09 марта 2007
4128

Как спасти сельские школы от вымирания?

Налаживание деятельности сельских школ до сих пор является одной из важнейших проблем системы образования. Оптимизация сети сельских школ, прошедшая в начале 90-х годов, привела в итоге к тому, что в этот период было закрыто 400 школ и 70% дошкольных учреждений страны. В Хабаровском крае, например, нашли способ спасти малочисленные сельские школы от вымирания. Там в один класс объединяют учеников разных возрастов. Выгода обоюдная - пока младшие экстерном осваивают новую программу, старшие повторяют пройденное, причем с одним педагогом на всех. Когда-то по такому принципу в начале прошлого века боролись с тотальной неграмотностью населения, теперь же борются за выживание школы на селе как таковой.

Как спасти сельские школы от вымирания?

Сергей Колесников, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия":
- Я сам окончил первые 4 класса сельской школы. У нас был один учитель на 4 класса, и мы занимались в одном помещении. Так что я сам 4 года отсидел в одной комнате сначала с учениками старше меня, а потом с учениками младше меня. Если речь идет о 8-10 учениках, то это еще оправданно, программа не настолько сложна, чтобы один учитель не мог ею овладеть. Так что иногда в виде исключения можно идти на такого рода малоформатные школы.
Сейчас предлагается перейти на подушевое финансирование. В условиях подушевого финансирования такие школы обречены на закрытие, потому что денег на ученика в данном случае расходуется в 2, а иногда и в 3 раза больше, чем в школе, где много учеников. Это как на производстве: когда выпускается много продукта, рентабельность выше, а себестоимость ниже. Только здесь речь идет о социальной среде, поэтому рассуждать такими категориями невозможно. Если в каком-то конкретном поселке невозможно обучаться, то есть два варианта. Если поселок расположен не очень далеко от другого, более крупного населенного пункта, где есть школа, то тогда решается вопрос с проблемой школьных автобусов. Опять же, все это я попробовал на себе, после 4-ого класса нас возили в школу в город за 23 километра по очень разбитой проселочной дороге. Мы специально в нацпроекте заложили деньги на программу "Школьный автобус". Второй вариант, который использовался в советское время и сейчас используется в районах Крайнего Севера, где проживают малочисленные народности, - это система интернатного обучения. Это, конечно, дороже, чем школьное обучение, потому что надо, чтобы было место, где дети живут, спят, едят, отдыхают. Но иногда нужно прибегать и к такому методу. Мы же не хотим скатиться в ранг страны, в которой всеобщее образование имеет только 70% населения.
Так что я вижу 3 выхода из ситуации. Потому что в условиях поселка, если умирает школа, то фактически умирает и поселок. Первое - поддержание существующих школ, несмотря на затраты. Второе - создание системы транспорта. Третье - развитие системы интернатного образования для районов, где плотность населения очень низкая.

Источник: KM.ru 13.02.07 14:29

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован