02 февраля 2005
4587

Клара Новикова чуть не сыграла Гитлера

Её героини ярки, сочны, ироничны, но никогда не выглядят дураками. Её "конек" (извините за пафос!) -умопомрачительная реальность всей нашей суровой жизни. Может, поэтому народная артистка Клара Новикова до сих пор отдает должное первоапрельскому празднику юмора, но предпочитает 2 апреля - потому что в этот день люди говорят друг другу правду...

- Клара Борисовна, это правда, что юмористы народ такой...

- Тяжелый?

- Скучнейший, злой, раздражительный. В быту особенно.

- Это все равно что сказать: "А правда, что все журналисты одинаковы? Одни и те же вопросы задают, небылицы из пальца высасывают..." Все разные. Аркадий Исаакович Райкин, говорят, в жизни был не очень общительный. Представьте себе: человек, который с утра до ночи репетирует, придумывает смешное, играет концерты. Ну не может он все время быть таким и в быту. А кто-то может!

- А вы можете?

- Я? У меня от гнева, когда я готова испепелить и разнести все на свете, до хохота, до состояния, когда я начинаю шутить, -один шаг.
- В детстве вы были отчаянная девочка? По крышам, с мальчишками...
- У меня был период, когда я была так называемая сорвиголова, но небольшой - до школы. А в школе я пыталась противостоять родителям. Они считали, что я пай-девочкой должна быть. Вышивать (делает капризно-детское лицо), вязать, книжки читать и все-все правильно делать. Вот когда в девятом классе я косы отрезала (а они были длиннющие - до попы), это было "неправильно", мне сразу было отказано во всём - я не ходила в театры, на дни рождения, не общалась со сверстниками. Единственное, что мне разрешалось, - ходить в школу.

- А зачем надо было красоту губить?

- Это был мой протест. Я таким образом хотела заявить, что выросла. Помню, это была весна, когда кто-то в космос полетел... И я подумала: ах, космос, люди уже летают (опять делает лицо маленькой капризной Клары), а я не могу даже косу состричь... Папа, конечно, ремня дал, два месяца не разговаривал. Но я знала, на что шла. Понимала, что "пытать будут", но я поступлю по-своему... (Смеется.)

- Попытка устроиться на гвоздильный завод - это тоже был протест?

- Конечно - потому что меня в театральный не взяли! Но меня и гвоздилыцицей не взяли. В отделе кадров завода открыли мой паспорт и... "Цей я ж тоби, дивчина, нэ сказав. Ми ж тока вчора взяли чоловика на цю же ж должность..." Пролетела как фанера и тут.

- Почему?

- Еврейка потому что. По "большому блату" через комиссию по трудоустройству несовершеннолетних меня устроили на кинокопировальную фабрику, где работала в три смены и только потом выяснила, что, оказывается, в том моем возрасте в три смены нельзя было работать... Помогли мне отдать документы в эстрадно-цирковое училище.

- К театральный было нельзя, а в цирковое училище можно?

- В цирковое тоже было непросто. Но там относились к пятой графе лояльнее. И вообще на эстраде все было в этом смысле демократичнее. В итоге я стала артисткой разговорного жанра. На выпускном экзамене я получила за мастерство "отлично". Обычно всех киевлян оставляли в Киеве, а меня по известной причине распределили в Кировоград, в провинцию. Вы себе не представляете: провинциальные артисты - это же такая школа. Это было общежитие такое "варево" - все вместе на гастролях, вместе готовим программу, вместе едим, иногда и спим вповалку...

- Взрослая жизнь - красавцы мальчики...

- Мальчики, дяденьки... которые тут же начали приставать. Но рядом были другие дяденьки, которые меня защищали и охраняли. Соседками по комнате были две артистки из ансамбля лилипутов, которые спали на одной кровати. Другой соседкой была москвичка-певица. Я такого мата изощренного в жизни не слышала, но ей это так шло - она так красиво и с каким-то изыском материлась. Она приводила к себе молодого человека, и я должна была, отвернувшись к стенке, не замечать того, что происходило на соседней кровати. ...И я не замечала. А потом у меня самой возникла история, и замуж я вышла.

- Кстати, везде пишут: Клара Новикова, лауреат, народная артистка России и в конце "второй муж - журналист". Первого как будто и не было...
- Первого мужа звали Витя Новиков, барабанщик, с которым мы работали вместе. Он очень меня любил. Невысокого роста, хорошенький внешне, белобрысый и очень открытый человек. Я вышла за него замуж, но мне этим своим поступком хотелось еще отомстить другому... нашему конферансье. У нас был безумный роман, а потом выяснилось, что одна акробатка беременна от него. И он ушел к ней, бросил меня, можно так сказать. Тогда я сказала Новикову, что стану его женой. Медовый месяц провели в гастрольной поездке. Потом сообщила родителям, что вышла замуж. Для них это был шок! Но я знала, что мне не позволят выйти замуж за Новикова, поэтому сообщила постфактум. Точно так же потом поступила моя дочь со мной...

- Известно, что ваш путь в большую эстраду начался с победы на Всесоюзном конкурсе, где вы с молодым Геннадием Хазановым разделили первую премию. Что принесло вам народную популярность?

- Придя на эстраду, я как бы привела с собой очень много новых женских персонажей. В то время среди артистов моего жанра было немного женщин. Была замечательная Мария Владимировна Миронова, которая играла крепкую женщину с волевым характером. И мне - может быть, в протест - хотелось совсем другого. Пришла трепетная, не уверенная в себе девочка, которая мечтала о другой жизни, но не знала, как это осуществить. Понимаете, она была такая трогательная... "Ах-ах..." такая лирическая героиня. Люди и смеялись, и плакали - этим она и полюбилась. А потом я сыграла колоритную украинскую женщину, впервые сыграла актрис, старушек, тетю Соню.

- Когда вы приехали в Москву, у вас не было ни знакомых, ни репертуара, ни автора, который бы для вас писал...

- Мне повезло - я нашла своего автора. Мне понравился писатель-сатирик Вениамин Свирский, который писал Райкину, например. Это был та-а-акой бонвианистый мужчина, западающий на все женское. С таким глазом-прищуром, такой... котяра. А я их всех боялась вообще, честно говоря. Помню, я пришла на киевский концерт Измайлова, Арканова, Горина и Хаита (тогда только вышла книжка "Четверо под одной обложкой"), и за мной тут же принялся ухаживать Измайлов. А тогда только и говорили, что для того, чтобы чего-то добиться, надо переспать с директором театра или главным режиссером чего-то. Так говорили все! Это я понимаю сегодня: если это тебе поможет, ну переспи. А тогда мне это казалось постыдным, невозможным... Я пришла к Вениамину Яковлевичу и сказала: "Я очень хочу, чтобы вы для меня написали". Вы думаете, он за мной не ухаживал? Он водил меня в "Савой" и угощал какими-то зажженными ананасами, знакомил с влиятельными людьми. Но я хотела, чтобы он для меня писал. И все! Я ему напоказывала, напоказывала! И ему очень понравилось. А потом получился тот самый монолог, с которым я приехала на конкурс и победила. Кстати, тот конкурс явил миру Аллу Пугачеву...

- Какие самые необычные творческие предложения к вам поступали? Например, слышал, что вам предлагали сыграть в театре роль... Гитлера. Почему? Внешнего сходства не нахожу (неудачная шутка!)...

- Еще не хватало, чтобы было внешнее сходство с ним! И где это вы вычитали такое?! Я действительно прочитала пьесу, мне стало страшно, и я отказалась. Может, я потом пожалела об этом. Вообще я о многом жалела, от чего отказывалась. А предложений много было, и пьесы лежат, в том числе и для меня специально написанные, где все женские роли должна была играть я. Но пока не получается... по техническим причинам. Не люблю говорить о планах - для меня это плохая примета.

- Где-то я прочитал, что вы собираете бабок-ежек. Что еще?

- Раньше мне журналисты приписывали, что я собираю шляпы. После этого мне стали дарить шляпы в таком количестве, что мне негде стало жить -они заняли все пространство вокруг меня. Потом я стала собирать "кошек с выражением лица", потом "бабок-ежек", и я не знала, куда от них деться. На самом деле я ничего не собираю. Покупаю только то, от чего в данную секунду заторчала и забалдела.

- Интересно, что нужно сделать мужчине, чтобы заморочить вам голову?

- Совершить поступок.

- Что такого экстраординарного совершил ваш второй муж-журналист?

- Я запала на его голос, причем... по телефону. Я только что переехала жить в Москву и никого не знала. А он должен был обо мне написать статью в журнале. Я так доверилась его голосу, что пригласила его на фильм "8 72" Феллини. У меня было два билета, и больше пойти мне было не с кем. А потом он пригласил меня в "Ленком", и первое, что он мне после театра предложил: "Пойдем, выпьем водки!" Он меня этим "убил"! Ну сказал бы "винца", я бы ещё пошла, а водки... Услышав мой отказ, он
рассмеялся: мол, "это ваши провинциальные штучки". И мне сразу... стало любопытно - я не знала, что смущение и стеснение в Москве так называются. Мы поехали к нему на квартиру, куда он приводил девушек "выпить водки". А потом... А потом, когда уже стало ясно, что у нас отношения, он собрал мои шмотки в чемодан, привез их к себе домой - в родительскую квартиру, и сказал: "Звони в Киев и говори своему Новикову, что переехала ко мне". Для меня это был его поступок, потому что сама бы я никогда не решилась!

- У вас есть фирменные секреты-рецепты "обольщения" зала. "Кларины штучки", которые срабатывают стопроцентно.

- Я даже никогда не знаю первого слова, которое я скажу, обращаясь к зрителям. Это всегда интуитивно, а интуиция - это то существо, которое живет в тебе. Оно просыпается или не просыпается. Я выхожу и могу сказать: "Знаете, я сегодня гуляла по вашему городу, зашла в магазин и даже классную шмотку купила!" Им нравится, что я "живой" человек, такой же, как они. Я очень искренна с людьми, они это чувствуют и ценят.

- Импровизация в зале - для актера большой риск. У вас накладки были, впросак попадали?

- У меня было много потешных случаев со зрителями. Я вообще люблю все, что на грани. В этот момент у меня как-то сразу мозг по-другому работает. Я, может, кого-то могу невольно обидеть, но тут же попрошу прощения. Один раз человек встал и ушел! Обиделся. Потом оказалось, что это... директор филармонии.

- Традиционный вопрос: как проводите свободное время?

- Вчера была на дне рождения, сегодня пойду на спектакль - на "Голую пионерку". Завтра, может, еще куда-нибудь... Ненавижу лежать, отдыхать. Лежа только читаю.

Андрей Колобаев, газета "Мир новостей", N15, 5 апреля

Дата: 23 июня 2005

www.klara.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован