02 декабря 2001
1046

Каким быть российскому чиновнику в ХХI веке?


Вопрос о российском чиновничестве обсуждался на парламентских слушаниях



Корреспондент Валерий Новиков: Открывая слушания, заместитель председателя ГД Любовь Слиска напомнила присутствующим о том, что великий российский реформатор Петр I, приняв в 1722 году Табель о рангах, установил порядок чинопроизводства, что в конечном итоге способствовало консолидации государевых людей вокруг дела Петра.

Любовь Слиска, первый заместитель председателя ГД РФ: Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшние парламентские слушания были еще и толчком к тому, чтобы у нас наконец перестало быть столько министров в субъектах Федерации. У нас, что не регион - то правительство, министры, премьер-министры там скоро будет. У нас, наверное, должно наступить в России такое время, когда будет один президент, как во всех нормальных странах.

Корреспондент Валерий Новиков: Существенные различия в законодательствах о госслужбе, принятых в субъектах Федерации - эта тема, пожалуй, была одной из главных на парламентских слушаниях.

Владимир Киреев, председатель администрации Омской области: Если мы говорим о единстве системы государственной службы и проводим параллели с армией или МВД, то может ли быть в указанных органах, предположим, майор Омской области или лейтенант Омской области? Наверное, это вызывает улыбку. Однако отсутствие федерального закона вынуждает субъекты Федерации выдумывать просто свои наименования, и отсюда получается такая разноголосица.

Андрей Климов, председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике: Неопределенность федерального законодательства заставляет регионы, я скажу мягко, фантазировать на эту тему, и фантазии бывают двух крайностей. При одной крайности государственную службу низводят к очень небольшой корпорации ограниченного числа чиновников, которые по существу являются первыми руководителями, их ближайшим окружением, это одна крайность. Вторая крайность - расширить понятие государственной службы до любого человека, который работает на государство. Кроме того, не урегулированы вопросы денежного содержания этих самых государственных служащих.

Борис Надеждин, председатель Комитета по промышленности: У нас в стране фантастика полная в этом происходит, общая тенденция такая - чем беднее регион, тем выше там зарплата местных чиновников. Самые большие зарплаты местных чиновников региональных в Псковской области, в Ивановской, в Чувашии и так далее, больше, чем в Москве или Московской области, и это на фоне того, что федеральные чиновники, локализованные там, получают иногда в десятки раз меньше зарплаты.

Виталий Договоров, председатель управления кадров СФ: В настоящее время государственная служба в РФ строится по принципу: формирование команды. Приводит первое лицо, он говорит: обеспечит, он отвечает. Отвечает - мы все знаем по фактическим делам, которые имеют место быть, потому что на вакантные должности подбираются без проведения конкурса, без должной оценки работы из других организаций, но лояльные к новому руководителю. И формируется очередная команда, что вряд ли способствует стабильности государственной службы и повышению эффективности государственного управления.

Корреспондент Валерий Новиков : Основным докладчиком на слушаниях был заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Думы Владимир Южаков. В своем докладе он привел факты из прокурорского реагирования в связи с многочисленными нарушениями федерального закона об основах государственной службы РФ.

Владимир Южаков, заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике: Нарушение запрета, установленного федеральным законом, от пункта 3 до пункта 1 статьи 15, многие государственные служащие занимаются предпринимательской деятельностью. Выявлены многочисленные факты вхождения государственных служащих в число учредителей и руководителей коммерческих структур. Государственные служащие, не только категории "Б", но и категории "В" оказываются вынужденными заниматься активной политической деятельностью, нарушая тем самым принцип внепартийности государственной службы. Пик этих нарушений приходиться, как понятно, на периоды избирательных кампаний.

Корреспондент Валерий Новиков: Владимир Южаков сказал, что имеющиеся нарушения обусловлены тем, что так и не был создан федеральный орган по вопросам государственной службы.

Владимир Южаков: Вполне вероятно, что его функции, хотя бы временно, могли бы быть возложены на нечто подобное, созданное президентом РФ в Комиссии по реформированию государственной службы РФ. Думаю, федеральный законодатель легко мог бы на это пойти. Ясно, что без этого в очередной раз провозглашаемая, получается, что раз в десятилетие, правильная задача - даешь эффективную госслужбу, останется без исполнителя.

http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован