10 апреля 2000
1882

КАТРЕНКО Владимир Семенович: `Нужно всегда помнить, что мы дети великой страны...`

Комитет по энергетике, транспорту и связи в Госдуме считается одним из ключевых. За право возглавить его боролись известные специалисты в области нефтяной и газовой промышленности, фигуры значимые в политике и экономике. Какие только не делали прогнозы аналитики разных мастей, назывались многие фамилии, кроме Катренко. Но именно ему, Владимиру Катренко, управленцу из Ставропольского края, думцы доверили столь ответственный комитет. В чем секрет победной силы Владимира Катренко, это попытался выяснить наш корреспондент в эксклюзивной беседе с Председателем комитета, который определяет экономическую политику в области энергоресурсов и формирует законодательную базу по развитию газовой и нефтяной промышленности.

Председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ Владимир Катренко

Горжусь, что работаю в Комитете, где собрались не то, что "жемчужины" от транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса, а я бы сказал "бриллианты". Откровенно скажу, что когда мне была доверена эта должность, то все ожидали разногласий и междоусобиц... Я благодарен Виктору Степановичу Черномырдину за спокойный и взвешенный подход к состоявшемуся решению, прекрасно понимая, что самолюбие его где-то было задето. Постараюсь сгладить все возможные шероховатости. Вижу доброе и внимательное отношение к себе как Председателю и со стороны патриархов газовой и нефтяной промышленности. При этом всегда помню, что все мы будем когда ? нибудь "бывшими". От этого рока времени никуда не денешься. Не могу сказать, что кто-то сегодня пытается плести интригу. Есть, конечно, лоббисты тех или иных направлений, но все пока ограничено в рамках цивилизованных парламентских отношений. В комитете ? 37 депутатов, и все они в основном профессионалы-производственники, знающие свое конкретное дело досконально, работать с такими людьми интересно, хотя и непросто.

Что касается моей персоны, то нет в ней ничего загадочного и необычного. Родился в 1956 году и вырос на юге России, в городе Минеральные Воды. Отец у меня фронтовик, полковник в отставке. Прошел всю Великую Отечественную войну. Начинал младшим лейтенантом, закончил в 1945 году в Берлине в звании подполковника, командиром полка. Был трижды ранен, контужен, награжден боевыми орденами и медалями, герой войны ? имеет ордена Кутузова, Суворова, два ордена Красной Звезды. Ранения и контузия негативно повлияли на его здоровье, и он умер в 1975 году, когда мне было 18 лет. Мама, слава Богу, жива. Ей 79 лет, проживает в городе Минеральные Воды. Моя семья обычная ? жена, трое детей. Старшей дочери двадцать лет, студентка Пятигорского лингвистического университета. Средняя дочка и младший сын ? школьники. Жена у меня медик. Первый депутатский опыт приобретал в пятой Госдуме, в которую был избран по одномандатному округу. Но всегда тянуло в свою родную стихию, в производственную сферу, так как большую часть жизни проработал на производстве. Имею два высших образования: окончил Московский юридический институт, Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Начинал свою производственную карьеру рабочим в "Совтрансавто", как говорят в подобных случаях, прошел путь от водителя до генерального директора предприятия.

Нашему корреспонденту удалось узнать дополнительные штрихи из его биографии, те факты, о которых Владимир Катренко не упомянул из скромности. Ему было только тридцать один, когда коллектив выбрал его директором этого солидного предприятия. До избрания в нынешнюю Думу был главой Минераловодской территориальной администрации.

За два с половиной года деятельности на этом посту ему удалось, проявив предпринимательскую хватку и организационные способности, привлечь, несмотря на сложное положение края, граничащего с Чечней, два с половиной миллиарда рублей частных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Благодаря усилиям единомышленников ? предпринимателей налажен промышленный выпуск минеральной целебной воды "Новотерская", которая пользуется широким спросом в России и за рубежом и на протяжении двух последних лет завоевывает золотые медали на международных выставках и конкурсах. Создан новый завод шампанских вин. На прилавках магазинов страны появилось ставропольское шампанское. Был обновлен пассажирский парк города новыми автобусами. Обустроены места отдыха горожан... Не без помощи этого энергичного разностороннего человека местная футбольная команда занимает призовые места в своей лиге, а юные каратисты участвуют в международных соревнованиях в составе сборной страны, а о баскетбольной команде суперлиги "Локомотив" (Минводы) знают не только в России, но и далеко за ее пределами. Существует она благодаря поддержке МПС и местной городской администрации. Сам Владимир Катренко старается поддерживать спортивную форму, регулярно плавает в бассейне, играет в футбол и волейбол... Известен как специалист в области транспортно-международных перевозок.. Предыдущий опыт позволил ему основать в крае шесть автопредприятий, создать сотни рабочих мест... Под его руководством и при непосредственном участии был построен величественный церковный Храм Покрова Божьей Матери, которым южане гордятся не меньше, чем москвичи храмом Христа Спасителя. Возведены две мечети для мусульманской части населения края, где проживает 120 национальностей.

Вы верующий человек?

Да, я верующий. Крещеный, верю в Бога. Уважительно отношусь ко всем верующим людям, независимо от вероисповедания. Тысячу раз убеждался, что верующий человек изначально не способен на зло. Бог ? есть любовь. Этот постулат одинаково трактуется в Библии, Коране, Талмуде... На основе любви должны строиться взаимоотношения между людьми и окружающим миром. Тогда человек может надеяться, что Бог его не покинет в самые трудные моменты жизни. Об этом я неоднократно писал в своих научно-философских книгах о рождении Вселенной, о высшем разуме...

Как Вы стали членом фракции "Единство", чем привлекло Вас это движение?

На выборы в Госдуму я шел как независимый кандидат по одномандатному округу. Против меня было двенадцать конкурентов. С первых шагов своей предвыборной кампании не скрывал своих искренних симпатий к Владимиру Путину. Эти же чувства разделяло и большинство населения нашего края, граничащего с Чечней и немало хлебнувшего от этого соседства горя. Народ оценил решительные, мужественные действия Путина в отношении обнаглевших террористов. Последовательность, твердость Владимира Путина в решении этой кровоточащей проблемы принесли ему большой авторитет у всех здравомыслящих южан. Когда подвели итоги выборов, то избиратели моего региона проголосовали за меня как за независимого кандидата, а по спискам ? за "Медведя". На следующий день, 21 декабря утром, я был в Москве и первым из всех независимых депутатов, написал заявление о приеме в думскую фракцию "Единство". Учитывая волеизъявление моих избирателей, я просто обязан был это сделать...

Итак, Вы возглавили сложный комитет в Думе. По структуре он очень своеобразно устроен, никто из "бриллиантов" нефтегазового бизнеса не обижен, каждой сестре роздано по серьге, то есть, каждый из них возглавил подкомитет... Какие приоритетные направления работы комитета Вы считаете главными?

Как известно, прежний комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике разделили на два: это наш Комитет по энергетике, транспорту и связи и Комитет по промышленности, который возглавляет Юрий Маслюков. Мы с ним нашли общий язык, пришли к согласованному решению без бурных споров и обсуждений, и в спокойной деловой атмосфере определили новую структуру. Он взял под свою юрисдикцию все то, что "твердое и не горит", а я забрал все то, что "твердое, жидкое, газообразное и горит"... У Маслюкова ? золото, медь, никель, алюминий... А у нас нефть, газ, уголь и так далее... В самом названии комитета определены приоритеты. Не хотел бы отделять связь от транспорта, а транспорт со связью, от энергетики. Но уже само количество моих заместителей, высококлассных специалистов топливно-энергетического комплекса, говорит о приоритетах комитета. Каждый из них хочет и способен возглавлять это направление. Но желание всех удовлетворить невозможно, и потому, посоветовавшись, мы пришли к консенсусу, проголосовав за схему комитета, которая включает семь заместителей Председателя и двенадцать подкомитетов. Специалисты получили возможность работать плодотворно. Известный газовик Валерий Язев возглавил подкомитет по газу, Максим Коробов ? по нефтедобыче и нефтепереработке, Дмитрий Савельев ? по государственному регулированию ТЭК, Николай Рыжков ? подкомитет по СРП, Юрий Липатов ? по электроэнергетике и так далее. Сегодня топливно-энергетический комплекс ? это 15 процентов промышленного потенциала страны. Это объективная реальность, с которой мы должны считаться. Также как и с фактом, что 50 процентов бюджетных поступлений дает ТЭК. Поэтому, хочется или нет, но основной приоритет получит именно это направление. Но я не хотел бы, чтобы проблемы транспорта и связи были бы обделены вниманием законодателей. Включены в календарь на весеннюю сессию законы по всем трем отраслям, среди них ряд документов, связанных с разработкой конкретных месторождений. Но пока в Думе не определились с методикой распределения сферы деятельности в области СРП. На эту деятельность претендуют Комитет по промышленности, Комитет по экономической политике, Комитет по природным ресурсам и даже Комитет по экологии... Я за оптимальный вариант, когда политические решения по СРП будет принимать межфракционная комиссия.

Сейчас пытаюсь проанализировать все законодательное наследие, доставшееся нам от предыдущего комитета прошлой Думы. В решении этой задачи мне квалифицированно помогают опытные сотрудники аппарата комитета, именно они подсказывают, как составить законодательный план. При этом я стараюсь более пристальное внимание уделять проблемам транспорта. К сожалению, за последние 15 лет не одной серьезной корректировки в законодательстве по транспорту никто не внес. С чего бы я начал... Пожалуй, навел бы порядок в общественном транспорте. Из 150 миллионов жителей России ? 100 миллионов имеет по две-три льготы. Эту проблему надо регулировать. В области грузового транспорта также необходима большая законодательная работа. За последние десять лет иностранные перевозчики вытеснили российских транспортников с российского рынка, я уже не говорю о международном. Страна не производит большегрузные автомобили, и, видимо, некоторым чиновникам выгодно, чтобы русский мужик ездил на телеге. Приобретая машину в лизинг на пять лет, транспортники платят 60 процентов ее стоимости... А ведь еще пять лет должны ее выкупать. За пять лет транспорт износится и даже вовсе может придти в негодность. Плюс таможенные платежи, НДС, плата за постановку на учет... Все это резко подрывает конкурентоспособность отечественного перевозчика. Нужна доработка Устава автомобильного транспорта (отклоненного В.В. Путиным), требуется усилить борьбу за защиту прав водителей-дальнобойщиков, иначе их совсем вытеснят зарубежные конкуренты. Нуждается в пересмотре Кодекс водного транспорта. Что же касается энергетики, то пора систематизировать сами принципы взаимоотношений государства и топливно-энергетических структур, и субъектов Федерации. Иногда регионы оказываются заложниками у этих структур, и тогда страдают жители, старики и дети остаются то без топлива, то без света. Многие крестьяне со страхом ждут весенне-полевых работ. Получается парадокс, земледелец еще не собрал урожай будущего года, а он уже должен за бензин, топливо, газ, электроэнергию... Так что проблем непочатый край. Но все надо решать спокойно, без суеты и порывистых движений. За 15 лет страна хлебнула достаточно необдуманных экспериментов. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Эта мудрость доказана веками. Мне кажется, что нынешняя Дума, по своему составу более профессиональна и менее политизирована. Надеюсь, что избиратель отдохнет от театральных депутатских шоу. На пленарных заседаниях цирка не будет. В Думу пришли не политические шоумены, а законодатели. Владимир Путин на съезде движения "Единства" заявил, что рассчитывает на то, что новая Дума будет скучной. Видимо, такой она и станет, скучной для обывателя, но продуктивной для государства. Но и государство должно помогать Думе. Во многом издержки сегодняшней экономической политики связаны с тем, что 80 процентов уже принятых законопроектов разрабатывались в недрах Думы. Ситуацию надо в корне менять. 80 процентов проектов закона должны приходить в Думу из Правительства.

Как Вы оцениваете работу Газпрома? Ваш взгляд на его реструктуризацию?

Необходимо проанализировать все доводы "за" и "против." Но, как представитель проправительственной фракции, я, конечно, должен подходить к этой проблеме с государственной точки зрения. Но, вообще-то, проблема требует серьезной проработки. Целесообразно на эту тему провести парламентские слушания, и возможно, не один раз. В этом отношении мои коллеги меня поддержат. Надо учитывать мнения регионов, смежных энергетических структур, Правительства, администрации Президента...

Сейчас обсуждается концепция более широкого использования угольного топлива для нужд электроэнергетики с тем, чтобы газ активнее давать в бытовой сектор и экспортировать за валюту. Специалисты утверждают, что запасов угля в стране более чем на 800 лет, а газа едва хватит на 8О...

Мы действительно недооцениваем угольный потенциал России. Что же касается экспорта газа, то вопрос этот я бы поставил по-другому. Прежде всего, надо помнить, что газ ? это уникальное сырье. Дарованное нам Богом, природой... Это богатство мы не имеем права бесхозно разбазаривать. Целесообразно грамотно перерабатывать газ как продукцию, и после этого ее реализовывать, создавая для этого поле деятельности для собственных промышленников. Я против того, чтобы просто его перегонять в электроэнергию. Ведь и в Европе он, в большинстве своем, идет не на отопление, а на переработку. Используется для выпуска различных видов товаров, которые потом же поступает к нам в Россию. Но за какую цену?! Основные запасы газа находятся в районе Северного Ледовитого океана, а объекты потребления разбросаны по стране. Расстояния огромные, и затраты идут не столько на добычу, сколько на транспорт ? колоссальные. Вот почему без комплексного решения проблем ни один вопрос газовой отрасли не решить. Следовательно, надо уделять огромное внимание развитию транспорта и связи. Ведь тот же трубопровод ? это тоже транспорт. Так что, повторюсь еще раз, для нас приоритетны все отрасли промышленности, которые входят в компетенцию нашего комитета.

Транспорт, связь, энергетика ? каждая отрасль дополняет другую и является ее органической частью. Однако в условиях тотальных неплатежей в России добыча природного газа на уровне, достаточном для удовлетворения внутренних потребностей, без увеличения валютных поступлений от экспорта ? невозможна. Нас ждет серьезное падение добычи газа, что вызовет цепную реакцию общего падения потенциала отрасли, возникнут непреодолимые проблемы не только при выполнении экспортных задач, но и внутренних программ. Российские области должны сегодня Газпрому 120-130 миллиардов рублей... Так что пока мы обречены на экспорт газа, если сырье не экспортировать, российские потребители могут и вовсе остаться без топлива... Цена тысячи кубов газа в России стоит 7 долларов, а в Европе ? 70. Без экспорта развитие новых месторождений невозможно. Но это положение ненормально. Нельзя России жить только за счет экспорта, на Запад надейся, а сам не плошай. Поэтому создавать режим наибольшего благоприятствования отечественным производителям ? задача любого уважающего себя представителя власти. И для этого нужно использовать богатый опыт наших партнеров как на Западе, так и на Востоке. И всегда помнить, что мы дети великой страны, отчего вести себя должны соответственно...


10.04.2000
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2617
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован