20 ноября 2012
7538

Конец легенды: ушел из жизни Борис Стругацкий

В Петербурге на 80-м году жизни скончался Борис Стругацкий. Его романы и повести - большинство были написаны в соавторстве с братом Аркадием еще полвека назад - стали символом своего времени. Книгами Стругацких зачитываются и в наши дни. "Пикник на обочине", "Хищные вещи века", "Трудно быть богом", "Отель "У погибшего альпиниста" - не просто классика научной фантастики, все эти произведения давно вышли за привычные рамки жанра.

Сегодня кажется - их фантастика и их миры были всегда. С книгами Стругацких росли поколения. С ними не расставались, переходя в другой возраст. Братьев было двое - Аркадий и Борис, а писатель Стругацкий - один. Не стало последнего из великого дуэта - Бориса Натановича.

"Сказать, что они классики, значит ничего не сказать. Стругацкие были лучшими сюжетистами нашей литературы, по-моему в XX веке", - говорит прозаик, поэт, сценарист, Заслуженный деятель искусств России Юрий Арабов.

Он был младше своего брата на восемь лет. Пережил блокаду. Потом был матмех Ленинградского университета, работа в Пулковской обсерватории. Свою первую совместную повесть о путешествии на Венеру - "В стране багровых туч" - Стругацкие писали на спор. Ставкой была бутылка шампанского. Всего за три с небольшим десятилетия совместного творчества появились около 30 повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев и пьес.

"Он был могучий человек, могучий писатель. Я думаю, что жизнь его произведений будет продолжаться и без него, с огромным интересом со стороны и молодежи, и среднего поколения", - убежден Народный артист РСФСР Михаил Державин.

Их можно было читать с любого места. О самих же Стругацких почти ничего не знали. Хотя они оставались живой легендой. После смерти брата, Борис Натанович жил тихой несуетной жизнью в обычной петербургской квартире на улице Победы. Избегал публичности, почти не давал интервью. Одно из немногих - сделано любительской камерой.

"Раздаются голоса, что идеалы вообще не нужны, - говорит писатель. - Что вообще не надо думать о будущем. Надо думать о сегодняшнем дне. Чтобы сегодня все были сыты. Все одеты. Все при деле. Чтобы не было бездельников. Это все правильно, но это же легко сказать, что не надо думать о будущем. По-моему, это невозможно".

Мода на братьев Стругацких захватила страну еще в 70-х. Девять раз переписав "Пикник на обочине", Тарковский снимает "Сталкер". А повесть "Понедельник начинается в субботу" ляжет в основу новогодней сказки Константина Бромберга "Чародеи", уже почти 30 лет - главного новогоднего кинохита страны.

"Будущее - это тщательно обезвреженное настоящее", - напишут Стругацкие. Все думали, они предсказали перестройку в СССР, а выяснилось - всю нашу современность, в мировом масштабе. И в этом актуальность киноосмыслений "Трудно быть богом" Германа-старшего и "Обитаемый остров" Федора Бондарчука.

В книгах Стругацких одни находили философию, другие фантастику и философию, третьи - политические идеалы. В советскую эпоху Стругацкие писали на грани диссидентства. В роман "Трудно быть богом" цензоры внесли сотни поправок. Но не затемнили главных смыслов.

После смерти брата Борис Натанович продолжил писать в одиночку - под псевдонимом Сергея Витицкого. Его последний роман "Бессильные мира сего" вышел в 2003-м. "Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего делать". Этот эпиграф одной из их книг, наверное, мог бы стать лучшей эпитафией к жизни и судьбе Стругацких, пригласивших всех нас в свои удивительные миры. Ведь на всех обитаемых планетах, как говорили они сами, дороги ведут к тем, кто их строил.

Автор: Дмитрий Кайстро

http://www.vesti.ru/doc.html?id=963842
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован