27 августа 2009
1014

Как потопаешь, так и полопаешь

Начальник департамента общего образования Томской области Леонид Глок рассказал "ТН" о прямой связи результатов ЕГЭ и преподавательской зарплаты

- Леонид Эдуардович, как вы оцениваете результаты ЕГЭ этого года?

- В целом, считаю, результаты ЕГЭ для Томской области положительны. По 7 из 13 предметов область заняла лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе. По 11 предметам результаты выше средних по России. В области 20 100-балльников. Единственный очевидный прокол - биология. По этому предмету уже третий год подряд мы демонстрируем результаты ниже, чем в среднем по России, - занимаем четвертое место с конца в Cибирском федеральном округе. Еще два предмета, по которым мы не выполнили поставленные задачи, - немецкий и французский язык. На этих предметах необходимо сосредоточить внимание.

- У ЕГЭ немало активных противников. Нет ли ощущения, что ЕГЭ отменят?

- ЕГЭ как форма итоговой аттестации зафиксирован в Законе "Об образовании". Кроме того, педагогическая общественность сегодня выступает за ЕГЭ. Возможно, единый госэкзамен необходимо модифицировать: изменить перечень обязательных предметов, внести изменения в КИМы (контрольно-измерительные материалы). Все реальные проблемы ЕГЭ заключаются в несовершенстве технологий, которые можно доработать, и в слабом контроле. Но, на мой взгляд, ЕГЭ - лучшее, что придумано в российском образовании за последние 30 лет. Оптимальная форма государственной аттестации, которую проводит не субъективный учитель, а государство при общественном контроле. Действительно, у ЕГЭ есть противники. Это, на мой взгляд, связано с тем, что большое количество подготовительных отделений вузов, репетиторов остались без дополнительного заработка, и это многих раздражает.

- Каким образом вы намерены ликвидировать пробелы в преподавании тех или иных предметов?

- Один из способов повышения качества образования - стимулирование работы учителей. Из областного бюджета на стимулирующие выплаты учителям по итогам первого полугодия было выделено 30 млн рублей. Такую же сумму учителя получат и по итогам второго полугодия. В самом школьном фонде оплаты труда заложены средства на стимулирующие выплаты (10% из 25% тарифного фонда - стимулирующие). Но теперь мы будем обращать пристальное внимание на распределение этих надбавок: нужно отказаться от принципа "всем сестрам по серьгам", учитель должен получать доплату за результат. Хороший результат - хорошая надбавка. Плохой - извини.

- Только ли результаты ЕГЭ будут играть роль в распределении надбавок?

- Нет. Все большее значение будет приобретать школьный мониторинг. И он будет многоступенчатым - внутренним и внешним. Учителя будут тщательнее анализировать результаты своей работы, чтобы понять, какие темы проседают. Их работу будут проверять завучи. А мы будем проводить мониторинг школ и даже муниципалитетов: фонд стимулирующих выплат для школ, которые демонстрируют хорошие результаты, будет выше, чем для отстающих. А плохим будем перечислять лишь основной фонд оплаты труда.

- Не кажется ли вам, что это приведет к еще более явному отставанию ряда учебных заведений?

- Это естественный процесс. Дети перейдут в другие школы, где дают более качественное образование. А школы с низким уровнем образования закроются. Платить деньги за отсутствие результата мы больше не намерены. Все мы живем в рынке: как поработал - так и получай.

- Леонид Эдуардович, в этом году заканчивается действие национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Как это отразится на работе школы, зарплате учителей?

- В следующем году еще сохранится федеральное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (1 300 рублей). Далее, возможно, Федерация переложит эту нагрузку на областной бюджет. Для области это серьезные деньги - 108 млн рублей в год. Будут ли в бюджете следующего года средства на осуществление этих выплат, пока неизвестно. Если же говорить о модернизации образования - мы ни в коем случае не должны ее останавливать. Средства национального проекта и КПМО позволили улучшить материально-техническую базу школ, повысить квалификацию учителей. Дальше мы должны раскручивать этот маховик самостоятельно.

- Можно ли рассчитывать на дополнительные бюджетные средства в сегодняшней непростой экономической ситуации?

- Бюджет - не единственная и не главная наша надежда. Будем искать внебюджетные средства, создавать фонд поддержки образования. Мы хотим предложить томичам поучаствовать в создании народного фонда поддержки образования. Если каждый работающий житель области перечислит в этот фонд свою однодневную зарплату, получим дополнительные 400 млн рублей на модернизацию образования. Для сравнения: по КПМО мы получили в этом году 122 млн рублей.

Средства фонда - это пожарная безопасность школ и в целом безопасность учебных учреждений, установка "тревожных кнопок" и их обслуживание. Поддержка педагогов: стимулирующие выплаты, премии, гранты. Приобретение современного оборудования. Это обучение детей-инвалидов. И сегодня мы склонны делать ставку не на областной бюджет, а на людей, которые заинтересованы в будущем своих детей; на предприятия, которые работают в Томске и заинтересованы в росте инновационного образовательного потенциала области.

Ксения Салюкова

27.08.2009

www.tnews.tomsk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован