Эксклюзив
16 декабря 2014
6547

Константин Кокарев: К российско-китайским отношениям

Нынешнее состояние российско-китайских отношений свидетельствует о стремлении Китая проводить самостоятельную внешнюю политику и не менять её принципиальные положения в угоду планам США.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года Президент России В.В. Путин, отмечая очевидный и длительный прогресс в развитии стран АТР, упомянул о том, что среди "азиатских локомотивов глобального экономического развития имеется немало искренних друзей и стратегических партнеров России". "И Россия, как тихоокеанская страна будет всесторонне использовать этот громадный потенциал". Речь в данном случае идет, в том числе, и о Китае, с которым наша страна поддерживает отношения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства.

Китай, как известно, так же, как и Россия, стремится проводить самостоятельную внешнюю политику и, по всей вероятности, пока не собирается менять ее принципиальные положения в угоду планам США и их союзников, включая изоляцию России от внешнего мира. Об этом свидетельствуют нынешнее состояние российско-китайских отношений, действующие российско-китайские договоренности, а также итоги прошедшего 28 ноября с.г. совещания в ЦК КПК по вопросам внешней политики КНР.

Что лежит в основе наших устойчивых двусторонних отношений?

Во-первых, Россия и Китай, как всем хорошо известно, имеют одну из самых протяженных межгосударственных границ в мире. Они являются крупными соседними державами, дружественные и взаимовыгодные отношения между которыми являются обязательными условием их успешного развития. Именно это диктует здравая логика историко-политического и экономического развития наших стран, а также та "политика соседства", которую Китай реализует в настоящее время в интересах достижения "двух целей текущего столетия".

Во-вторых, двусторонние отношения основаны на договорно-правовой базе, ключевыми элементами которой являются соглашения о границе между Россией и Китаем, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанный в июле 2001 года в Москве, а также многие другие двусторонние документы. За годы, прошедшие со времени подписания указанного Договора, товарооборот между двумя странами увеличился с 5,7 млрд дол. почти до 100 млрд дол. США. Через пять лет он должен составить 200 млрд дол.

В-третьих, Россия и Китай представляют собой два огромных рынка, при этом Россия располагает колоссальными природными ресурсами, серьезным научным потенциалом и достижениями в ряде отраслей экономики (космос, энергетика). Китай же является сегодня второй экономикой мира, он обладает значительным потенциалом для экономического сотрудничества с нашей страной. В совокупности все это делает очевидным взаимную выгоду всего спектра отношений между двумя странами. И по сути, надо отметить, мы еще только-только выходим на стартовые позиции масштабного сотрудничества, оцениваем и согласовываем его с перспективными планами развития наших стран.

В-четвертых, Россия географически расположена между Китаем и Европой, что делает Москву естественным союзником Пекина в осуществлении, во-первых, Стратегического плана сотрудничества Китая и ЕС на период до 2020 года с задачей выхода к указанному сроку на уровень товарооборота, равного 1 трлн дол. США, и во-вторых, геостратегического проекта Китая по развитию так называемого экономического пояса шелкового пути и прилегающих к нему территорий почти с трехмиллиардным населением.

Китай же, в свою очередь, стратегически важен для России с точки зрения реализации проектов Евразийского экономического союза и Евразийского союза, а также продвижения ее интересов в АТР, включая страны Большой Восточной Азии. Во время майского (2014 года) визита Президента России в Китай стороны договорились продолжить поиск возможностей для "сопряжения" обеих инициатив (экономический пояс шелкового пути и Евразийский экономический союз), исходя из "важности, которую представляет взаимодополняемость интеграционных процессов в Азии, на евразийском пространстве, а также в Европе". По мнению российской стороны, итоги последних двусторонних встреч на высшем уровне (2014 г.), подписанные российско-китайские документы представляют собой "реальную программу действий, по меньшей мере, на ближайшие 10-12 лет".

В-пятых, и для России, и для Китая критически важным является обеспечение надежной и неделимой безопасности в ее региональном и глобальном измерениях. Стороны понимают, что только совместными усилиями возможна успешная реализация в АТР открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на принципах международного права, внеблоковых началах и учете законных интересов всех сторон.

Действуя в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Москва и Пекин намерены "продвигать согласованные подходы в сфере построения такой архитектуры безопасности и обеспечения устойчивого развития в АТР". Сторонами данный международный институт рассматривается в перспективе в качестве структуры, которая в большей мере, нежели остальные, будет учитывать политико-экономические и культурно-исторические особенности именно азиатских государств в решении актуальных проблем развития региона и обеспечения его безопасности.

Говоря о проблемах безопасности нельзя не отметить одно из положений заявления сторон, сделанного в ходе майского (2014 года) визита В.Путина в Китай. Речь идет о необходимости "противостоять вмешательству во внутренние дела других государств, отказаться от языка односторонних санкций, от организации, финансирования и поощрения деятельности, направленной на изменение конституционного строя другого государства". Мы рассматриваем это как выражение солидарности с российским подходом к разрешению кризисных ситуаций в целом ряде государств, включая Украину.

Заметим также одну немаловажную деталь. В упомянутом российско-китайском Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сказано о том, что "в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из договаривающихся сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из договаривающихся сторон, договаривающиеся стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы" (ст.9).

В-шестых, скоординированные действия России и Китая могут способствовать успешной реформе международных политических, финансово-экономических и военно-политических отношений в условиях усиления глобальной взаимозависимости развития стран и регионов. Среди таких проблем - подходы к реформированию Совета Безопасности ООН и международной финансово-экономической архитектуры, обеспечение безопасности и мирного освоения космоса, цивилизованное использование информационно-коммуникационных технологий в интересах формирования благоприятной внешней среды развития государств и отношений между ними.

В рамках такого взаимодействия Россия и Китай намерены расширить влияние государств, объединенных в формате ШОС и БРИКС. Это влияние должно включать такие сферы, как тесное сотрудничество в урегулировании региональных конфликтов, нераспространение оружия массового уничтожения, борьбу с транснациональным терроризмом, защиту международной информационной безопасности и другие области. Несмотря на присутствующий у ряда западных наблюдателей скептицизм относительно "функциональных возможностей" указанных форматов, тем не менее, уже сейчас их воздействие является заметным и развивается по восходящей траектории.

В-седьмых, нынешнее состояние отношений Москвы с Вашингтоном и его западными союзниками оказывает значительное влияние на российско-китайские связи. Во время визита в Китай в ноябре 2014 года В.В. Путин подчеркнул "чрезвычайную важность российско-китайского взаимодействия для того, чтобы удерживать мир в рамках международного права, делать его более стабильным и прогнозируемым". И в этих целях, надо понимать, укрепление военных связей между Россией и Китаем также не будет лишним.

Конечно, сотрудничество между такими крупными странами, какими являются Россия и Китай, охватывают широкий круг тем, успешная проработка которых не может осуществляться без преодоления разного рода проблем, противоречий. Основой и гарантией их успешного преодоления являются свойственные российско-китайским отношениям взаимное доверие, невмешательство во внутренние дела сторон, понимание особенностей их развития, взаимная поддержка и выгода, имея при этом в виду соблюдение национальных интересов и обеспечение безопасности России и Китая.

В то же время, как сказано в Послании Президента России, "мы ни при каких обстоятельствах не собираемся сворачивать наши отношения с Европой, Америкой". Но здесь очень важным и необходимым является переосмысление западными партнерами отношений с Россией в духе "классического реализма" во внешней политике, сторонников которого, полагаем, немало на Западе, включая экспертов в области внешней политики и безопасности.


Константин Анатольевич Кокарев
первый заместитель директора РИСИ
доктор исторических наук
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован