Эксклюзив
11 марта 2011
3667

Ключевые проблемы формирования устойчивого целеполагания для опережающего образования инновационной России

Рассмотрение и принятие в конце 2008 года Концепции развития России до 2020 года в значительной степени устранило важную неопределенность в выборе устойчивого целеполагания (социального заказа) для образования. В этой Концепции впервые предельно отчетливо заявлено о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Основой такого решения является усиливающаяся тревога политического класса за будущее страны, за вполне возможные ее проблемы в глобальной экономической и социальной конкуренции и, естественно, за вполне очевидные политические проблемы, прямым образом затрагивающие интересы правящих политических сил.
Заявленная цель развития страны до 2020 года невероятно амбициозна: реальное создание в короткие сроки нового сектора экономики и, что исторически принципиально значимо, увеличение производительности труда в четыре раза. Механизм достижения цели также нов и необычен - опережающее развитие образования нового про-инновационного типа: "новой экономики" в России практически нет, а значительное необходимое число специалистов нового типа для неё в короткие сроки подготовить крайне необходимо (1).

Фактически это означает ускоренное создание масштабной системы образования формирующегося глобального инновационного уклада, практически не имеющей аналога в прошлом и в не явной форме означает начало создания в России общества особого типа - "инновационного общества" (2) как естественного этапа развития "общества знаний" (3) В связи с этим актуальным становится анализ ключевых проблем становления нового образования и возможных путей их преодоления.

Ключевые проблемы нового образования

Проведенный анализ проблем опережающего образования для грядущей инновационной России показывает, что оно начинается при наличии важных ключевых препятствий:
1. Целеполагание не полно и обозначено для немногих.
2. Риторика обоснования необходимости обновления образования мозаична и использует язык групп узких интересов.
3. Картина мира новой модели образования не содержит проекта будущего страны.
4. Идеология обновления образования экономически утилитарна и не включает в себя философских основ новой картины мира и нового успешного инновационного образования.
5. Опережающее образование планируется без общенациональной мобилизации.
6. Управление переменами базируется на внешнем для систем образования управлении вместо солидарного сотрудничества и взаимоответственности всех заинтересованных.
7. Приоритетно не обозначена ведущая роль созидателей успешных инноваций - инновационных предпринимателей и не выстроена мобилизационная схема их отбора и обучения.

Ниже они будут рассмотрены подробнее.

Новые риски развития России и опережающее образование

По всем своим ключевым особенностям заявленное "опережающее образование" само является инновацией и к нему может быть применен весь имеющийся в настоящее время арсенал стратегического анализа: анализ неизбежных рисков и ключевых проблем. После принятых политических решений о необходимости и острой востребованности новой системы образования весьма значимым становится радикальная смена направлений критики изменений в образовании. Целями критического анализа должны стать не отдельные детали текущего обновления образования, а принципиальные: Что мы действительно хотим? Каково может и должно быть целеполагание развития образования? Каковы желаемые рецепты созидаемого будущего и кто является его реальными творцами и созидателями? И, что не менее важно, каковы истинные мотивы настойчивого противодействия переменам различных групп научно-образовательного, политического и бизнес-сообщества и каким образом может быть достигнут компромисс между ними ради нового будущего?

Совершенно очевидно, что для этого необходим, прежде всего, переход от традиционных рассмотрений "улучшений привычного" к разработке долгосрочных видений "желаемого завтра", переход от детального анализа рисков изменений сегодня к анализу рисков отсутствия своевременных необходимых действий. Риск новых геополитических и социальных последствий падения цен на нефть и природные ресурсы осознан российским обществом и властью, по-видимому, в полной мере. Возможный другой высокий риск - оказаться "у разбитого корыта" в результате провала "инновационного сценария" развития страны - практически не обсуждается.
Полномасштабная эффективная инновационная деятельность принципиально отлична от привычных для большинства населения страны видов деятельности "индустриального общества" и требует от людей, общества, власти и образования многого иного, непривычного и неизвестного и в современном мире является скорее исключением, чем правилом. Достаточно сказать, что, несмотря на многолетний высокий спрос на неё, в мире созданы всего две полноценные национальные инновационные системы - в США и Японии.

Вероятность создания российской до сих пор не ясна и, по-видимому, достаточно долго будет оставаться неопределенной. Мировой финансовый кризис может значительно повлиять на скорость и масштаб инновационной деятельности в мире и, очевидно, что создание российской национальной инновационной системы будет происходить в более жесткой конкурентной ситуации. Пророчеств возможной неудачи России на этом пространстве деятельности пока не много, но, сколько их будет через два, пять, восемь лет? Какие принципиально значимые конкурентные преимущества помимо заявленного желания у нас есть по сравнению, например, с Европейским союзом, для того чтобы совершить невозможное: создать эффективное про-инновационное образование и эффективную национальную инновационную систему в короткие сроки.

Если это опережающее образование, то оно именно так и должно рассматриваться: приоритетно и во весь голос; ясно и ответственно. Такой подход должен быть незримо выше эмоциональных дискуссий тех или иных профессиональных групп, своим весом и значением делая их во многом текущие эгоистические интересы никчемными и незначимыми. Слишком большой ценой для всех может стать будущее страны без конкурентной экономики, основанной на инновациях и полезных для различных нововведений знаний. Создание инновационного общества - не дань очередной теоретической моде, а необходимый ответ на жесткие вызовы времени (4).

Опережающее образование как мост в будущее

Устранить новую угрозу можно лишь строительством нового "моста в будущее".

Очевидно, что при этом существенно возрастает роль постоянных процедур "взвешивания" возможных угроз и рисков на весах экспертного и общественного мнения. Ключевым вопросом при проведении этих процедур становится вопрос: Что определяет настоящее: успешное прошлое или желаемое будущее? Если желаемое будущее, то определяющим становится его видение и основанный на этом видении проект его достижения. В этом случае необходимо принять в качестве правила отбора вариантов будущего страны установку - "настоящее - это реализация проекта будущего. У кого он есть, тот и силен, успешен сегодня" (5).

Для многих эта установка не привычна и не очевидна. В общественном сознании продолжает устойчиво существовать традиционная линейная картина мира медленных изменений и схем выживания, основанных на значимости опыта прошлого. Нелинейной картины быстро меняющегося мира на шкале естественной тревоги взрослых за будущее своих детей (20-25 лет вперед) в массовом сознании нашей страны практически нет. Каким бы долгим не был начальный период нелинейного (экспоненциального и т.д.) развития рано или поздно наступает время бурного роста и мы обречены на нежданный дождь изобилия или невзгод. По многим основаниям XXI век будет веком именно таких вспышек роста и поколениям этого века суждено жить в период именно таких "нежданных дождей" и впервые в истории людям Земли предстоит срочно научиться прозорливому видению будущего и использованию его для опережающих действий. Наблюдаемое радикальное изменение скорости и масштабов перемен (самый очевидный пример скорость распространения информационных технологий и устройств в последние два десятилетия!) востребует принципиально иные методы адаптации и выживания в изменяющемся мире. Настоящее в этом мире приобретает иной смысл, иной желанный образ устремлений. Оно неотвратимо устремляется за будущим, представленном в проявившихся "зернах будущего" в своей или иной стране, в сбывающихся прогнозах "впередсмотрящих" визионеров мира.

Реально надвигающиеся угрозы, может быть за исключением экологической, до сих пор не озвучены в полной мере. Вся риторика заявленной новой модели образования направлена на демонстрацию разрешения известных проблем развития России и достижения большего благополучия, сопоставимого с европейскими странами. Очевидно, что для очень многих людей образования, науки, бизнеса и политики необходимо более ясное и полное описание новой картины мира, ожидаемых благ и нарастающих угроз с тем, чтобы необходимость и актуальность опережающего нового образования для них была ясной и осознанной как необходимая.

Целеполагание для немногих

Осознание происходящих событий образовательным сообществом происходит значительно медленнее, чем у правящего политического класса. В нем по-прежнему сильны стереотипы успешного индустриального прошлого страны, напрямую связываемые с качеством определенных секторов традиционного образования, ориентированных на ускоренное развитие индустриального общества и длительное мобилизационное соперничество двух супердержав - СССР и США.

Как показывают наши исследования мнений и установок преподавателей вузов, учителей школ и воспитателей детских садов Красноярского края ясного целеполагания будущего образования у них практически нет. Так лишь 7,9% педагогов ряда городских школ Красноярского края в 2006 году считало, что главной целью модернизации российского образования является подготовка специалистов для "экономики знаний" (6).

Существенных изменений по нашим данным в этой картине мира не произошло и в последнее время после появления в 2008 году "Современной модели образования". Увеличилось лишь число педагогов, считающих целью модернизации образования подготовку специалистов к "экономике знаний", которую большинство из них рассматривают просто как "улучшенную" модель привычного индустриального общества.
Основное число педагогов ориентировано на подготовку учащихся к взрослой (18%), либо конкурентоспособной (75%) жизни в традиционной, привычной экономике, "видной из окна дома и школы". Налицо острейшая проблема образовательного сообщества страны: отсутствие у него полноценной картины сложного современного мира с отчетливым пониманием роли и значения массового производства полезных нововведений - инноваций в новой "экономике знаний". Это связано на наш взгляд с традиционной для России узкопрофессиональной риторикой официальных документов: как по языку, так и по аргументации они пишутся и понятны лишь для небольшого числа заинтересованных заказчиков нового экономики - самих авторов документов и экономистов, связанных с теоретическими подходами к инновационным процессам в мировой экономике. "Целеполагание для немногих" продолжает жить, порождая, как и следует ожидать, недоверие большинства населения к декларируемым сверху целям. Общество, не доверяющее экономистам и политикам эпохи индустриального развития и реформ 90-х годов, не воспринимает "чужие послания-мессиджи" как полезные и жизненно необходимые.

Наиболее ярким примером тому может служить, по нашему мнению, массовое не использование школами целевой установки "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" о необходимости подготовки "для развивающегося общества современно образованных, нравственных и предприимчивых" людей (7)Незримым девизом нашего образования по-прежнему остается "Учиться, учиться и еще раз учиться!", значение которого существенно ниже мобилизирующего лозунга нового времени: "Учиться и действовать!".

Единого общепонятного языка созидателей нового инновационного общества и общества объективно нет. Большинство населения страны не воспринимает призывы о необходимости и неизбежности обновления образования как привычные "формулы речи" людей власти и бизнеса, имеющих в этом свои особые интересы. Общепринятая риторика удерживается пока на одном профессионально значимом слове узкой профессиональной группы экономистов - "инновация", стоящем для большинства населения в одном ряду с ваучером, консенсусом и т.д. Ни в самом этом слове, ни в экономоцентрично обозначенном целеполагании "инновационной деятельности" жизненно важной значимости полезных для страны, общества и простых людей нововведений образовательное сообщество не ощущает. Нового живого языка общенациональных проектов и действий до сих пор не возникло. Живые позитивные образы слов "творческая экономика", "созидательная деятельность", "общество знаний" и другие выведены из общеупотребительного оборота. Очевидно, что этот новый общепонятный язык "созидательного общества" России должен непременно возникнуть. Опережающее развитие образования сейчас подается как само собой разумеющееся, устойчиво содержащееся в памяти и традициях прежнего.

Очевидно, что оно строится совсем на иной основе и иных философских основаниях.
Язык этих философских оснований ("научение" в обучении Дьюи, деятельный персонализм Мунье, язык менеджмента нового времени Друкера и т.д.) может быть положен в основу общенационального языка нового образования, понятного для всех.
Ясность нового целеполагания развития страны и необходимость общенациональной мобилизации для достижения бесспорно общезначимой цели того требует. Спектр мотиваций для успешного созидания "опережающего образования" должен быть предельно широк и должен включать в себя не только материальное стимулирование, но и психологические, ценностные и другие человеческие ресурсы.

"Большой секрет" опережающего образования

В традиционной картине индустриального мира потребность в инновациях вторична. На первом плане в ней - массовое производство серийной продукции и, следовательно, главной целью про-индустриального образования является не всестороннее развитие личности, а подготовка "частичных" работников ("операторов"), занимающихся выпуском серийной продукции. Отсюда и основные приоритеты индустриального заказа для образования - обучение и воспитание людей с терпеливым характером, умеющих превозмогать невзгоды; людей уживчивых, склонных к сотрудничеству; людей подготовленных к аккуратному выполнению инструкций, правил, регламентов; людей с идентичным уровнем знаний и умений; людей, лишенных самобытности и творческих устремлений. По этой причине усилия учителей и преподавателей эпохи "всеобщего образования" сосредоточивались и продолжают сосредотачиваться не на развитии позитивных задатков личности, а на преодоление имеющихся у них недостатков. Небольшое число прямых инноваций (от знания непосредственно к новому полезному продукту), создаваемых немногочисленной элитной группой творцов (ученых и инженеров) и активных творческих организаторов индустриального производства было в принципе достаточно для обеспечения устойчивого роста индустриального производства и его производительности труда. Этот ресурс ныне практически исчерпан, о чем многие представители научно-образовательного сообщества России в полной мере не осведомлены.

Новой экономике нужны иные ресурсы человеческой личности. Так, по данным известного опроса (8) следует, что в 2020 году будут, прежде всего, востребованы работники, которые смогут сочетать личное обаяние, креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. По этим данным компаниями в работниках как никогда будут цениться интеллект, способность творить и уживаться в коллективе.

Таким образом, на первый план выходит другой заказ - заказ "насущной полезности" специальных знаний, образования и воспитания, выраженный в принципиально новом целеполагании образования, - подготовке большого числа людей к умению разрешать возрастающий спектр личных и профессиональных проблем путем созидания и продвижения в жизнь полезных нововведений от технических до социальных и гуманитарных (9). В реальной практике доминирующую роль начинают играть нововведения особого рода - обратные инновации, полностью меняющие роль людей знания и образования. В них используется иная цепочка этапов инновационного процесса не от наличия нового знания, а на осознанной новой потребности: наличие кризиса (проблемы) - осознание и артикуляция новой потребности - поиск и нахождение нужных специальных знаний - изготовление инновационного продукта - продвижение его к потребителям - удовлетворение потребности - разрешение кризиса (10).

Именно этот вид нововведений является в настоящее время самым важным для развития, именно он определяет новый социальный заказ для образования. Определенные в "Современной модели образования" требования к развитию способностей, умений и компетентностей человека формирующегося "созидательного инновационного общества" естественным образом вытекают из приведенного выше цикла "обратной инновации". Наши исследования показывают, что для подавляющегося числа работников образования разного возраста и профессиональной направленности данная связь является своеобразным "большим секретом". Сам факт наличия такого "запечатанного в документах секрета" является на наш взгляд ключевой проблемой развития инновационного общества в России и явным методическим просчетом разработчиков новой модели образования, демонстрирующим их желание остаться в привычной роли "внешнего, а не солидарного управления" образованием.
Складывающаяся практика внешнего управления проектами (в основном финансами, а не человеческими мотивами) очень ресурсо - и времязатратна и противоречит известным законам психологии инновации: общее дело должно созидаться сообща, оно должно быть понятно и полезно всем; его творцом и автором может стать каждый.

Честный диалог необходим со всеми. У каждого из нас есть своя потребность в переменах образования, а не только у власти и какой-то части бизнеса. Использовать эту потребность необходимо уже сейчас. Перефразируя известный лозунг образования эпохи ускоренного индустриального развития СССР "Всем надо овладевать техникой!" (1934 год) лозунгом опережающего образования в наше время должен стать лозунг "Всем надо овладевать умением созидать инновации!". Главной его задачей становится развитие иного, инновационного мышления, не допускающего рассуждений в категориях "все и так хорошо". Требуется умение не обсуждать, а видеть, воспринимать и разрешать реальные проблемы общества, экономики, экологии и человека. Данная установка является мировоззренческой. Она должна составлять картину мира большинства населения. Изменение сознания большинства населения страны становится самой основной проблемой обновляющегося опережающего образования. Его важнейшими особенностями должны стать:
1. Ускоренная адаптация иного опыта;
2. Поощрение создания большого числа полезных нововведений (инноваций);
3. Новая роль образования: массовое созидание человека нового общества с новыми знаниями, умениями и компетентностями.

Ключевое звено здесь - человек, в руки которого передается судьба страны и формирование желанного будущего - это учитель; площадка формирование нового человека будущего, способного противостоять угрозам и проблемам - целенаправленное опережающее образование.

Образование ради "созидательного капитала"

Из вышеприведенного анализа следует, что основной целью пока многим не раскрывшегося опережающегося образования является не традиционная передача новым поколениям накапливающегося знания, а созидание большого числа людей Нового времени (11). Людей действия, способных не только обсуждать, но и успешно решать проблемы прошлого и будущего; людей, которые смогут управлять в своих интересах глобализацией и своей судьбой. Таким образом, целью образования становится не только и не столько подготовка специалистов к работе "нового инновационного уклада", а более широкая: массовая подготовка универсальных работников и членов будущего инновационного общества, людей с высоким человеческим, социальным и культурным капиталом: творцов и организаторов с востребованными новыми личностными качествами - критическим мышлением, творческими способностями; умением искать и находить нужные знания, большой смелостью, изобретательностью, оптимизмом, работоспособностью и уверенностью в себе; готовыми идти на риск и обладающих высоким уровнем солидарности и альтруизма (12). Конкурентоспособность страны впервые начинает определяться уровнем развития человеческого капитала; количеством людей, реально готовых к конкурентной борьбе, способных к генерации и реализации новшеств (13).

Нам представляется весьма значимым начать говорить о сумме двух важнейших капиталов - научном и предпринимательском, как едином "созидательном капитале". В этом новом позитивном для российских жителей образе может быть, наконец, найден тот необходимый компромисс людей науки и инновационных предпринимателей, востребованных временем. Главным качеством инновационного предпринимательского сообщества являются, как утверждал автор теории инновационного развития Й.Шумпетер, "креативность, потребность в инновациях и способность к их внедрению". Опережающее образование должно помочь найти таких людей, поддержать и развить их способности.

Объективная реальность такова, что в глобальной конкуренции преуспевать будет тот, кто будет способен быстрее и качественнее реализовывать свой полноценный проект будущего: массовое "производства" людей нового времени. В настоящее время можно говорить о глобальном переделе человеческих ресурсов мира, означающем жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными и нравственно развитыми людьми, - потенциальными носителями нового успеха и процветания. Именно это является истинной главной задачей опережающего образования, которая в модели современного российского образования сказана практически неслышным шепотом, а ситуация требует бить во все колокола и говорить об этом везде в полный голос. В первую очередь следует честно и открыто сказать это людям образования. И не только сказать, но и заключить, может быть впервые в истории России, с ними общественный договор о совместном пути к этой цели. Созидание нового образования - большая командная работа. Бесспорная цель развития страны без катастроф и поражений может стать основой отказа от узкопрофессионального мессианства, эгоизма и сложившейся практики выживания любой ценой и началом нового отсчета времени овладения разными группами интересов "великим искусством объединяться". Лишь так возможно появление и устойчивого целеполагания для образования и отчетливое видение будущего, столь важное для настоящего.

Исторический компромисс как повестка дня

Целенаправленный переход к инновациям нового вида связан как с высокой ценой завершенного цикла прямой инновации (от знания к продукту), большой неопределенностью результатов апробирования всех инноваций по очереди по методу перебора всех "соломинок" Эдисона, так и жесткими временными ограничениями глобальной конкуренции.

Принципиальная особенность "обратной инновации" состоит в том, что в ней главным действующим лицом является не сам творец идеи, а человек, организующий инновационный цикл - организатор, носящий часто разные имена - инновационный менеджер, антрепренер, инновационный предприниматель. Отсутствие целостного восприятия инновационного процесса и самой цели массового производства инноваций в современном мире является основной методологической проблемой нашего образования. Вопросом дня становится: возможно ли в короткое время совершить переход от установки людей образования "Высокая наука ради образования и науки" (известные парадигмы Гумбольдта и Бора, лежащие в основе современного университетского образования и фундаментальной науки) к установке инноваторов: "Знания ради блага людей и решения их острейших проблем!" (парадигма известных ученых ХIХ века Либиха и Пастера, целенаправленно искавших полезные знания для устранения угроз голода и массовых эпидемий).

Эти установки крайне разнонаправленны, как по целеполаганиям, так и по методам оценивания достигнутого результата. В первом случае результат научного поиска оценивается самим научным сообществом, во втором - рынком. Различие пространств оценивания приводит к тому, что эти два вида деятельности фактически являются различными и во многом конкурентными культурами с отчетливо выраженным конфликтом интересов, статусной конкуренцией и борьбой за ресурсы.
В инновационном обществе высокий уровень угроз "снимает" этот конфликт, потому что "команда общей цели" фактически является по выражению Питера Друкера единой хирургической командой скорой помощи, которая должна непременно "спасти больного" (разрешить проблему). Мобилизационное соперничество времен "холодной войны" вынуждало ученых и инновационных менеджеров работать вместе и вместе справедливо делить награды и признание. В настоящее время необходимо воссоздать эти традиции на новой основе.

России крайне необходим исторический компромисс между людьми этих культур: между гордыми и бедными детьми Гумбольдта и Бора (образование ради высокой науки), весьма малочисленными последователями Либиха и Пастера (знание ради блага людей) и одаренными инновационными предпринимателями, коммерциализирующими полезное знание в необходимые нововведения (инновации). Не будет этого компромисса, не будет совместной работы, инновационное развитие России будет по-прежнему под вопросом. О бедном гусаре России XXI века - предпринимателе-инноваторе - по многим причинам фактически некому замолвить слово. Молчание о нем не случайно и имеет достаточно исторических корней и, тем не менее, он крайне необходим новой России (14).

Формирование необходимого корпуса инновационных предпринимателей возможно лишь путем ускоренного развития опережающего образования в стране, Заметную роль может сыграть также и создание общенациональных университетов нового типа - инновационных и предпринимательских и многочисленных "школ Ломоносова" (по типу школ Эдисона в США), о которых не говорится ни слова в принятой модели нового образования.

Создание "критической массы" способных к совместной командной работе творцов и организаторов для грядущего инновационного общества России становится ключевым вопросом развития страны. Именно эти люди в состоянии создать в ближайшее время то "революционное, по выражению Э. Тоффлера, богатство", которое полностью изменит мир и позволит выйти России из исторической колеи догоняющего развития и обрести достойное будущее.

Очевидно, что для этого необходимы существенные коррективы видения, содержания и методологии развития опережающего образования в нашей стране. Прежде всего, оно должно стать общим делом и развиваться в максимально полном объеме для достижения общезначимой цели - созидания успешного инновационного общества.

_________________________________________________________________________________
1. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. http://mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust 08.doc

2. Москвич Ю.Н. Инновационное общество как реальность: ожидание чуда и новые тревоги. Новая социальная реальность глобального мира: кол. Монография / Отв. ред. В.И. Иванов [Серия: Библиотека актуальной философии]. - Вып. 3. - Красноярск: Изд-во "ЛИТЕРА-принт", 2008. - С. 5-36., http://www.dialog21.ru

3. Drucker P. F. Post-capitalist society // Harper Business, 1994. - 232 p.

4. Москвич Ю.Н. Творцы и созидатели нового мира: откуда пришли и куда держат путь. Осмысление глобального мира: коллективная монография / Отв. ред. Ю.Н. Москвич [Серия: Библиотека актуальной философии] Вып.1 - Красноярск: Изд-во, 2007. - С.5-56; http:// www.dialog21.ru

5. Юрьев А.И.: Финансовый капитал - форма прошлого, человеческий капитал - форма будущего // Санкт-Петербургский университет. - СПб., 2007. - N8(3756), http://www.spbumag/nw/ru/2007/08/18/shtml

6. Москвич Ю.Н., Коломейцева И.В. Становление профильного обучения. Школа N27 г. Красноярска накануне перехода на профильное обучение: анализ результатов опроса учителей, учащихся 8 и 9 классов и их родителей. Ю.Н. Москвич, И.В. Коломейцева; КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 84 с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года N1756-р.

8. Результаты экспертного опроса 1650 генеральных директоров крупных международных компаний Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit в 2008 году, http://www.kellyservices.ru.

9. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Заявление руководителей восьми ведущих стран мира, принятое на саммите в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 года. http://www.kremlin.ru/interdocs/2006/07/16/1744 ty.

10. Москвич Ю.Н. Интеллектуальный творческий класс - новая сила развития России. Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол. Монография / Отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. - Вып. 2. - Красноярск: Изд-во "ЛИТЕРА-принт", 2008. - С.203-224.

11. Москвич Ю.Н. Мир ценностей человека "общества знания": новый синтез. // Проблемы становления и развития национального самосознания: сб. ст. / Отв. ред. В.В. Бакшеева [Серия: Русский национальный текст]. - Вып.3. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - С. 22-27.

12. Москвич Ю.Н. Образование на пути к новым берегам: курс на сотворение человека нового мира. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 24-25 апреля 2008 года / Ю.Н. Москвич (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 124 с.

13. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол.наук, проф. А.И.Юрьева. - СПб.: Logos, 2006. - 512 с.

14. Москвич Ю.Н. Креативный класс России как основа инновационной экономики: состояние и перспективы. Интеллектуальные ресурсы: оценка и вовлечение в хозяйственный оборот: Материалы Всероссийской науч. конф. / Науч. ред. В.Ф. Шабанов. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С. 21-24.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован