31 мая 2002
101

КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ 02.02.01г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

103265, Москва, Георгиевский пер., д. 2 Тел. 292 42 60, факс 292 43 22

` 02` февраля 2001г. No 3.8 - 102

Президенту Российской Федерации
В. В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!

Несмотря на Ваши неоднократные указания по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции в целях декриминализации этой отрасли ситуация в ней остается сложной. В прошлом году вновь наметились негативные тенденции роста нелегально произведенной и реализуемой продукции вне системы государственного учета, без уплаты акцизов и налогов, а также количества смертельных случаев от отравления некачественной алкогольной продукцией.

В этой связи направляю Вам Обращение участников совместного заседания Экспертного Совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и тонизирующих напитков при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комиссии Совета Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и пива, принятое 22 декабря 2000 года, а также материалы Счетной палаты Российской Федерации от 3 января 2001 г.

Прошу поручить Правительству РФ учесть содержащиеся в них предложения при разработке нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.

Председатель Комитета С.Ю.Глазьев


г.Москва. Государственная Дума ФС РФ 22 декабря 2000 г.

Обращение

участников совместного заседания Экспертного Совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и тонизирующих напитков при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комиссии Совета Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и пива.


Президенту Российской Федерации Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!
Участники совместного заседания Экспертного Совета по вопросам Государственного регулирования производства и оборота этилового спирта. спиртосодержащей и алкогольной продукции и тонизирующих напитков при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комиссии Совета Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива. В лице депутатов Государственной Думы, представителей отраслевых министерств и ведомств. администрации субъектов Российской Федерации, представителей предприятий, проводящих и реализующих алкогольную продукцию, научно-исследовательских институтов. специалистов, экспертов, обсудив законодательные предложения по регулированию производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также аналитические материалы по данной тематике отмечают следующее:

Основными причинами консервации негативных тенденций на алкогольном рынке является:

1 .Преобладание у федеральных министерств и ведомств фискальных интересов в регулировании производства и оборота алкогольной продукции без учета реально складывающейся социально экономической ситуации.

2. Несогласованность действий, а зачастую дублирование функций Министерства экономического развития и торговли. Министерства финансов, МНС. ГТК по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта. спиртосодержащей и алкогольной продукции. Следствием этого стало создание худших правовых условий для работы легальных отечественных производителей перед импортерами алкоголя и теневым рынком.

3. Неисполнение федеральными и региональными органами власти положений федерального закона `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции`, предусматривающего создание механизма контроля качества алкогольной продукции, объемов ее производства и оборота. стимулирование безотходных технологий, защиту отечественного производителя данной продукции.

4. Инициирование федеральными и региональными органами исполнительной власти законодательных инициатив, разработка и принятие нормативных документов ухудшающих положение легального отечественного производителя алкоголя перед импортерами и теневым рынком К таким инициативам можно отнести: необоснованное повышение акциза на алкогольную продукцию на 2000 г.; введение акциза на непищевую спиртосодержащую продукцию, увеличение числа проводимых административных проверок предприятий. прежде всего по производству алкогольной и спиртосодержащей продукции в ущерб контролю за розничной торговлей; предложение о снижении в 30 раз действующих ставок по лицензированию импорта алкогольной продукции: предложение о фактическом отказе от современных технологических средств контроля с введением субъективных затратных форм контроля в виде налоговых постов; внесение законодательных инициатив ущемляющих права субъектов РФ в части контроля за качеством и объемом реализуемой на их территориях алкогольной продукции и ведущих практически к уничтожению созданных в регионах систем контроля.

В результате отмеченных действии в России сложился и длительное время без значительных изменений существует теневой рынок производства и оборота спирта и алкогольной продукции, доходы от которого измеряются десятками миллионов рублей. Загруженность отечественных мощностей по производству спирта и алкогольной продукции составляет в среднем по России не выше 30-35 %. Не созданы эффективные технологические звенья переработки местного сельскохозяйственного сырья. В основном вводятся мощности только по разливу алкоголя.

Не отработан механизм привлечения доходов от алкогольного рынка на финансирование агропромышленного комплекса, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов питания, решение социально-экономических проблем регионов не имеющих собственных мощностей по производству спирта и алкоголя. Ряд тонизирующих напитков с содержанием алкоголя до 8-12% необоснованно отнесен к безалкогольным. По данным Госкомстата в январе-июле 2000г. смертность от случайных отравлений алкоголем увеличилась на 43, 5 %, а по мнению экспертов она гораздо выше поскольку система учета причин отравлений не отражает реальной ситуации.

В ряде регионов произошло снижение легального производства на 30 и более процентов. По итогам первого полугодия 2000 года импорт алкогольной продукции в ценовом соотношении превысил экспорт в 5 раз.

В соответствии со второй частью Налогового кодекса с 1 января 2001 г. в силу вступил новый механизм взимания акцизов с алкогольной продукции. 50% ставки акциза должен уплачивать производитель алкогольной продукции, и 50% ставки акциза должен уплачивать акцизный склад оптовой организации (или акцизный склад производителя) в при поставке алкогольной продукции в розничную сеть или предприятия общественного питания, находящиеся на территории этого региона. Данный механизм позволяет, во-первых. сделать алкогольную продукцию легального производителя более конкурентоспособной, во-вторых, позволяет снять проблему регионального сепаратизма на алкогольном рынке, так как регионы становятся одинаково заинтересованы как в ввозной, так и в местной продукции.

Однако, беспокоит сложившаяся ситуация с реализацией данного механизма. В соответствии с рекомендациями парламентских слушаний, проведенных Комитетом по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы 15 июня 2000 г., в соответствии с заключением Экспертно-Консультативного Совета по вопросам разработки законодательных актов в области виноделия, производства и оборота алкогольной продукции и пива при Комитете по бюджету и налогам, экспертному заключением Временной комиссии Совета Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции контроль за уплатой акциза оптовыми организациями (акцизными складами) необходимо возложить на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта необходимость обусловлена, во-первых, отсутствием у МНС штата квалифицированных сотрудников, достаточного для осуществления контроля за работой акцизных складов, необходимой материально-технической базы. Во-вторых, у МНС нет отработанной методики контроля за движением продукции на акцизных складах. В-третьих, с введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового Кодекса на МНС ложится серьезная нагрузка,. связанная с. другими налогами (например, с социальным налогом), которая потребует предельной концентрации сил. За последние три-четыре года в большинстве субъектов Российской Федерации введены дополнительные меры, направленные на усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Как правило, эти меры заключаются в проверке документов, подтверждающих законный оборот алкогольной продукции, поступающей в субъект Российской Федерации, проверке ее качества и нанесении на каждую бутылку алкогольной продукции региональной идентификационной марки (защитного знака) и контролем за реализацией в розницу алкогольной продукции при обязательном условии

За последние три-четыре года в большинстве субъектов Российской Федерации введены дополнительные меры, направленные на усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Как правило, эти меры заключаются в проверке документов, подтверждающих законный оборот алкогольной продукции, поступающей в субъект Российской Федерации, проверке ее качества и нанесении на каждую бутылку алкогольной продукции региональной идентификационной марки (защитного знака) и контролем за реализацией в розницу алкогольной продукции при обязательном условии наличия на ней идентификационной марки (защитного знака). Системы идентификации алкогольной продукции, введенные в большинстве субъектов Российской Федерации. доказали свою эффективность в плане контроля за качеством алкогольной продукции. контроля за оборотом алкогольной продукции, анализом количественных показателен регионального алкогольного рынка. За время работы систем идентификации накоплен серьезный опыт. наработана база данных, подготовлен штат высококлассных специалистов. налажено и работает необходимое оборудование. Все это показывает, что при заинтересованном участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможен эффективный контроль за оптово-розничной реализацией алкогольной продукции. Необходимо использовать созданные в субъектах Российской Федерации системы идентификации алкогольной продукции, для контроля за акцизными складами.

Для эффективного контроля за уплатой акциза с оптового звена необходимо применять новейшие технологии, успешно работающие во многих субъектах Российской Федерации (Санкт-Петербург. Ленинградская область. Краснодарский край. Ханты-Мансийский округ. Свердловская обл. и др.). В различных субъектах Российской Федерации региональные специальные марки должны существенно различаться, что позволит избежать наличия поддельных марок. Технология нанесения региональных специальных марок должна обеспечивать максимальную производительность при маркировке, исключать возможность их повторного использования и обеспечивать идентификацию алкогольной продукции.

В соответствии с подготовленными Правительством постановлениями. утверждающими `Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию`, а также `Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой` системы идентификации алкогольной продукции, созданные в 72 субъектах Российской Федерации упраздняются, а их место должно занять МНС. При этом полностью прекращается идентификация качества алкогольной реализуемой в розничную сеть продукции. Региональные специальные марки единого образца будут изготавливаться, по всей видимости. Госзнаком. При этом их потребуется наносить вручную на акцизных складах, намазывая на каждую марку слой клея, и растаривать алкогольную продукцию. МНС придется организовать прием на работу более 3 тысяч новых сотрудников, заниматься их обучением. При этом правительство должно будет изыскать дополнительные средства федерального бюджета. Средства также потребуются на техническое оснащение данных сотрудников приборами контроля за подлинностью региональных специальных марок, а также техническое оснащение МНС системой учета движения продукции на акцизных складах.

Порядок взаимодействия МНС и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мог бы выглядеть следующим образом:

Требования к региональным специальным маркам (размеры, содержание информации на них, правила нанесения, цены. порядок защиты) устанавливает Правительство Российской Федерации. Организация, уполномоченная субъектом Российской Федерации, размещает заказ на изготовление региональных специальных марок и поставляет их акцизным складам, аккредитованным на поставку алкогольной продукции в розницу и общественное питание на территории данного субъекта Российской Федерации. Региональные специальные марки поставляются в количестве, соответствующем заявке акцизного склада на партию алкогольной продукции, после проверки качества и документов, подтверждающих легальность данной партии алкогольной продукции, после получения подтверждения от территориального УМНС оплаты авансового платежа в соответствии с требованием абзаца 5 п. 2 статьи 193 Налогового Кодекса. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации аккредитует лаборатории для работы в региональной системе идентификации качества алкогольной продукции в соответствии с едиными требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Организацию контроля качества и документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции, осуществляет организация, уполномоченная субъектом Российской Федерации. Контроль за движением на акцизных складах алкогольной продукции осуществляет сотрудник организации, уполномоченной субъектом Российской Федерации. Данный сотрудник (сотрудники) осуществляет непрерывный контроль за работой акцизного склада, находясь непосредственно на акцизном складе в период его работы. Информацию о движении алкогольной продукции акцизный склад ежедневно предоставляет в установленном порядке организации, уполномоченной субъектом Российской Федерации. Данная организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации предоставляет информацию о движении продукции на акцизных складах, расположенных на территории региона, в территориальное УМНС.

Необходимо отметить, что описанная выше схема взаимодействия реально работает в большинстве регионов. Ее функционирование не требует затрат средств из федерального бюджета. Во многом благодаря именно такому взаимодействию в период с 1998 года произошло значительное усиление государственного регулирования области производства и оборота алкогольной продукции.

В соответствии с требованием 7 абзаца п. 2 статьи 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уже с 1 января 2001 года `запрещается реализация алкогольной продукции в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой`.

Подготовка к реализации Постановления Правительства `Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и уплаты авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию` потребует не менее 2 месяцев. На 2 месяца либо необходимо запретить (в соответствии с требованием Налогового кодекса Российской Федерации) всю розничную реализацию алкогольной продукции (на том основании, что на ней нет региональных специальных марок), либо признать существующие в 72 субъектах Российской Федерации региональные идентификационные марки теми региональными специальными марками, о которых идет речь в Налоговом кодексе. .

Пока ситуация не ясна. многие производители и оптовики приостанавливают реализацию, опасаясь ответственности за нарушение запретительных норм. содержащихся в части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Для уменьшения отмеченных негативных явлений участники совещания предлагают:

1. Поручить Министерству по налогам и сборам в течение 2 недель разработать порядок взаимодействия региональных УМНС и организации, уполномоченной субъектом Российской Федерации в целях реализации положений главы `Акцизы` части 2 налогового кодекса.

2. Признать существующие региональные идентификационные марки (марки качества) региональными специальными марками. Правительству Российской Федерации разработать единые требования к цене, размеру марок.

3. Принять в качестве базовых следующие критерии оценки социально-экономической ситуации на алкогольном рынке по следующим группам и направлениям:

А - социальные
1) Смертность от алкогольных отравлений, алкогольная зависимость, влияние алкоголя на продолжительность жизни.
2) Качество потребляемых алкогольных напитков.

3) Объем потребления абсолютного алкоголя на одного человека в год.

4) Структура потребляемых алкогольных напитков.

5) Соотношение легального и нелегального производства.

6) Социально-экономическая ориентация рынка (размер доходов, поступающих на решение социальных проблем)

Б - экономические
1) Эффективность использования отечественных трудовых, энергетических и сырьевых ресурсов по сравнению с аналогичными рынками других стран.
2) Емкость внутреннего алкогольного рынка.

3) Экспортные возможности рынка

4) Структура спроса.

5) Себестоимость производства алкоголя.

6) Налоговая - акцизная политика государства (коэффициент бюджетной рентабельности).

7) Эффективность использования капиталовложений в производства алкоголя (уровень загруженности производственных мощностей/ рентабельность).

4. Предложить Правительству рассмотреть вопрос о назначении Минздрава РФ ответственным за координацию работы по выработке социально-экономических критериев.

5. Учитывая важность рассматриваемой проблемы и ее социально экономическую значимость для России создать при президенте РФ экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта. спиртосодержащей алкогольной продукции и тонизирующим напиткам, с включением в его состав представителей от экспертных советов комиссий образованных при законодательных и исполнительных органах власти РФ. Заключения и рекомендации, предложенные данным экспертным советом обязательно учитывать при принятии нормативных документов по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

6. Предложить Совету Федерации, Государственной Думе. Правительству РФ проанализировать по итогам за 2000 год эффективность механизма реализации правовых норм по повышению акцизных ставок на алкогольную продукцию, лицензированию ввода новых мощностей по производству алкоголя, предложений по изменению региональных систем контроля за качеством алкогольной продукции, уменьшению ставок лицензионного сбора по импорту алкогольной продукции, критериев оценки смертности от отравления алкоголем и по результатам анализа внести соответствующие изменения в законодательные и нормативные акты, а также предложения по персональной ответственности лиц. инициирующих п настаивающих на принятии нормативных документов, повлекших отрицательные социально-экономические последствия.

7. Направить запросы и дать соответствующие поручения контролирующим и правоохранительным ведомствам на предмет неисполнения федерального законодательства по вопросам государственного регулирования производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции отдельными министерствами и ведомствами, проверки деятельности фирм, систематически не уплачивающих налоги или занимающихся производством и оборотом алкоголя с нарушением действующего законодательства.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован