешнл в вольном переводе на русский означает - "Международная прозрачность", а как переводится иностранное слово "коррупция"? C этого вопроса корреспондент "Я" начал разговор с Еленой Анатольевной Панфиловой - Довольно часто его переводят двумя русскими словами: мздоимство и лихоимство. Они точно обозначают суть явления. Мздоимство - это обоюдосторонняя взятка или взятка с обоюдосторонним интересом. Взяткодатель и взяткополучатель - оба довольны процессом, у них договоренность, консенсус и полный паритет. Лихоимство - это вымогательство. Это когда человек не хочет давать взятку, а другой человек (чиновник, должностное лицо) ставит первого в такую ситуацию, что тот не может не дать.

- Это значит, что на человека оказывается силовое или психологическое давление?
- Чаще силовое или административное. Лично мне по душе уже устоявшееся определение коррупции: злоупотребление публичными полномочиями с целью извлечения личной прибыли. Тут важно слово "публичные". У нас часто подменяют это слово другим - "служебные", но оно заужает суть. Например, у депутатов нет "служебных полномочий", они не "служат", они - представительная власть, но коррупция вполне может процветать и в законодательных органах власти. Коррупция - это когда публичный статус используется не в интересах общества (публики), а в интересах своего кармана, в интересах "себя любимого" и своего окружения.
Я занимаюсь этой темой уже больше десяти лет, и меня очень смущают беспрестанно затягивающиеся разговоры об определении понятия. Такое впечатление, будто как только мы договоримся об определении, то сразу коррупции станет меньше. По большому счёту, зачастую вся "борьба с коррупцией" сводится к поиску определения. На эту тему проводятся бесконечные встречи, семинары, симпозиумы Но реальных действий пока не видно. Определение, конечно, вещь важная. В ближайшее время должен быть принят закон о противодействии коррупции. Именно в нём, наконец, надо дать четкое правовое определение. Не описывающее, а именно правовое, адекватно отражающее явление не как социологический, культурологический или политологический факт, а как элемент нашей общей правовой системы, системы наших правовых отношений.
Мы должны четко отдавать себе отчет, о чем говорим. Исторически сложилось (и это особенно проявляется в России), что у коррупции есть три понимания (три "лица"). Они выявляются в зависимости от того, кто о ней думает и что-то с ней должен делать.
Первая "группа понимания" - высшие эшелоны власти. Они видят в коррупции "некую проблему" внутри их политической повестки дня. Она для них стоит в общем ряду всех остальных проблем. Ну, таких, например, как "сельское хозяйство" Или - "социальная сфера", или - "реформа армии" Высшие политики создают такой набор "маяков", определяющих повестку дня в стране, а зачастую и приоритеты их собственной политической карьеры. Каждый такой "маяк" в разной степени наполнен "топливом", содержанием. Противодействие коррупции практически всегда стоит в некоем наборе задач, требующих реализации в плане исполнения полномочий высших должностных лиц. Все это простым людям не очень понятно. В российской истории эта группа пока на редкость малорезультативна, поскольку в наборе "высших" политических задач противодействие коррупции чаще всего оказывалось ниже, чем, например, "сельское хозяйство" или "реформа армии".
Второе понимание - криминологическое. С этой точки зрения коррупция - это преступление. "Криминологи" не используют такие слова как "мздоимство", "лихоимство", "публичный статус". Они смотрят только на статьи Уголовного кодекса. Все остальное для них - от лукавого. Есть в УК о взятках, о должностных злоупотреблениях - вот это коррупция. Все остальное - не предмет для обсуждения в рамках темы "Коррупция". С этой позиции способ борьбы с коррупцией известен: выявлять, расследовать, судить и сажать.
Третье понимание - политологическое. Здесь рассматривается "социальная ткань" коррупции. Что это за социальные категории, которые берут, которые дают? Какие общественные институты позволяют брать и давать? Какова роль общества и властей? И т.д. Здесь уклон в превенцию, в предотвращение. Что нужно сделать с институтами? Как поправить тех, кто берет и кто дает? Как минимизировать питательную почву?
В идеале общественное понимание проблемы должно быть синтезом всех трех точек зрения: и политическая задача власти (предмет приложения ее политической воли), и непосредственное противодействие на основе УК, и понимание социальных причин, следствий и инструментов предотвращения. К сожалению, у нас эти подходы не очень пока "дружат". Только в последнее время они стали как-то друг к другу приближаться, но происходит это пока очень медленно, и чаще всего по команде "сверху".
Пока в нашем обществе коррупция всем видится по-разному. Для кого-то это строчка в УК, для кого-то - аморальное явление, для кого-то - просто нарушение административных процедур.

- Общего (или общественного) понимания коррупции нет. Но тогда возникает простой и, может быть, странный вопрос: почему коррупция - это плохо?
- Плохо по целому набору причин. Но сначала надо определиться: с позиции какого общественного устройства мы на коррупцию смотрим? Если мы смотрим с позиции конституционного принципа "незыблемости демократической основы", то можно выделить три обоснования, почему плохо.
Первое - плохо потому, что нарушается принцип равноправия среди "наемных работников" общества. Общество, нанимая людей на публичные должности, договаривается с ними о том, что будет платить им из своих налогов зарплату. При коррупции же получается, что какая-то часть наемных работников получает дополнительный платеж, о котором общество с ними не договаривалось, который является незаконным и который может намного превосходить их официальную зарплату.
Во-вторых, плохо потому, что коррупция развращает людей, призванных служить обществу (имеющих публичный статус), склоняет их к произволу, порождает настроение "что хочу, то и ворочу". Размываются параметры допустимого поведения, стирается граница между "можно" и "нельзя". Это очень негативно сказывается на самооценке и самовосприятии народа, нации. У нации пропадает опора ее устройства, все становится зыбким и неустойчивым, пропадает понимание что хорошо и что плохо. Коррупция превращает белое в черное, а черное в белое. При коррупции отсутствует понятие общественной этики поведения. И вообще - норм поведения. А ведь государство может быть построено (напомню, что мы говорим о демократическом государстве) только на таких нормах. Без них государство не может быть устойчивым. Не будем забывать, что революции и общественные потрясения происходят чаще всего именно в коррумпированных государствах.
Наконец, третье обоснование. Оно очень простое - коррупция убивает. Убивает конкретных людей. И делает это ежедневно. Убивает, когда пьяный водитель уезжает от гаишника, заплатив ему взятку. Убивает, когда террористы проходят на борт самолета, заплатив незначительную сумму контролю. Убивает, когда строитель покупает диплом, и потом падает дом, который он строил. Убивает, когда пожилой человек не может заплатить врачам-вымогателям. Можно много таких примеров привести. Коррупция убивает физически. Это происходит часто. И это страшно. Но общество делает вид, что этого как бы нет. Нет коррупции как системы убийства, а есть какой-то конкретный отдельный "дядечка", который отпустил, пропустил, купил, вымогал Отдельный "дядечка" - случайность, не система, и потому, зачем излишне волноваться и напрягаться А тем временем коррупция убивает страну, подрывает ее национальную безопасность. Продажный чиновник продается везде - и "тутошним", и "тамошним". Лишь бы платили. В результате под угрозой находятся национальная безопасность, национальный суверенитет и целостность страны.
Коррупционная система ставит только один вопрос: "сколько стоит?" Этот вопрос все больше и больше утверждается как основной вопрос нашей жизни. Конечно же, он не объединяет людей, а совсем наоборот. Ну, а если возникнет, не дай Бог, ситуация, требующая консолидации общества? Война, кризис, стихийные бедствия Чем мы ответим? Ведь был
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован