07 ноября 2008
832

Кирилл Шишов: `Культура - это работа вопреки общему пониманию`

Тема культуры как части жизни людей на сегодняшний день является одной из самых противоречивых.
С одной стороны, государство выделяет немалые деньги на реализацию культурных программ, с другой - прослойка людей, интересующихся событиями в культурной жизни, невелика. О сегодняшнем состоянии культуры мы разговариваем с одним из известнейших краеведов и поэтов Урала - председателем Челябинского фонда культуры, членом Общественной палаты Челябинской области, заслуженным работником культуры России Кириллом Алексеевичем Шишовым.


- Кирилл Алексеевич, сейчас российская культура переживает не самые лучшие времена. Во многом это "заслуга" 90-х, когда засилье безвкусицы на телевидении достигло апофеоза, а деньги, выделяемые государством на развитие культуры, исчислялись математической погрешностью.
Изменилось ли что-нибудь в новом веке?

- Безусловно! Понимаете, культура принадлежит к такому виду человеческой деятельности, который в отличие от, допустим, бизнеса или даже образования, имеет очень долго действующий механизм. Например, культура "серебряного" века, которая просуществовала всего два десятилетия, оказывает влияние на Россию и мир до сих пор. Мы хорошо помним русский балет Дягилева или литературное значение "символизма", которое дало дополнительный импульс движению шестидесятников. Культура воспринимает человеческое сообщество в широком спектре разных мнений, художественных выражений и образов. Это спасительно для любой страны.

И когда культура оказывается в тупике и какая-то догматическая или монополистическая точка зрения исчерпывает себя, общество находит забытое, полузабытое, отвергнутое. Поэтому испытания, которые Россия начала проходить в начале 90-х годов, естественным образом разметали концепцию, созданную советским культурным взглядом.

Та свобода, которую получили писатели и художники, не была на первом плане. На первый план вышла броская, связанная с западной цивилизацией шоу-культура.

С приход к власти команды из Санкт-Петербурга, одного из величайших культурных центров мира, статус России, бесспорно, поднялся, осмысление истории России не с 1917 года, а целиком - полностью изменило отношение к национальной культуре.

- Таким образом, идет возвращение к своим культурным корням?

- Я уверен, что нынешнее поколение не сможет дать однозначный ответ на этот вопрос. Культура - это личности, это работа вопреки общему пониманию и общим взглядам.
Одно из ярких впечатлений от моего последнего пребывания в Москве - театр Петра Фоменко. Это не только обращение к русской классике, но и сценическая трансформация того, что раньше вообще не имело места. Кто, например, мог представить, что кроме оперы "Евгений Онегин", может существовать еще и спектакль по пушкинскому роману? Такого никогда не было, а Петр Фоменко это сделал...

- В той форме, которая понятна новому поколению?

- Совершенно верно. В той потребности, которую испытывают культурная элита страны и обычные люди. Меня поразило, что при чудовищной дороговизне билетов - залы всегда полные. Островский ли это будет, классика ли это отвергнутого советской властью Леонида Леонова, людям это интересно.
Посмотрите, на центральных телеканалах обсуждаются имена Александра Невского, Петра Столыпина, Александра Пушкина как символов России. Все это говорит о том, что самоидентификация - естественная потребность нации, которая может происходить только через культуру.

- Кирилл Алексеевич, а какая работа ведется Фондом, который Вы возглавляете?

В нашем Фонде культуры с самого начала было кредо: "Профессиональное творчество - это творчество людей, уже проявивших себя, а Фонд культуры - это рука помощи природно-талантливым, но еще не признанным людям".

Мы гордимся, что через наш фонд прошло очень много талантливых личностей: это известные мастера кисти - Анна Васильевна Бутакова, Валентина Михайловна Ваксман. Поэт и член Союза писателей Константин Рубинский прошел через нашу программу "Новые имена", вырос в маститого и известного автора. Мы гордимся тем, что к нам приходят люди, творческо-естественные, состоявшиеся для себя, а их реализация - дальнейший шаг, который мы помогаем сделать.

Кирилл Шишов: "Культура - это работа вопреки общему пониманию"- В областной Общественной палате Вы возглавляете комиссию по культуре. В чем, на ваш взгляд, смысл общественной деятельности и как она может повлиять на культуру?

Знаете, в Библии есть такое выражение: "Одним подвижником спасется город". Как мы знаем, подвижническая деятельность - одна из самых парадоксальных, она никогда не имеет никакого финансового и экономического расчета. Культура не может строиться по принципам бизнес-плана и преследовать потребительскую выгоду.

Создание общественных организаций, творческих объединений и то внимание, которое мы получили от нашего Президента в ходе Гражданского форума в 2001 году, - поразительно.

Там, где обычно сидели чудовищные президиумы, десятки выживших из ума людей пытались править всей страной, в том самом месте - один единственный человек говорил с пятитысячным залом. Без всякой бумажки, простой человеческой речью он сказал, что прекрасно понимает: одному человеку, без участия общества, страну вытащить невозможно.

Это было потрясение. То ощущение взаимной гражданской и человеческой солидарности, которое нас тогда пронизывало, и стало тем самым стимулом, который дал возможность для организации и создания Общественной палаты. На каждом заседании мы видим, насколько люди, обладающие достаточно большим жизненным опытом, опытом "сломов", гибели многих надежд, озабочены сегодня возрождением национальной культуры.

Да, в известной мере потенциал Общественной палаты, общественных объединений растворен в сотнях инициатив - защиты природы, социума, детей, культуры. Все это - многообразная деятельность, за которой не всегда обычному человеку виден результат. Но мы знаем, без подвижнической деятельности ничего в России сделать нельзя. В цивилизованном, гражданском обществе чрезвычайно важно умение находить согласие в самых сложных ситуациях. Это и есть та политическая культура, которая постепенно выкристаллизовывается.

Это видно и в деятельности нашей комиссии, она затрагивает вопросы не только классической культуры, но и национальные традиции, конфессиональные интересы. Все эти проблемы мы обсуждаем на десятках конференций, круглых столов с представителями областной и городской власти, общественными и культурными деятелями.

- А как действующая в регионе власть относится к развитию культуры?

Я считаю уникальным, что в нашей области построен такой краеведческий музей. Поддержка Губернатора в этом вопросе - выше всяких похвал. Большое внимание к культурной жизни проявляет и город, организуя интереснейшие мероприятия, один "Общественно-политический вернисаж" чего стоит!
Мы на деле ощущаем внимание к творческому потенциалу нашей земли, наших людей. Это действительно чрезвычайно важно для нас.

Культурная жизнь - естественное проявление жизни человеческой, оно может быть либо поддержано и услышано властью, либо раздавлено, изгнано.
Власть, понимающаяся, что наличие элитной, высокой культуры - это часть ее имиджа, добивается и экономических, и социальных успехов.

- Кирилл Алексеевич, сейчас, как вы уже упомянули, идет активное изучение социокультурных процессов. Например, с активным привлечением видных ученых ведется работа в Каслинской территории. Насколько важен культурный потенциал территорий для решения других столь актуальных проблем?

- Это очень глобальный аспект. Дело в том, что любая из наших территорий - и Касли, один из ярчайших примеров - имеет глубокое, и, к сожалению, Кирилл Шишов: "Культура - это работа вопреки общему пониманию"чрезвычайно мало осмысленное наследие. Поскольку я живу в Челябинской области всю жизнь, то каждый из наших городов важен для меня не только историей, но и тем, что мне открылось за эти десятилетия.
Касли - это брэнд, созданный, еще в начале 20 века. Каслинский чугунный павильон в Париже произвел фурор своей тонкостью и связью с европейской культурой.

Каслинское литье, другие произведения искусства легиона лучших скульпторов России - доступны практически в каждом доме. Вся эта культура ждет своего возрождения. Мы были в цехе художественного литья, хозяин которого - "Мечел". Там достаточно умные менеджеры, они используют и отливки, которые никогда не шли в производство в советское время: императорские портреты, религиозные сюжеты. Сейчас все это доступно в Петербурге, в Москве.

Новый виток интереса к каслинскому литью - это и есть возвращение к истокам своей культуры. Касли, с точки зрения наследия и современного бизнес - подхода - чрезвычайно перспективная территория.

- А как складываются отношения с молодежью, тем самым, пресловутым поколением "next"? Находят ли ваши мысли и действия поддержку у них?

- Находят. Активно ведутся работы в территориях, развиваются молодежные и экологические движения. Мы очень рады появлению молодежных палат при городской думе и областном законодательном собрании.

Иногда между поколениями образуются такие провалы, что мы вынуждены говорить на разных языках. Сегодня говорить на языке традиций России - естественная потребность всего общества, самая активная часть которого - молодежь.
Беседовал Антон КАРТАШЕВ

07.11.2008
op74.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован