22 июля 2008
997

Константинопольская патриархия: от первенства чести к первенству власти

Православно верующие отмечают 1020-летие Крещения Руси. Часть торжеств пройдет в Киеве. Эта не особенно круглая дата, возможно, не привлекла бы внимание широкой общественности, если бы не попытка укра-инских властей использовать празднование в политических целях. В праздничных мероприятиях в Киеве должен принять участие Константинопольский патриарх Варфоломей I. Судя по сообщениям, цель его визита совпадает с политической целью украинского руководства. Есть основания говорить и о том, что задачи В. Ющенко подчинены задачам Варфоломея I: произвести замену "первенства чести" Константинопольской патриархии "первенством власти", несвойственной Православию.

***

Известно, насколько непростая религиозная ситуация сложилась в Украине, насколько активизировались раскольнические и еретические течения. Для украинских властей празднование 1020-летия Крещения Руси - это еще один шаг в попытках объединения всех в рамках одной поместной церкви, "отдельной" от Московского Патриархата. Варфоломей I, по замыслу официального Киева, и должен обеспечить каноничность этого акта. Говоря другими словами, ему предлагается исполнить роль "верховного и третейского су-дьи" в спорах между Церковью и ересью в Украине. Может ли это быть миссией главы Поместной церкви, носящего титул "Святейший Архиепископ Константинополя - нового Рима и Вселенский патриарх"?

Какое отношение имеет Константинопольский патриарх к канонической территории Русской Православной Церкви, на которой разворачивается сейчас борьба раскольников в лице Филарета, Мефодия и других клириков и политиков против Украинской Православной церкви, и ведется эта борьба на политической подстилке, подложенной В. Ющенко: "Високу м╕с╕ю повернення нац╕╖ до ╖╖ духовних виток╕в ма╓ виконати в╕дновлена ╓дина Пом╕сна Укра╖нська Православна Церква"?.

Нам не обойтись без краткого исторического экскурса.

***

Константинопольскую православную церковь, по преданию, основал апостол Анд-рей Первозванный, который около 60 года рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом г. Византии. Собственно история Церкви начинается с 330 года, когда им-ператор Константин Великий основал новую столицу Римской империи - Константино-поль. До II Вселенского Собора (381 год) Церковь находилась в юрисдикции Ираклийского митрополита (Фракия). Поскольку Константинополь стал столицей, то значение находившейся в нем церковной кафедры постоянно возрастало, как и самой церкви. С 381 года Константинопольская церковь стала ав-токефальной Архиепископией, а с 451 года ее возглавил патриарх.

Константинопольский патриархат играл существенную роль в установлении канонического и политического единства православного мира, принимал активнейшее участие в формировании основ цер-ковной жизни, развитии юрисдикционно-административной структуры. Согласно 3-му Правилу II Вселенского Собора, архиепископ Константинополя имел пер-венство именно Римского епископа. Первенствующая роль Константинопольской кафед-ры была подтверждена и расширена 28-м Правилом IV Вселенского Собора. Права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собо-ров, были обусловлены политическим значением столицы Византии как "града царя и синклита". Обращением в христианство большая часть славянского мира обязана именно Констан-тинопольской церкви. Однако с падением "Второго Рима" Константинопольский патриарх те-рял многие свои права, в том числе юрисдикцию на митрополии в ряде государств Ев-ропы, в отличие от главы Римско-католической церкви, позиции которой усиливались.

С Римской церковью были столетия борьбы и противостояния, попыток соглашений, включая унии. В 1054 году, вследствие Великой Схизмы, церковно-каноническое об-щение Константинопольской церкви с Римской было прервано (до 60-х годов XX века). В ходе очередного католического кресто-вого похода в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами и на его месте созда-ны Латинская империя и Латинский Патриархат (административный центр церкви). Император Михаил VIII Палеолог в 1261 году покончил с господством латинян, но для уси-ления своей западной границы готов был подчиниться римскому папе, вопреки сопротивлению своей церкви. На Лионском соборе (1274) он вынужден был принять без обсуждения исповедание веры, в котором признавалось абсолютное первенство като-лической церкви. 6 июля в Лионе этот диктат был торжественно провозглашен как цер-ковная уния. Еще одним ударом по авторитету Константинопольской церкви являлась уния, заключенная с католической церковью на Ферраро-Флорентийском со-боре (1438-1439). В глазах православного мира пресловутое "воссоединение" стало предательством учения о Церкви. Ложными оказались все заверения в том, что уния объединит якобы силы христианского мира и поможет остановить турецкую экспансию... Декрет об унии зачитывали 12 декабря 1452 года в храме Святой Софии, по существу - взывали к католикам о помощи в борьбе с турками. Увы! Константинополь пал уже в 1453 году.

В период турецкого господства Константинопольский патриарх, согласно воле султана и законам империи, обладал статусом церковного главы всех православных христиан Османской им-перии. Он имел право вмешиваться и контролировать внутреннюю политику всех помест-ных церквей, был посредником и проводником воли султана, нес ответственность за на-строения среди подчиненного народа. Вместе с тем он играл определенную роль в устроении отношений православных и католиков на территории Литовско-Русского государства и Речи Посполитой, между ними и Московской Русью, а затем и Россией.

По примеру Флорентийской унии заключался ряд других союзов, ущемлявших права православных. Патриарх не мог, в силу своего реального положения, оказать помощь Иерусалимскому, Александрийскому, Антиохийскому патриархатам в защите интересов православных на территории Османской империи и на Балканах. В частности, он не смог защищать православных от католиков, "хозяйствовавших" на территории Османской империи. Не видно и не слышно было деяний Константинопольского патриарха и во время борьбы православных греков за свою независимость, и в период Восточной (Крымской) войны, и во времена русско-турецких и балканских войн, Первой мировой войны.

С образованием Турецкой республики Кон-стантинопольский патриархат оказался лидером немногочисленной греческой об-щины, а его роль была ограничена религиозным представительством проживающих граж-дан греко-православного происхождения. Предвидя свое незавидное положение в обозримом будущем, Константинопольский патриархат начал разработку и реализацию далеко идущих планов.

Находясь под покровительством победителей в Первой мировой войне - стран Антанты - и имея полную свободу в Константинополе (город был под контролем оккупационных войск в 1920 - 1923 годах), Константинопольский патриархат начал активное сближение с Англиканской (Великобритания) и Епископальной (США) церквами. В энциклике митрополита Дорофея "К церквам христианским, во всем мире обретающимся" (1920) от "всей Православной церкви" проводилась мысль о совместимости взаимного сближения и общения разных христианских церквей с наличием в них догматических расхождений. В 1922 году в решение Синода было включено положение "об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного "рассеяния" (Вас. Вел., пр. 85). При этом под "рассеянием" понимались не только отдельные лица, но и все православные приходы и даже епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют православные автокефальные Церкви.

***

Сегодня Константинопольский патриархат имеет сложную и разветвленную струк-туру. Часть ее находится на его канонической территории - в Турции и отчасти в Греции. В самой Турции, по разным подсчетам, численность последователей данной Церкви не превышает 3-х тысяч человек, главным образом греков старшего поколения. В ее юрисдикции находится Финляндская и Эстонская автономные и полуавтономная Критская православные церкви. Часть епархий Греции имеют двойное подчинение - Константинопольскому патриархату и Элладской церкви.

По времени создания архиепископств и митрополий Константинопольской церкви, которым были подчинены православные приходы и епархии, мы можем судить о реализации курса "всей Православной церкви", как он был определен в 20-е годы: Архиепископство в США (1922), Фиатирская митрополия в Великобритании, Ирландии, Мальте (1922, архиепископство с 1954 года), митрополия в Австралии и Новой Зеландии (1924, архиепископство с 1959 года), во Франции, Германии, Австрии (все в 1963 году), митрополии в Бельгии, Швеции и всей Скандинавии (1969), Новой Зеландии (с 1970 года), Швейцарии (1982). В Торонто (выделилась из их архиепископства США), Буэнос-Айресе, Панаме, Гонконге митрополии были созданы в 1996 году. Список замыкает итальянская митрополия Константинопольского патриархата, ждавшая официального признания от итальянского государства с 1991 по 1998 год. Созданы и расширяют свое влияние экзархи: Западной Европы, Центральной Европы, Средней Европы, всей Европы, Юго-Восточной Азии. Митрополит Швейцарский является экзархом всей Европы. В деревушке Шамбези близ Женевы расположен Православный центр и резиденция патриарха Константинопольского. Конечно, она выгодно отличается от патриаршего двора в Фанаре (квартал города Стамбула).

Константинопольский патриархат проявлял и проявляет большой интерес к канонической территории Московского Патриархата. Живой интерес трансформировался в конкретные действия после распада СССР. В 1995 и 1996 годах перешли под юрисдикцию Константинопольского патриархата часть украинской православной иерархии и Украинская православная цер-ковь США. Фанар разделил православных Эстонии на своих и "московских", при этом эстонские власти почти 6 лет думали о регистрации Эстонской православной церкви Московского патриархата. В 2006 г. под юрисдикцию Константинопольского патриархата был принят епископ Василий Осборн и часть прихо-дов Сурожской Епархии Московского Патриархата в Великобритании. С 2005 года Фанар ведет подбор удобных помещений под свои подворья в Украине, Казахстане. Явочным порядком ведутся переговоры с представителями неканоничных и раскольнических УАПЦ и УПЦ КП. При этом на официальном уровне подобные контакты категорически отрицаются, публично признается только УПЦ Московского патриархата.

В Константинопольской патриархии высказывают суждения о незаконности отделения в 1686 г. от нее Киевской митрополии под юрисдикцию Московского Патриархата. С критикой в адрес его деятельности только в последнее время выступили Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул, Архиепископ Берлинский и Германский Марк, представитель Болгарской православной церкви и другие. Ряд политических и общественных организаций Турции выражают протест против существования на территории своего государства центра "мирового православия", пока проигрывая иски по этому поводу в судах.

Общее количество прихожан в 234-х зарубежных епархиях Константинопольского патриархата сегодня достигает 3 млн. человек, наиболее крупными из них являются епархии в США (1750 тыс.), Канаде (230 тыс.), Австралии (320 тыс.), Германии (350 тыс.), Великобритании (200 тыс.)

По всей видимости, именно этот факт позволил Фанару зая-вить о том, что "основной своей паствой считает рассеянные по всему миру епархии вне его канонической территории", что в свою очередь позволяет из всего титула Константинопольского патриарха оставлять только слово "Вселенский". Нравится такая краткость и нынешнему главе Римско-католической церкви Бенедикту XVI. Скоро, вероятно, он пригласит Варфоломея I в гости в Киев: правительство Украины уже выделило Ватикану 23 сотки земли под строительство Апостольской нунциатуры Римско-католической церкви.

А вот что говорится в исторической справке, помещенной на сайте президента Украины:

"Князь Володимир Великий фактично завершив хрещення Ки╖всько╖ Рус╕-Укра╖ни, яке провадили ки╖вський князь Аскольд та княгиня Ольга. Це був пер╕од ╕нтенсивно╖ м╕с╕онерсько╖ д╕яльност╕ серед слов`янських народ╕в, ╕н╕ц╕йовано╖ Константинопольським патр╕архом Фот╕╓м ╕ Римським папою Миколою I. Ц╕ найвищ╕ християнськ╕ ╕╓рархи благословили слов`янську л╕тург╕ю ╕ переклади Б╕бл╕╖, зд╕йснен╕ Костянтином ╕ Мефод╕╓м.

Ки╖вську митропол╕ю, як першопочаток Укра╖нсько╖ Нац╕онально╖ Церкви, утворено за 150 рок╕в до заснування Москви, за 450 до самост╕йност╕ рос╕йсько╖ православно╖ церкви та за 600 рок╕в до встановлення Московського патр╕аршества.

Фактично за 700 рок╕в Константинопольсько╖ оп╕ки укра╖нське православ`я набуло неповторних самобутн╕х рис, котр╕ в╕др╕зняли його в╕д рос╕йсько╖ православно╖ традиц╕╖, що з XV ст. розвивалася паралельно. Це ╕ його демократизм, ╕ соборн╕сть, ╕ толерантн╕сть, ╕ незалежн╕сть в╕д св╕тсько╖ влади, ╕ глибокий зв`язок м╕ж священнослужителями та паствою" (http://www.president.gov.ua/content/chreschen.html).

Главное, чтоб была "Украинская Национальная Церковь". Не такая, как в России! Только если это будет "В╕дновлена ╓дина Пом╕сна Укра╖нська Православна Церква", то что "возрождать", если такой церкви никогда не было?

***

Суммируя сказанное, приходишь к выводу о том, что сегодня мы являемся свиде-телями очередной - духовной - экспансии. Может ли такой "непредвзятый су-дья", за какого выдает себя Константинопольский патриархат, помочь решить Украине ее сложнейшие религиозные проблемы? Разве роль "тре-тейского судьи" в украинских делах - не предлог для того, чтобы взять под контроль очередную часть не принадлежащей Константинополю канонической территории, на которой сегодня проживает, как минимум, в десять раз больше православных, чем во всех епархиях мира "вселенского" патриарха?

А если не забывать о существовании униатских планов, то Константинопольский патриархат лучше назвать Шамбезийским. Ибо сегодня у Ватикана и Шамбези одна политика, в ней нет Христианства (о нем уже практически не ведут речи), а есть средневековые установки католической церкви и приспособленческая борьба за власть Константинопольского патриархата. В основе этой ватиканско-шамбезийской политики - еретический экуменизм.

Противостоять этому верующие христиане могут только в лоне Православия.

http://www.odnarodyna.ru/topics/1/54.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован