Как зарождался спорт на Волжском автозаводе в Тольятти.

Спорт зародился на Волжском автозаводе более 50 лет назад, т. е. раньше, чем был выпущен первый автомобиль ВАЗ-2101 «Копейка».

       После окончания Челябинского Политехнического института меня направили в г.Тольятти на Волжский автозавод.  Завод был в стадии строительства, кругом стояли коробки будущих корпусов , а город только начал строиться. Я с трудом нашёл кабинет директора  Сборочно-кузовного производства (СКП). Меня принял  Ёлкин  Юрий Алексеевич и сказал, что он наслышан  о моих успехах в лыжном спорте и поэтому  поручил готовить команду от производства  для участия  на первенство завода и города . В результате команда СКП была создана  и на соревнованиях по лыжам она занимала всегда призовые места.

       В то время уже был создан спортивный комитет ВАЗа, во главе была Парчайкина Люба, очень энергичная и любящая  спорт девушка.  Из лыжников мужчин  я помню: Большова, Галимзянова. Из женщин: Шабалину Нину, Банных Зою  и, конечно, в команде была  моя жена Люба. Позже появился Лопатин Володя и сразу стал чемпионом. В те не простые времена мы с трудом добились, чтобы  нам разрешили стартовать на лыжах на опушке леса за профилакторием «Прилесье».  Раньше все соревнования проходили в соц.городке  Старого города. Тогда мне долго пришлось убеждать пожарников, что мы  будем оберегать лес, и не допустим возгорания. В этом нам помогал первый секретарь Автозаводского Райкома КПСС Федюнин Иван Николаевич, это был замечательный человек и прекрасный  руководитель.

       Работая в Райкоме, я всячески   поддерживал все начинания  спортсменов города. Но вскоре  на АВТОВАЗе  прошла  отчётно-выборная  партийная конференция, и я  был избран заместителем секретаря парткома  Волжского  автозавода. Это было большое достижение в моей карьере. Правда, к тому времени я  закончил заочно Высшую Партийную школу при ЦККПСС.  В результате  я уже имел больше возможностей помогать всем спортсменам, что я и делал. Это действительно так было!                      

       В то время задачей парткома завода  состояла в том, чтобы наши труженики имели дружные семьи, чтобы они имели жильё, их дети ходили в садик и школу. Чтобы для них строились дома отдыха, профилактории, санатории, конечно,  стадион, дворец спорта и плавательный бассейн. Ну и, конечно, дворец культуры. Ведь как хорошо люди будут отдыхать  вне завода, так  и на  заводе будут   хорошо  трудиться,  производя  качественную продукцию.

      Наши руководители принимали самое активное участие  во всех спортивных мероприятиях и сами участвовали в них. На автодроме  проводились гонки на автомобилях и в них участвовали все руководители. Кроме этого, в селе Сосновка проходили  гонки по ледяной трассе. Зрелище было  конечно захватывающее. Призёрами соревнований бывали Сеньков Пётр,  Дульцев Иван, Дубровин Игорь, Вильчик Виталий и другие.

       Мне  выпала огромная честь участвовать в становлении  футбольной и хоккейной  команд завода и города. В области было принято решение, что футбольная команда базируется в Самаре, а хоккейная в Тольятти. Тренером хоккейной команды был Гущин Валерий. А тренером  нашей заводской футбольной команды был Волков Николай.  И вот однажды  меня пригласил   наш секретарь парткома Рымкевич Ипполит Леонардович и сообщил мне,  что принято решение на высшем уровне в городе направить меня в Москву для встречи с Президентом Спорткомитета СССР Вячеславом Колосковым, и пригласить его посетить Тольятти. Заручившись письмом за подписью Полякова Виктора Николаевича, а также с визой первого секретаря обкома Орлова Владимира Павловича я поехал выполнять эту миссию. Конечно, от руководства был звонок в ЦККПСС заведующему промышленным отделом Вольскому Аркадию Николаевичу. Я тоже его хорошо знал, познакомился, когда мы принимали на заводе Суслова Михаила Андреевича  и многих других руководителей  страны.  По прибытию в ЦК КПСС  я попросил Вольского   позвонить Колоскову и дать мне автомобиль «Чайка» для поездки  в  спорткомитет. Когда я зашел в приёмную, то увидел там таких великих спортсменов как Кавазашвили, Яшина и других. Я понял, что Колосков их попросил подождать в приемной в связи со  встречей посланника  Волжского автозавода. Извинившись, я пригласил именитых спортсменов  приезжать на ВАЗ за автомобилями. Они дружно поздоровались со мной. и поблагодарили за приглашение.  К слову сказать, все они впоследствии были у нас в Тольятти,  и мы были всегда рады их визитам.  Хочу отметить, я лично принимал участие во встрече в Тольятти с Львом Яшиным.  Он мне тогда подарил свою скромную книгу…

       Зайдя в кабинет, я вручил  Колоскову письмо и вазовские сувениры, пригласив посетить наше предприятие. Конечно, предварительно рассказал о цели визита.  Вскоре  он действительно приехал  и мы его  достойно встретили. Когда я возил его по заводу, то показал  производства начиная с Металлургического, там где льётся метал в формы головки блока, затем Приссовое производство, где пресса фирмы «Камацу»  штампуют панель крыши, пола, и другие кузовные детали. После этого показал сварочное производство, окрасочное  и наконец, главный конвейер. В заключении я прокатил его по автотреку и заметил,  как на дальнем вираже наш великий спортсмен крепко  влился в кресло. Колоскова всё это сильно впечатлило. Затем,  при поездке по городу он увидел стадион, дворец спорта, плавательный бассейн и другие спортивные площадки. А при встрече Колоскова с Поляковым В.Н., Рымкевичем И.Л., Туркиным С.И., все они в один  голос ему говорили, что мы хотим иметь достойную команду по хоккею и народную футбольную.

        В результате, забегая вперёд,  можно констатировать, что со временем  наша хоккейная дружина  завоевала  множество   кубков. А наши  труженики ВАЗа  азартно  и активно болели  за них.  Дворец спорта  всегда был переполнен, всё достойно было организовано директором Сергеем Катковым. Ну и наши футболисты также радовали  нас победами, тренером команды  был Николай Волков. Я неоднократно выезжал  с футбольной  командой в заграничные поездки. Мы  побывали в Венгрии, Югославии, Германии и даже на  острове Мальта в составе делегации, которая состояла из делегаций комсомола республик СНГ. Я тогда  был замполитом на этом корабле, который назывался «Украина». Нас с восторгом принимали в Турции, Греции, Испании, Мальте и Франции, в порту Марсель. Это  был визит дружбы. Наша футбольная команда  везде достойно играла, народный хор исполнял  песни и пляски. А комсомолия  активно общалась с молодёжью  этих стран.

      Подводя черту всему изложенному, хочу ответственно заявить, что наше поколение построило Волжский автозавод, освоило мощности согласно проекту – 660 тысяч автомобилей в год и наши трудящиеся всегда знали, что их дети и внуки будут жить достойно, и никто не сможет  этому помешать!

И.Дульцев. Ветеран ВАЗа.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован