Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
11 января 2018
1067

Ключевые параметры «Сценария №2» («Инновационного») развития России до 2025 года

Main napisanie professional nyh scenariev.0005610e 451034

Евразийская интеграция – это не только 
и не столько волюнтаристский проект, сколько объективная необходимость, 
обусловленная незавершенностью 
советского проекта и действием острых 
и во многом схожих вызовов, с которыми столкнулись постсоветские государства1 

В. Толстых, 
профессор 

 

Ключевые параметры развития России в период 2017–2025 годов будут определяться многими группами факторов, но, прежде всего: 

– внешними условиями развития, которые могут быть враждебными, либо неблагоприятными, но, уж, точно не могут быть такими, какими они существовали до 2008 года, либо хотя бы до 2014 года; 

– избранной стратегией развития, эффективность которой (если ее измерять показателем темпов роста ВВП) колебалась в последние 30 лет от – 15% до + 8%; 

– качеством правящей элиты, принимаемых ею решений; 

– ходом мирового развития, включая тенденциями технологического развития, глобальными объективными и субъективными тенденциями; 

– наконец динамикой развития НЧК в России, ее креативного класса и институтов. 

Эти группы факторов будут действовать на все возможные и вероятные сценарии и варианты России, но их влияние окажется особенно сильным на все варианты «Сценария № 2» («Инновационного») развития страны потому, что другие сценарии и их варианты в наименьшей степени зависят от известных и прогнозируемых тенденций. 

 

В области государственного управления 

 

а). В области государственного и общественного управления будет нарастать неудовлетворенность неэффективностью социально-экономической и финансовой политики страны, которая отчасти будет компенсироваться положительными результатами внешней и военной политики В.В. Путина. 

Такое недовольство имеет под собой объективные причины: 

– растущее неравенство особенно остро реагирует на инфляцию и снижение уровня жизни большинства населения, виновниками которых в России всегда было руководство государством («плохие бояре»); 

– инновационные цели реализуются слабо и непосредственно, как правило, в большей степени в публичной области (пропаганда  «приоритетных национальных проектов», «инновационной стратегии» и пр.), которая происходит на фоне деградации некоторых отраслей обрабатывающей промышленности, развала приборостроения и фактического отсутствия эффективной промышленной политики и кредитования; 

– расширяется разница между благополучными центрами, в которых концентрируется наукоемкое производство и финансы, и периферией, где особенно ярко проявляются социально-экономические различия, национальные, религиозные и иные противоречия; 

– огромная разница в доходах, коррупция и безработица будут той питательной средой, которая будет генерировать социальный протест и требовать изменений в государственном управлении; 

б). Будут продолжаться эксперименты с повышением эффективности государственного управления во всех областях: 

– исполнительной федеральной и региональной власти; 

– Федерального Собрания; 

– органов местного самоуправления. 

Эти эксперименты традиционны для общественно-политической системы России, с одной стороны, и необходимы в силу её явной неэффективности, с другой. 

в). Отсутствие строгой вертикали военной организации государства, когда целые области государственного управления (общественные институты и бизнес) фактически выпадают из этой сферы, потребует в условиях нарастания военно-силового противоборства повышения управляемости и реформы системы управления военной организации государства: 

– включения в её сферу общественных институтов; 

– подчинения частного и корпоративного бизнеса; 

– переоценки роли МО и Генерального штаба в системе управления страной и нацией. 

г). Опыт прямых действий в Исландии, когда инициатива отдельных граждан привела к качественной переоценке и пересмотру управления страной с помощью методов «прямой демократии» показывает, что по мере развития средств информатики, социальных сетей и систем связи вероятно произойдет и смена социальных и политических моделей развития и управления обществом и государством, которые будут в большей степени соответствовать инновационному характеру современного развития. 

Территория 

Территория России возможно увеличится за счет новых независимых государств (Приднестровья, Южная Осетия, Абхазия), но, главное, может расшириться за счет воссоединения с бывшими советскими республиками, где возможно расширение антиэлитных настроений. Если российская правящая элита сформулирует последовательную политику по отношению к постсоветским государствам и будет её реализовывать во всех областях –политико-дипломатической, социально-экономической, информационной, культурной, образовательной и других, – в том числе в сочетании с реальной поддержкой пророссийских групп внутри этих стран, то можно ожидать ускорение процесса восстановления единого сообщества постсоветских государств либо в форме «реального СНГ», либо «русского мира», либо Конфедерации, либо, наконец, империи. 

Главное, однако, заключается в том, что развитие объективных глобальных тенденций, прежде всего, в области связи, информатики, транспорта, экономики, торговли будет понижать роль национальных государств и суверенитетов. Этому объективному процессу будет всячески содействовать элита транснациональных корпораций и международных институтов, которая создает «универсалистскую» базу – правовую, экономическую и политическую – под этот процесс. 

Это неизбежно в свою очередь приведет к усилению национальных и националистических тенденций (пример БРЭКЗИТА, правых во Франции, Венгрии, Испании), что отразится на внешней политике этих государств и их государственном устройстве. Неизбежное нарастание противоречий внутри этих стран (пример: позиция Шотландии и Великобритании по выходу из ЕС) может привести к конфликтам, которые особенно ожидаемы для новых стран-членов ЕС, чьи элиты получило много минусов и мало плюсов от присоединения к «Единой Европе». До 2025 года эта проблема будет актуальна практически для всех государств не только Европы, что будет каждый раз являться вызовом для российской внешней и военной политики: пример Молдавии и Украины, где общество и элиты разделены практически поровну, – очень показателен потому, что этот пример характерен и для других государств в той или иной форме. 

Природные ресурсы 

Инновационный сценарий развития России до 2025 не предполагает значительных изменений в развитии ресурсной базы страны. Исключением являются проекты экспорта энергоресурсов, в которых будет продолжаться активно вестись геологоразведка и строительство трубопроводов…  

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован