02 марта 2003
1000

Кому быть премьером? В России об этом спорят не первый год


Благоденствие народов и государств, равно как и социальные, экономические потрясения, обычно связывают с правительствами. Россия - не исключение. Наш Белый дом критикуют, что называется, и сверху, и снизу, справа и слева. То одна, то другая партия требуют отставки кабинета, его главы. Многое, конечно, зависит от человека на таком высоком посту. А кто имеет право его занять? Об этом серьезно задумался заместитель председателя депутатской группы "Регионы России" Андрей Климов. И подготовил законопроект "О правительстве". Коллеги благожелательно восприняли сей документ, а затем отклонили. Почему?

- Наша Конституция содержит прямые ограничения для претендующих на многие должности. Главное из этих ограничений - гражданство. Так и записано: прямое участие в делах государственной власти - прерогатива граждан Российской Федерации. В самом деле, недопустимо, чтобы, положим, на посту Председателя правительства оказался человек, преследующий интересы не России, а какой-то иной страны.

На деле, оказывается, не все так ясно и понятно.

При анализе текста Основного Закона, правовых актов вообще, выяснилось: нет в них ограничений, конкретно касающихся Председателя правительства. А ведь по Конституции он, в случаях, когда президент не в состоянии вести государственные дела, автоматически становится исполняющим его обязанности. Человек, ставший премьером, окажется в одночасье и Главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Я в свое время внес законопроект "О правительстве". Он предусматривает определенные требования к кандидату на этот пост. Их всего три: должен быть гражданином РФ, не моложе 30 лет, проживать на территории Российской Федерации не менее семи лет.

Законопроект в первом чтении получил конституционное большинство, свыше трехсот голосов. Однако вслед за этим поступили отрицательные отзывы от правительства Российской Федерации, из других уважаемых учреждений. И это, очевидно, поколебало депутатские ряды. Законопроект был отклонен.

Основная полемика развернулась вокруг двух позиций. Первая - возраст кандидата на пост премьера. Одни говорили, надо его "омолодить": не 30 лет, а меньше. Другие считали возрастной ценз вообще неприемлемым. Третьи, кажется Жириновский, предлагали поднять его до 45 лет.

Кроме того, активно обсуждалось гражданство. Депутаты записали: оно не может быть двойным. И тут мы споткнулись. Например, жители Белоруссии. По нашим союзным обязательствам они вроде должны обладать тем же объемом прав, что и россияне. Последние, в свою очередь, такими же возможностями на территории Белоруссии. Я пытался объяснять: если международный договор предусматривает иную норму, значит, она и действует в подобных случаях. Тем не менее, законопроект не набрал трехсот голосов.

- И что же вышло, в конце концов?

- Теперь я представил проект в другой редакции, крайне упрощенной. Тут фактически одно предложение. Президент, как и прежде, вносит в Государственную Думу кандидатуру Председателя правительства. Дальше такая запись: "Из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства". Почему иностранного? Потому что республики в составе РФ по Конституции, во всяком случае, у нас, тоже государства. Таким образом, закрываем доступ лицам с двойным гражданством на пост главы российского правительства.

Завязалась дискуссия: может ли, например, Борис Абрамович Березовский после принятия этого закона, быть премьер-министром? Как автор говорю совершенно точно: нет! Я мог бы долго перечислять нормы Конституции, которые позволяют реализовать это положение. Но лучше, если будете задавать вопросы.

- Андрей Аркадьевич, государственные органы власти имеют несколько уровней. Распространяются ли эти требования на другие, более низкие? И к чему, на ваш взгляд, может привести участие иностранного гражданина в управлении Россией? Не повлечет ли за собой расовую ненависть?

- Последнего вообще не понимаю. Если негр, допустим, наш гражданин, и только, то может стать Председателем правительства. Так же и китаец, японец, француз, любой другой. Но когда русский одновременно россиянин и гражданин, допустим, Австралии, ему нельзя доверять пост премьера.

Теперь о других уровнях власти. Есть Закон о государственной службе. Там нет ограничений, связанных с двойным гражданством. Отчасти это объясняется тем, что первые лица, в том числе в муниципальных образованиях, избираемы народом. Тут все очень просто. Любой кандидат обязан публично объявить, является ли он гражданином еще какой-то страны. Если люди прямым тайным голосованием решили: "Второе гражданство - не помеха", слава Богу. В случае с премьером - другая история. Его выдвигает один человек - президент. Что может Государственная Дума? Трижды сказать: "Нет". После чего сама будет автоматически распущена.

- Не считаете ли вы, что наличие крупной суммы в иностранном банке у премьера или у министра хуже, чем второе гражданство? В таком случае он заложник своего капитала.

- Люди, которые находятся на этих постах, вообще достаточно уязвимы. У них есть близкие, которые рискуют попасть в руки террористов. Можно сколько угодно фантазировать на сей счет.

"Гражданство" - понятие нематериальное. Человек официально вступил в связи с другим государством, например США, клятву принес на верность. В США платит налоги, там же, по их конституции, может быть избран президентом. И одновременно рассматривается на пост премьера нашей страны. Непонятно.

Что касается счетов в банках. Все-таки мы живем в государстве рыночном. Если деньги получены законным путем - одна история. Криминальным - совершенно другая. За это можно наказывать, преследовать, согласно Уголовному кодексу. Кстати, у премьер-министра нет неприкосновенности, в отличие от президента или депутата.

- Члены правительства должны состоять в какой-либо партии?

- В Конституции такого положения нет, а на деле что? Вот я собираюсь баллотироваться в Государственную Думу как независимый кандидат. Должен пройти множество процедур, подчас нелепых. В бюллетене для голосования буду значиться как самовыдвиженец, чуть ли не самозванец. А представитель какой-либо "диванной" партии пойдет без проблем по федеральному списку.

Теперь, говорят, и президент должен быть партийным, и члены правительства. Полный абсурд. Как бы мы не пришли к партократии в самом ее ущербном виде. Чем это заканчивается, показала новейшая наша история.

- Может ли, с учетом наших связей с Белоруссией, на пост Президента России баллотироваться Александр Лукашенко?

- Этот вопрос регулируется Законом "О выборах Президента Российской Федерации". А мы с вами говорим о Председателе правительства. Но когда Лукашенко станет гражданином России, это будет в принципе возможно.

- Предлагаемые вами поправки как-то связаны с личностью Михаила Касьянова?

- Ни с кем конкретно не связаны. Моему законопроекту не один год. Его уже связывали с огромным количеством фамилий.

- До конца полномочий нынешнего созыва Государственной Думы успеете закон провести?

- Недавно заседал профильный комитет. Фактически все - а тут представители разных политических сил - меня поддержали. Я очень надеюсь на успех и, конечно, волнуюсь. Неужто и теперь будут те, кто против? Либо воздержатся, сделают вид, что нет их в зале? Любая из таких комбинаций, нам хорошо известных, означала бы: эти господа готовы сделать Председателем правительства гражданина любой другой страны. Мне бы хотелось им в глаза посмотреть, запомнить фамилии. На всякий случай. Чтобы знать, от кого ждать беды.


http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован