21 ноября 2005
959

Константин ТИТОВ. Эффективной демократия может быть только при наличии сильного государства

- Международное общественное мнение настороженно отнеслось к так называемому укреплению вертикали власти в России и, в частности, к новому порядку избрания губернаторов, считая это отступлением от демократии. Насколько обоснованны эти опасения и могут ли эти новации как-то изменить долгосрочную политику и практику взаимодействия региональных лидеров и региональных властей с иностранными инвесторами и предпринимателями?

- Общеизвестно, что моделей демократии существует достаточно много - даже развитые демократии Запада подчас имеют весьма существенные различия.

Но есть одно условие, которому любая демократия должна соответствовать. Об этом недавно говорил наш президент В.В. Путин во время своего визита в Нидерланды. Он изложил, на мой взгляд, очень глубокую и емкую формулу: нельзя допустить, чтобы демократию использовали для разрушения самой демократии.

Нам, создающим свою демократию, приходится исходить именно из этого. Никто не обладает рецептурной книгой истории, поэтому мы не можем механически переносить на российскую почву апробированные кем-то образцы. Учет специфики абсолютно необходим.

Мы исходим из бесспорного положения: эффективной демократия может быть только при наличии сильного государства. Отсюда и курс на укрепление вертикали власти.

А мировому общественному мнению следовало бы понять, что создание развитой демократии в России, которая, естественно, будет обладать определенным своеобразием, - это наша стратегическая цель, а новый порядок назначения губернаторов - один из тактических моментов на пути достижения этой цели.

Мировое общественное мнение могло бы обратить внимание и на начавшуюся в России крупномасштабную реформу местного самоуправления, которому в итоге передадут ряд существенных полномочий. Это тоже один из аспектов становления российской демократии.

Кроме того, на днях Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект, инициированный Президентом, согласно которому победившие на региональных выборах партии смогут рекомендовать кандидатуру на пост губернатора. Считаю, что тем самым более широкие слои населения станут участвовать в выборах главы региона.

Поэтому, полагаю, все опасения напрасны. Тем более по поводу взаимодействия региональных лидеров и региональных властей с иностранными инвесторами и предпринимателями. В Самарской области мы уже многие годы успешно работаем с иностранными инвесторами, предпринимателями. И никакого беспокойства у наших партнеров я не заметил по поводу нового порядка избрания губернаторов.

К тому же, активное привлечение инвестиций в российскую экономику - это государственная политика, что неоднократно подтверждалось на самом высоком уровне.

- Немало французских предпринимателей сетует на многочисленные административные барьеры, мешающие развитию нашего сотрудничества. Если эти упреки обоснованны, что делается для устранения указанных препятствий на уровне прерогатив администрации Самарской области?

- Если честно, ко мне как к губернатору никто из инвесторов, работающих в Самарской области, с жалобами на какие-либо препоны в ведении бизнеса не обращался. В каждом конкретном случае, наверное, есть свои особенности, и решать их нужно индивидуально.

С 1998 года у нас действует областной закон "Об инвестициях в Самарской области", которым определена всемерная поддержка инвесторов как зарубежных, так и российских. В частности, инвесторы получают информационное и организационное сопровождение своих проектов, связанное с землеотводом и прохождением разрешительных процедур, им оказывается содействие в поиске свободных производственных площадей. Этот закон предоставляет также ряд налоговых льгот инвесторам. И есть уникальное положение о том, что инвестор может получить из областного бюджета субсидии, связанные с его расходами на коммунальную инфрастуктуру и обучение сотрудников предприятия. Насколько мне известно, подобного нет ни в одной губернии.

Для установления прямого диалога с зарубежными партнерами и для их всесторонней поддержки при областном правительстве создан совет по иностранным инвестициям, с помощью которого предприниматели могут оперативно решать все возникающие вопросы. Также действует рабочая группа по дебюрократизации экономики, в состав которой вошли руководители более 30 служб - от земельного комитета и регистрационной палаты до служб инспекторского надзора. На основе выводов и предложений группы подготовлены поручения органам исполнительной власти, реализация которых будет способствовать более динамичному развитию бизнеса в регионе. Надеюсь, что эти меры помогут предпринимателям избежать многих административных проблем, сделают более прозрачными экономические процессы.

- Как развивается в Самарской области сотрудничество в инвестиционной, промышленной и сельскохозяйственной сфере с Францией, какие препятствия, на Ваш взгляд, мешают ускорению развития этого сотрудничества и какие меры необходимо предпринять для их устранения?

- Считаю, что наше сотрудничество в разных сферах - торгово-экономической, культурной, образовательной - развивается достаточно успешно, и никаких препятствий ни с российской, ни с французской стороны этому не вижу. У нас работают предприятий с французскими инвестициями - "Данон" и "Таркетт", другие имеют длительный опыт сотрудничества -ЦСКБ-Прогресс, АвтоВАЗ, Авиакор. В 1996 году в Париже зарегистрировано совместное российско-французское общество "Старсем" для коммерческой эксплуатации ракет-носителей "Союз" и созданию ракетно-космической техники. Учредители с российской стороны - Расавиакосмос и самарское предприятие "ЦСКБ-Прогресс", с французской - "Аэроспасьяль" и "Арианеспас". В 2001 году Самару и "ЦСКБ-Прогресс" посетил президент Франции Жак Ширак, а в прошлом году - президент КНЕС Янник д "Эската. Давние связи с французскими партнерами имеет и крупнейшее российское предприятие по производству автомобилей - АвтоВАЗ. С "Эрбас Индустри" сотрудничает "Авиакор". В Самарской области работают такие компании как "Шнайдер", "Авентис Анималь Нутрисьон", ряд фармацевтических фирм. Не так давно французская банковская группа "Сосьете Женераль" завершила приобретение 100% долей участия в самарском "Промэк-банке".

Кроме того, у нас довольно успешное сотрудничество в культурной и образовательной сферах. Уже 4 года работает в Самаре центр "Альянс Франсез", открыт такой центр и в Тольятти, педагогический университет активно сотрудничает с университетом Франсуа Рабле, проводятся стажировки преподавателей и студенческий обмен. Я сам неоднократно во главе делегаций Самарской области бывал во Франции, и в 2001 году мы подписали меморандум о сотрудничестве между администрацией Самарской области и региональным советом провинции Миди-Пиренеи. Так что, думаю, у нас довольно активное взаимодействие. Что можно улучшить? Считаю необходимым усилить сотрудничество в сфере производства автокомплектующих. В частности, возможно производство ряда деталей для автомобилей "Рено", сборка которых недавно началась в Москве, на самарских предприятиях. Ну а достаточно мощный толчок к развитию наших отношений может дать планируемое открытие в Самаре консульства Франции.


21.11.2005
http://titov.samara.ru/interview/23.01.2007/14641/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован