30 ноября 2005
1673

Константин Ромаданов о тарифной политике правительства Коми

С 1 октября этого года в Республике Коми изменились тарифы на тепло. Они выросли на минимально возможном уровне "коридора", предложенного федеральным центром. С 1 января 2006 года повысятся тарифы на электроэнергию. До сих пор официально ответа, каким будет этот рост, не было. О тарифной политике правительства Коми рассказал руководитель Службы РК по тарифам Константин Ромаданов, сообщает "Комиинформ".

- Константин Юрьевич, что изменилось в тарифной политике Республики Коми в минувшем году, как тарифы формируются сегодня?

- Во-первых, на стадии формирования производственных программ и балансов энергии на 2006 год особое внимание уделялось обоснованности объемов потерь в электрических и тепловых сетях, а также удельных расходов топлива на выработку энергии, т.е. параметров в первую очередь влияющих на окончательную стоимость Гкал и кВт/ч.

Во-вторых, что касается баланса электроэнергии и мощности, Службой по тарифам была проведена работа по согласованию с ФСТ России загрузки наиболее эффективных генерирующих мощностей в Республике, это безусловно Печорская ГРЭС и ТЭЦ "Монди бизнес пейпа", что позволило снизить среднюю стоимость электроэнергии.

В третьих, в этом году ликвидировано перекрестное субсидирование между электроэнергией и теплоэнергией путем установления с 01 октября 2005 года тарифов для ТГК N9, обеспечивающих рентабельную работу при производстве тепла.

Однако остались вопросы, которые предстоит решать при установлении тарифов на 2006 год. Это, прежде всего, перекрестка между промышленными потребителями и населением, потому что ни для кого не секрет, что промышленность фактически дотирует население в части тарифов на электроэнергию.

- С точки зрения рядового обывателя это неплохо.

- Это только на первый взгляд. Не забывайте, что для промышленности тарифная политика - вопрос выживаемости, развития. При завышенных тарифах растут издержки производителей, падает конкурентоспособность продукции, растет ее цена. А это влияет и на рост цен в регионе. Отсюда - инфляция. Сегодня на промышленность делается особая ставка, производство создает рабочие места, вкладывает значительные средства в социальную сферу, поддерживает и развивает инфраструктуру. Это, в конечном счете, положительно влияет на экономику республики, на доходы каждого ее жителя. Именно поэтому в стране держится твердый курс на ликвидацию "перекрестки". Та же задача стоит и перед нашей службой.

- Цены на теплоэнергию, поднялись на минимально возможном уровне "коридора", который установила ФСТ. Многие связали это с неким компромиссом, который достигло Правительство Коми и "Комиэнерго".

- При расчетах Служба по тарифам руководствуется не политическими или психологическими факторами, а экономическими критериями. Расчеты мы действительно вели совместно с энергетиками, в итоге по теплоэнергии пришли к тем цифрам, которые действуют с 1 октября 2005 года. Эти тарифы утверждены вплоть до 2007 года, то есть они не будут пересматриваться более чем один год.

- В сентябре было подписано "мировое соглашение" Правительства республики и "Комиэнерго". Это значит, что расчеты энергокомпании совпали с вашими?

- Важен итог. Я не буду комментировать те цифры, которые в этом году изначально предлагали энергетики. Однако скажу, что мы договорились. Этому предшествовала напряженная совместная работа, и отрадно, что стороны смогли прийти к компромиссу. Скажу больше: мы вместе защищали энергетический баланс Республики Коми, договаривались с другими производителями энергии. Например, дополнительный объем электроэнергии от ОАО "Монди бизнес пейпа - Сыктывкарский ЛПК" позволит разгрузить юг республики. ОАО "Печорская ГРЭС" пошло на максимальную выработку энергии, причем настолько, что больший объем просто невозможно выдать из-за существующих сетевых ограничений. Словом, мы вместе с "Комиэнерго" провели немалую работу, чтоб загрузить самые эффективные мощности по генерации энергии.

- Проводилась ли работа с "Комиэнерго" по управлению издержками, чтобы за счет их снижения снизить рост тарифов?

- Такая работа проводится постоянно, и не только с Комиэнерго, а со всеми поставщиками тепловой и электрической энергии в Республике. При этом, на наш взгляд, одним из наиболее действенных механизмов является стимулирование эффективных инвестиций в производство. Кроме того, не только и не столько тариф должен и может являться источником для этих инвестиций. Существующее законодательство о тарифном регулировании позволяет использовать в качестве источников заемные средства, которыми могут выступать кредиты банков или облигационные займы. Либо это могут быть дополнительные выпуски акций. И именно эти источники заставляют повысить ответственность менеджмента энергокомпаний за качество принимаемых инвестиционных решений.

- И все же - насколько отразится на кошельке рядовых потребителей максимальное, в пределах возможного, повышение тарифа на электричество?

- Во-первых, "вилка" между максимальным и минимальным уровнем роста невелика. Минимум - это 15 процентов, максимум - 25. Если вы подсчитаете, то увидите, что разница минимальна. Во-вторых, составляющая платежей по электричеству в бюджете каждой семьи также весьма низка.

По предварительным расчетам тариф на электричество для жителей Коми, проживающих в городах, начиная с 1 января 2006 года, составит 1 рубль 38 копеек за киловатт в час. Напомню, что сейчас население платит 1 рубль 10 копеек. Таким образом, тариф возрастет на 25 процентов.

- Если население посчитает, что это не так - может случиться кризис неплатежей, как несколько лет назад.

- У кризиса неплатежей были вполне понятные и объяснимые принчины, связанные с экономическим положением всей страны. Люди по несколько месяцев не получали зарплаты. Сегодня эта проблема решена, все сферы расплачиваются с работниками своевременно. Рост доходов населения значительно опережает рост инфляции и тарифов. При этом я уже упомянул, что энерготарифы - не самая существенная статья расходной части семейного бюджета. Да, есть малообеспеченные семьи. Но в Коми, как и во всей России, по-прежнему действует механизм субсидирования. То есть, если в совокупном бюджете семьи расходы на "коммуналку" превышают 22 процента - нужно обращаться в органы соцзащиты и получать причитающиеся по закону субсидии. Так что, на мой взгляд, ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения нынешней экономической ситуации, предпосылок для неплатежей не существует. Другое дело, когда появляются злостные неплательщики. С ними нужно разбираться в рамках существующих полномочий энергоснабжающих организаций и действующего законодательства.

- Можно ли прогнозировать, как будет строиться тарифная политика на ближайшие несколько лет?

- Можно с уверенностью сказать, что задачи государства в области тарифного регулирования в ближайшие несколько лет будут направлены на повышение прозрачности процесса тарифообразования, повышения роли эффективных инвестиций в энергетике. В регионах где нет ограничений для проведения реформы электроэнергетики стоит задача расширения рыночного сегмента. Если говорить об идее установления тарифов на срок, превышающий один год то, на мой взгляд, это достаточно сложноосуществимый процесс, в связи с наличием в структуре тарифов ряда малопрогнозируемых составляющих. Поэтому хорошо уже то, что сегодня существует механизм позволяющий сформировать твердую экономически обоснованную перспективу на каждый последующий год.

30.11.2005
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован