11 июня 2002
96

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОйСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОЛЕСНИЧЕНКО Т.Н. (г.Челябинск).

Одной из сложных и актуальных проблем детской психиатрии является диагностика депрессивных состояний у детей. Многообразие клинических вариантов, отсутствие синдромальной психопатологической завершенности клинической картины, полиморфизм, атипичность и стертость симптоматики являются особенностью проявлений депрессивных состояний в детском возрасте и затрудняют распознавание и терапию этих расстройств. Это особенно свойственно депрессивным состояниям невротического и субпсихотического уровней.

Целью настоящего исследования было уточнение клинических характеристик и выявление психопатологических особенностей депрессивных расстройств у детей младшего школьного возраста.

Предметом проведенного анализа являются данные клинического наблюдения 43 больных обоего пола (12 девочек и 31 мальчика), учащихся общеобразовательных школ в возрасте 7-11 лет, находившихся в детском психиатрическом стационаре на базе Центра психического здоровья детей и подростков. В работе использованы клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-динамический методы исследования, являющиеся базисными в психиатрии. Кроме этого была проведена оценка соматического и неврологического статусов.

В процессе исследования было установлено, что 54 ребенка были госпитализированы в отделение с различными вариантами психопатоподобного синдрома резидуально-органического генеза. При обследовании у 16 детей в структуре синдрома выявлялась отчетливая депрессивная симптоматика.

Результаты проведенного исследования показали, что независимо от нозологической принадлежности депрессивного состояния клиническая картина характеризовалась сочетанием собственно аффективных нарушений, поведенческих отклонений и соматовегетативных проявлений. Аффективный компонент депрессии у детей в большинетве случаев был представлен угрюмо-мрачным настроением не достигавшим степени тоски, имел дисфорический оттенок. Наряду с раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, грубостью наблюдалась повышенная обидчивость, ранимость, плаксивость, капризность. Дети выглядели грустными, жаловались на скуку, теряли интерес к своим прежним занятиям. Отмечалась повышенная чувствительность к незначительным фрустрирующим ситуациям, легко возникало состояние подавленности. Кроме этого, гипотимический аффект у детей нередко имел тревожную окраску, сопровождался двигательным беспокойством, страхами, усиливающихся в вечернее время. Выраженная аффективная лабильность, являющаяся возрастной особенностью, обуславливала легкую сменяемость различных компонентов депрессивных переживаний под влиянием различных факторов (тревожность часто сменялась агрессивностью).

Указанные симптомы отражались на уровне социально-психологического приспособления этих детей и, прежде всего, на их школьной адаптации. Во всех наблюдениях отмечалось снижение успеваемости, несмотря на значительное удлинение времени подготовки домашних заданий либо отказ от учебы и посещения школы. Ведущую роль в снижении успеваемости играли ослабление мотивационных установок на учебу и положительные результаты, рассеянность внимания, идеаторные расстройства, выражающиеся в замедлении темпа ассоциативной деятельности, а также моторная заторможенность, проявляющаяся медлительностью и неловкость ребенка. Нередко возникали конфликты со сверстниками и учителями, а следующие за этим воспитательные санкции еще больше усугубляли состояние депрессивного ребенка и усиливали ощущения внутреннего дискомфорта. Нарушения межличностных контактов приводили к формированию низкой самооценки и негативного отношения к собственной личности. Представление о себе как о `плохом`, `слабом` способствовало к уходу от социальных контактов и расценивалось как рудиментарные идеи самообвинения. Наличие суицидальных мыслей и действий не отмечалось, хотя фабула переживаний включала тему смерти, находившую отражение в творчестве некоторых больных (в рисунках дети изображали могилы, гробы, кресты, использовали преимущественно темные краски).

Соматовегетативные расстройства проявлялись жалобами на неприятные ощущения и боли в различных частях тела, головные боли, головокружения, сердцебиение, потливость. Отмечалось снижение аппетита, повышенная избирательность в еде либо чрезмерное усиления аппетита и неумеренность в приеме пищи. Нарушения сна выражались гиперсомнией без ощущения отдыха, либо сокращением продолжительности сна, затруднениями засыпания, прерывистостью, кошмарными сновидениями, ночными страхами. В отличие от взрослых, ранних окончательных пробуждений не было зарегистрировано ни в одном случае. Вместе с тем, у 6 детей выявлена регрессивная симптоматика в виде возобновления энуреза, появлением привычных патологических действий (онихофагия). У 4 девочек отмечались истерические реакции в виде чрезмерного стремления привлечь внимание к своему состоянию. Ипохондрическая фиксация на неприятных телесных сенсациях наблюдалась у 9 детей. Некоторые больные длительно наблюдались педиатрами, подвергались всестороннему обследованию в связи с функциональными соматическими расстройствами и вегетативными нарушениями.

Таким образом, интерпретация депрессивных состояний у детей младшего школьного возраста нередко вызывает затруднение в связи с изменчивостью, рудиментарностью, мозаичностью клинической картины. Доминирование поведенческих нарушений и соматовегетативных проявлений над гипотимическим аффектом, моторным и идеаторным компонентами обуславливают гиподиагностику депрессивных расстройств, влекущую за собой неадекватность терапии. Для успешного решения этой проблемы необходимы совместные усилия психиатров, психотерапевтов, педиатров, медицинских психологов, педагогов и семейного окружения ребенка.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован