30 августа 2004
292

Константин Саркисов: Снижая налоги, государство стимулирует экономику

Main 22124
МОСКВА, 13 июля. /`ФК-Новости`/. Успешная налоговая реформа, проводимая сейчас в России, - это одно из ключевых условий безболезненного выхода нашей экономики в открытое рыночное плавание. С вступлением в ВТО и расширением сотрудничества с Евросоюзом отечественные предприятия уже не смогут конкурировать за счет старых преимуществ, таких как дешевое сырье, невысокие энерготарифы и заработная плата персонала. Однако, всегда ли оправдана `срочность` перемен в налоговой сфере? Как относятся к идее `срочной` налоговой реформы специалисты? Что нам ждать от изменений по налогу на прибыль, снижения Единого социального налога, изменений в налогообложении нефтяной отрасли, повышения акцизов в 2005 году? С этих вопросов мы начали беседу с Константином Саркисовым, руководителем компании `Налоговый консультант`.



- Основной задачей проводимой налоговой реформы являются общее снижение налоговой нагрузки на бизнес и усиление стимулирующей роли государства в экономике страны. Налоговые потери от снижения ставок планируется компенсировать повышением нагрузки на сверхприбыльные отрасли и легализацией среднего и мелкого бизнеса. Данные изменения должны дать мощный толчок экономическому развитию России. Срочность применяемых мер можно объяснить тем, что бюджет на 2005 год формируют уже с учетом нововведений. Предполагаю, что окончание президентского срока также является предпосылкой ускоренного завершения реформирования налоговой системы.



- В последние годы сбор налога на прибыль снижается по сравнению с темпами прироста финансовых результатов. Как Вы относитесь к идее более существенного снижения ставки налога на прибыль - до 12-15 процентов? Не лучше ли по опыту других стран с переходной экономикой полностью передать налог на прибыль в регионы?



- Как профессионал, защищающий интересы бизнеса в налоговой сфере, я только приветствую дальнейшее снижение ставок. Прибыльное предприятие получит дополнительные средства для развития своей деятельности и станет более привлекательным для инвесторов.

Государство также должно выиграть от такого шага. Ни для кого не секрет, что невысокая собираемость налогов в нашей стране связана с ментальным нежеланием российских предпринимателей их платить. Существует множество схем минимизации налоговых выплат. Однако любые схемы имеют свои издержки. При определенной налоговой ставке расходы на сокрытие доходов от налогообложения приблизятся к сумме налога, подлежащей уплате в бюджет и использование `серых` налоговых схем станет нерациональным. Только, по моему мнению, снижение ставок по налогу на прибыль и ЕСН без пересмотра ставок по НДС не принесет желаемого результата, так как с сумм оплаты труда, ЕСН и прибыли предприятие уплачивает 18 процентов НДС. Что же касается регионов, то на мой взгляд, с учетом огромной территории страны передача налога на прибыль `на откуп` субъектам приведет к потере контроля над одной из основных доходных статей государственного бюджета.



- Базовую ставку ЕСН предполагается снизить с 35,6 до 26 процентов - почему не больше, ведь те же ПБОЮЛ спокойно обходятся единой ставкой налога (с учетом еще и подоходного) в 6 процентов с тех сумм, которые платят своим работникам. Теперь у нас все миллиардеры - ПБОЮЛ.

- Снижение ставки ЕСН затрагивает в первую очередь интересы социальных внебюджетных фондов, резкое прекращение финансирования которых ляжет бременем на малообеспеченные слои населения. При этом бюджету в любом случае придется выделять средства на обеспечение их деятельности из других источников. Что же касается ПБОЮЛов, то применение 6-процентной ставки налога на доход ограничено видами деятельности, годовым размером дохода в 15 млн руб и стоимостью внеоборотных средств. Таким образом, ПБОЮЛ не может быть миллиардером. Данная форма налогообложения введена для поддержания малого и среднего бизнеса, который в наибольшей степени страдает от налоговых нагрузок. Банковский и страховой бизнес, добывающая промышленность, алкогольная и табачная отрасли, игорный бизнес и другие сверхприбыльные направления не могут применять упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками ЕСН на общих основаниях.



- ЕСН будут теперь считать по трехуровневой `регрессивной` шкале вместо четырех уровней. Но ставка в 2 процента только при уровне зарплат свыше 600 тыс рублей. Не многовато ли? Кто же такие суммы способен платить сотрудникам? Опять все - в пользу богатых?



- Действующим законодательством для выплат в пользу работника в размере свыше 600 тыс руб. установлена ставка 105 600 руб + 2 процента с суммы, превышающей 600 тыс рублей. В результате реформы данная ставка будет снижена всего на 800 руб и составит 104 800 руб + 2 процента с суммы превышения. Как видно, особой пользы богатым реформа не принесет. Изменения в значительной части коснуться именно средних зарплат. Для работодателя нагрузка по таким работникам снижается на 10 процентов. К тому же надо понимать, что размер зарплаты работника зависит от его договоренности с работодателем и от ситуации на рынке труда. Ставка ЕСН не может влиять на уровень оплаты труда, а вот изменить соотношение `белой` зарплаты и зарплаты `в конверте` может. На это и направлена реформа в области единого социального налога.

И еще момент. Высокооплачиваемые работники, к примеру, предпочитают пользоваться платными медицинскими услугами при том, что с их зарплат перечисляются самые большие взносы в ФОМС. Таким образом, косвенно они делятся своими заработанными средствами с малообеспеченными гражданами.



- Шкала экспортных пошлин, напротив, вместо трехуровневой станет четырехуровневой, но `прогрессивной`. Будет ли такая система реально стимулировать рост добычи?



- Пока на мировом рынке на российскую нефть есть спрос, а сама отрасль является сверхрентабельной, добыча будет увеличиваться и размер экспортной пошлины может лишь незначительно влиять на этот процесс. А вот бюджет скорее всего пополнится за счет возросших пошлин. Более того, государство использовало данный инструмент для регулирования доходности нефтяной отрасли.



- Как новая шкала экспортных пошлин отразится на готовности нефтекомпаний расширять сферу нефтепереработки, снижая экспорт сырой нефти?



- В настоящее время экспорт сырой нефти обусловлен наличием основных перерабатывающих мощностей не внутри страны, а за рубежом. Планируется, что изменение шкалы экспортных пошлин на сырую нефть повлияет на развитие нефтеперерабатывающей отрасли в России. Но пока цена на нефть на внутреннем рынке ниже мировых вряд ли стоит ожидать существенного снижения экспорта сырья и развития нефтеперерабатывающей отрасли. Да и вопрос доверия на мировом рынке качеству российской переработки остается открытым.



- Что, кроме нового роста цен, даст повышение специфических ставок акцизов на алкоголь, бензин, моторные масла, дизельное топливо, пиво?



- Как я уже отмечал выше, государство таким образом регулирует сверхдоходы некоторых отраслей. Маловероятно, что подорожание нефтепродуктов приведет к падению объемов их потребления. А вот рост цен на алкогольную продукцию, скорее всего, приведет к увеличению объемов нелегального производства. Что же касается снижения потребления алкоголя вследствие его подорожания, то в этой области я не являюсь экспертом.

`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован