22 апреля 2002
107

Конституция Республики Хакасии

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ
Принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасии (первого созыва) 25 мая 1995 года
Глава I. Основы конституционного строя
Статья 1

Республика Хакасия - Хакасия является субъектом Российской Федерации.

Наименования Республика Хакасия и Хакасия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются в Республике Хакасии высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Хакасии.

Статья 3

Единственным источником власти в Республике Хакасии является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Захват власти или присвоение властных полномочий в Республике Хакасии преследуются по закону.

Статья 4

Конституция Республики Хакасии является актом прямого действия и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Хакасии, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные лица, граждане и их объединения в Республике Хакасии обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Хакасии, Конституцию и законы Российской Федерации.

Законы Республики Хакасии подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Статья 5

Республика Хакасия вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасии обладает на своей территории всей полнотой государственной власти.

Территория Республики Хакасии целостна и неприкосновенна.

Статья 6

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Хакасии, являются одновременно гражданами Республики Хакасии.

Статья 7

Государственная власть в Республике Хакасии осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасии. Органы государственной власти Республики Хакасии в пределах своей компетенции самостоятельны.

Статья 8

Система органов государственной власти Республики Хакасии устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Статья 9

В Республике Хакасии признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасии, федеральными законами и законами Республики Хакасии.

Статья 10

В Республике Хакасии признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы Республики Хакасии используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Хакасии. На территории Республики Хакасии не допускается захоронение экологически вредных отходов производства, доставленных из-за пределов Республики Хакасии.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 11

В Республике Хакасии признается идеологическое и политическое многообразие, гарантируется свобода вероисповедания. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Хакасии и Российской Федерации, создание незаконных вооруженных и военизированных формирований и поселений, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 12

В Республике Хакасии человеку и гражданину гарантируются общепризнанные права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Республика Хакасии может установить дополнительные права и гарантии прав для своих граждан.

Республика Хакасия оказывает помощь в развитии культуры, языка, сохранении самобытности всех национальных общностей, проживающих на территории Хакасии, проявляет заботу о гражданах Республики Хакасии, находящихся за пределами ее территории.

Статья 13

Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Хакасии. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Хакасии.

Глава II. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Статья 14

В Республике Хакасии признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, Конституцией Российской Федерации.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 15

Все равны перед законом и судом.

В Республике Хакасии гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 16

Каждый имеет право на жизнь.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 17

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 18

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются по судебному решению или в случаях, установленных федеральным законом.

Статья 19

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 20

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 21

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 22

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 23

Каждый, кто законно находится на территории Республики Хакасии, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 24

Каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 25

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 26

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется федеральными законами и законами Республики Хакасии.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 27

В Республике Хакасии граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 28

Граждане Республики Хакасии имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Республики Хакасии имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Республики Хакасии имеют равный доступ к государственной службе в соответствии с законом.

Граждане Республики Хакасии имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 29

В Республике Хакасии граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статья 30

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 31

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется.

Статья 32

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Условия и порядок пользования землей и другими природными ресурсами определяются на основе закона.

Статья 33

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на ведение коллективных переговоров, заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 34

Материнство, отцово, детство и семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 35

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральным законом и гарантируются официально установленным прожиточным минимумом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 36

Каждый имеет право на жилище. Никто не моют быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 37

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Республике Хакасии Финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 38

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 39

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего полного (общего) и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях в пределах государственных образовательных стандартов, установленных Российской Федерацией.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 40

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 41

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Хакасии гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 42

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 43

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 44

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 45

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 46

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 47

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 48

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 49

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, местного самоуправления или их должностных лиц.

Статья 50

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 51

Перечисление в Конституции Республики Хакасии основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Республике Хакасии не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 52

Чрезвычайное положение на всей территории Республики Хакасии и в ее отдельных местностях вводится в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 16, 17, 19 (часть 1), 20, 24, 30 (часть 1), 36(часть 1), 42-50 Конституции Республики Хакасии.

Статья 53

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 54

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 55

Защита Отечества - России является долгом и обязанностью гражданина Республики Хакасии.

Гражданин Республики Хакасии несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин Республики Хакасии в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 56

Гражданин Республики Хакасии может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 57

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Республике Хакасии и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасии.

Глава III. Статус и административно-территориальное устройство Республики Хакасии
Статья 58

Республика Хакасия - государство в составе Российской Федерации. Статус Республики Хакасии определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасии.

Статус Республики Хакасии может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Хакасии в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 59

Предметы ведения и полномочия Республики Хакасии определяются на основании разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасии.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Хакасии и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Хакасии, Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, другими договорами между органами государственной власти Республики Хакасии и органами государственной власти Российской Федерации, законами Республики Хакасии и федеральными законами.

Статья 60

В ведении Республики Хакасии находятся:

а) принятие, изменение Конституции Республики Хакасии и законов Республики Хакасии, контроль за их соблюдением;
б) определение административно-территориального устройства Республики Хакасии;
в) обеспечение самобытного развития народов Хакасии, сохранение культуры коренного этноса, обеспечение прав национальных меньшинств;
г) установление системы республиканских органов власти, порядка их организации и деятельности; формирование республиканских органов государственной власти;
д) законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
е) государственная собственность Республики Хакасии и управление ею;
ж) определение политики Республики Хакасии и принятие республиканских программ в сфере государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Хакасии;
з) республиканский бюджет, республиканские налоги и сборы, республиканские фонды развития;
и) административное, жилищное, земельное, водное, лесное, иное законодательство в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
к) установление и поддержание политических, экономических и социально-культурных связей и отношений с субъектами Российской Федерации;
л) установление внешних экономических, научных и культурных связей и отношений с зарубежными организациями в соответствии с законодательством Республики Хакасии и Российской Федерации;
м) государственные награды и почетные звания Республики Хакасии;
н) государственная служба Республики Хакасии;
о) иные вопросы, отнесенные в соответствии с настоящей Конституцией, другими правовыми актами к ведению Республики Хакасии, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасии.

Статья 61

В совместном ведении Республики Хакасии и Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия Конституции Республики Хакасии, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Хакасии, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Полномочия Республики Хакасии по предметам совместного ведения Республики Хакасии и Российской Федерации определяются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, а также договорами, заключенными между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасии.

Статья 62

Республика Хакасия вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с Республикой Хакасией осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасии не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с Республикой Хакасией. В случае противоречия между законом и иным нормативным правовым актом Республики Хакасии и федеральным законом действует федеральный закон.

В случае противоречия между законом и иным нормативным правовым актом Республики Хакасии, принятыми по предметам ведения Республики Хакасии, и федеральным законом действует нормативный правовой акт Республики Хакасии.

Статья 63

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасии федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Хакасии образуют единую систему исполнительной власти.

Органы исполнительной власти Республики Хакасии по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий и принимать от федеральных органов исполнительной власти осуществление части их полномочий.

Статья 64

В Республике Хакасии территориальные федеральные органы государственной власти могут действовать в пределах полномочий Российской Федерации и совместного ведения Республики Хакасии и Российской Федерации.

Органы государственной власти Республики Хакасии содействуют федеральным органам государственной власти в осуществлении ими своих полномочий на территории Республики Хакасии.

Статья 65

Органы государственной власти Республики Хакасии участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасии.

Статья 66

Акты органов власти и местного самоуправления административно-территориальных образований Республики Хакасии не могут противоречить Конституции и законам Республики Хакасии, Конституции и законам Российской Федерации.

Статья 67

В составе Республики Хакасии находятся города республиканского значения: Абакан, Саяногорск, Черногорск; районы: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский.

Статья 68

Изменения административно-территориального устройства Республики Хакасии осуществляются органами государственной власти Республики Хакасии с обязательным участием местных органов власти и органов местного самоуправления.

Статья 69

Государственными языками Республики Хакасии являются хакасский и русский языки.

Республика Хакасия гарантирует всем национальным общностям, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 70

Государственный герб, флаг и гимн Республики Хакасии, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики Хакасии.

Статья 71

Столицей Республики Хакасии является город Абакан. Статус столицы устанавливается законом Республики Хакасии.

Глава IV. Законодательная власть
Статья 72

Высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Хакасии является Верховный Совет Республики Хакасии.

Статья 73

Верховный Совет Республики Хакасии состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Республики Хакасии на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Порядок организации и проведения выборов в Верховный Совет Республики Хакасии устанавливается законом Республики Хакасии о выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасии.

Статья 74

Депутатом Верховного Совета Республики Хакасии может быть избран гражданин Республики Хакасии, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Хакасии не менее 5 лет, обладающий избирательным правом.

Депутаты Верховного Совета Республики Хакасии не могут занимать должности Председателя Правительства Республики Хакасии и его заместителей, министров Республики Хакасии и их заместителей, председателей государственных комитетов Республики Хакасии и их заместителей, руководителей федеральных территориальных органов в Республике Хакасии и их заместителей, глав администраций городов республиканского значения и районов Республики Хакасии, судей.

Статья 75

Верховный Совет Республики Хакасии формирует на своем заседании в порядке, определяемом Регламентом Верховного Совета Республики Хакасии, Президиум Верховного Совета Республики Хакасии в составе не более одной пятой от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасии.

Член Президиума Верховного Совета Республики Хакасии работает в Верховном Совете Республики Хакасии на профессиональной постоянной основе, он не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Порядок деятельности и полномочия Президиума Верховного Совета Республики Хакасии определяются Регламентом Верховного Совета Республики Хакасии и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасии.

Статья 76

Депутаты Верховного Совета Республики Хакасии обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Личный досмотр депутата допускается лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Верховным Советом Республики Хакасии по представлению прокурора Республики Хакасии.

Депутаты Верховного Совета Республики Хакасии не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий.

Депутаты Верховного Совета Республики Хакасии обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с действующим законодательством Республики Хакасии.

Статья 77

Верховный Совет Республики Хакасии собирается на первое заседание не позднее пятнадцати дней после избрания. Первое заседание Верховного Совета Республики Хакасии открывает председатель Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасии.

С момента начала работы Верховного Совета Республики Хакасии нового созыва полномочия Верховного Совета Республики Хакасии прежнего созыва прекращаются.

Статья 78

Заседания Верховного Совета Республики Хакасии являются открытыми. Верховный Совет Республики Хакасии вправе проводить закрытые заседания. Заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасии. Порядок и форма деятельности Верховного Совета Республики Хакасии определяются Регламентом Верховного Совета Республики Хакасии.

Статья 79

К ведению Верховного Совета Республики Хакасии относятся:

а) принятие Конституции Республики Хакасии, внесение в нее поправок;
б) принятие законов Республики Хакасии, внесение в них изменений и дополнений;
в) толкование законов Республики Хакасии, осуществление контроля за их исполнением;
г) принятие решения о проведении республиканского референдума;
д) утверждение республиканских программ экономического, социального и культурного развития Республики Хакасии;
е) утверждение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасии бюджета Республики Хакасии и отчета о его исполнении;
ж) образование внебюджетных и валютных фондов Республики Хакасии;
з) установление республиканских налогов, сборов, пошлин и платежей, а также порядка их взимания;
и) принятие решения об изменении государственно-правового статуса и границ Республики Хакасии на основе действующего законодательства и с учетом мнения населения Республики Хакасии, утверждение и изменение административно-территориального деления Республики Хакасии;
к) определение общего порядка использования земли и других природных ресурсов республиканского и местного значения, охраны объектов истории, культуры и природы, общего порядка приватизации и национализации имущества Республики Хакасии, порядка передачи республиканской собственности в муниципальную;
л) утверждение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасии структуры Правительства Республики Хакасии;
м) дача согласия Председателю Правительства Республики Хакасии на назначение на должность министров внутренних дел, безопасности, финансов, представителей Республики Хакасии за ее пределами;
н) дача согласия на назначение прокурора Республики Хакасии;
о) назначение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасии судей в Республике Хакасии, за исключением судей федеральных судов;
п) отрешение от должности и принятие отставки Председателя Правительства Республики Хакасии;
р) назначение выборов в Верховный Совет Республики Хакасии, Председателя Правительства Республики Хакасии, органов власти районов и городов республиканского значения, органов местного самоуправления;
с) установление порядка организации и деятельности органов государственной власти Республики Хакасии, местных представительных и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления в Республике Хакасии;
т) рассмотрение вопросов, связанных с введением чрезвычайного положения в Республике Хакасии или отдельных ее местностях;
у) установление государственных наград и почетных званий Республики Хакасии;
ф) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению законодательного органа государственной власти Республики Хакасии.

Статья 80

Верховный Совет Республики Хакасии в пределах своих полномочий и полномочий в сфере совместного ведения Республики Хакасии и Российской Федерации принимает законы и иные нормативные правовые акты.

Правовые акты Верховного Совета Республики Хакасии, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения Правительством и другими государственными органами Республики Хакасии, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Верховный Совет Республики Хакасии за нарушение законодательных и других правовых актов по вопросам его ведения устанавливает санкции и определяет порядок их наложения.

Верховный Совет Республики Хакасии в пределах своей компетенции осуществляет контрольную деятельность.

Статья 81

Верховный Совет Республики Хакасии имеет право законодательной инициативы в Федеральном собрании Российской Федерации.

Верховный Совет Республики Хакасии вправе обращаться в Конституционный суд и другие суды Российской Федерации, Конституционный суд Республики Хакасии для разрешения споров в соответствии с законодательством.

Статья 82

Деятельность Верховного Совета Республики Хакасии не может быть приостановлена или прекращена досрочно ни по каким основаниям, никакими органами государственной власти Российской Федерации и Республики Хакасии.

Верховный Совет Республики Хакасии может прекратить или приостановить свою деятельность только путем самороспуска либо в результате референдума Республики Хакасии, проведенного по инициативе Председателя Правительства Республики Хакасии или населения при наличии не менее 5 процентов подписей от числа граждан, обладающих избирательным правом.

Статья 83

Председатель Верховного Совета Республики Хакасии избирается на заседании Верховного Совета Республики Хакасии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Верховного Совета Республики Хакасии и выполняет свои обязанности до избрания Председателя Верховного Совета Республики Хакасии нового созыва.

Председатель Верховного Совета Республики Хакасии подотчетен Верховному Совету Республики Хакасии и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Верховного Совета Республики Хакасии.

Порядок избрания, отставки и освобождения Председателя Верховного Совета Республики Хакасии от должности определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасии.

Добровольное сложение Председателем Верховного Совета Республики Хакасии своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.

В случае непринятия Верховным Советом Республики Хакасии отставки Председатель Верховного Совета Республики Хакасии вправе сложить свои полномочия по истечении месяца после подачи заявления.

Статья 84

Председатель Верховного Совета Республики Хакасии:

а) представляет Верховный Совет Республики Хакасии в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями;
б) осуществляет общее руководство работой Верховного Совета Республики Хакасии, организует подготовку и проведение его заседаний;
в) руководит работой Президиума Верховного Совета Республики Хакасии, организует подготовку и проведение его заседаний;
г) ведет заседания Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасии, ведает внутренним распорядком в зале заседаний;
д) подписывает решения Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасии, протоколы заседаний, другие документы Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасии;
е) руководит работой аппарата Верховного Совета Республики Хакасии, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Верховного Совета Республики Хакасии; пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата Верховного Совета Республики Хакасии;
ж) координирует деятельность комитетов и комиссий Верховного Совета Республики Хакасии, дает им поручения во исполнение решений Верховного Совета Республики Хакасии;
з) организует в Верховном Совете Республики Хакасии прием граждан, рассмотрение их заявлений и жалоб, относящихся к вопросам законодательства;
и) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Верховного Совета Республики Хакасии в банках и является распорядителем по этим счетам; является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным республиканским бюджетом на подготовку и проведение заседаний, работу комитетов и комиссий и депутатов Верховного Совета Республики Хакасии, содержание аппарата Верховного Совета Республики Хакасии и по другим расходам, связанным с деятельностью Верховного Совета Республики Хакасии;
к) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Верховным Советом Республики Хакасии или возложены на него законодательством.

По вопросам своей компетенции Председатель Верховного Совета Республики Хакасии издает распоряжения.

Статья 85

Верховный Совет Республики Хакасии образует комитеты и комиссии. Порядок образования и деятельности комитетов и комиссий определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасии и законами Республики Хакасии.

Статья 86

Право законодательной инициативы в Республике Хакасии принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасии, Председателю Правительства Республики Хакасии; Конституционному суду Республики Хакасии, Верховному суду Республики Хакасии, Арбитражному суду Республики Хакасии, прокурору Республики Хакасии, представительным органам власти городов республиканского значения и районов Республики Хакасии, объединениям профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов по вопросам трудовых и социально-экономических отношений, а также в порядке народной инициативы гражданам Республики Хакасии при наличии не менее 5 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом.

Законопроекты вносятся в Верховный Совет Республики Хакасии.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске республиканских займов, об изменении финансовых обязательств Республики Хакасии, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета и внебюджетных фондов, могут быть внесены в Верховный Совет Республики Хакасии только при наличии заключения Председателя Правительства Республики Хакасии.

Статья 87

Законы Республики Хакасии принимаются Верховным Советом Республики Хакасии большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасии, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.

Законы по вопросам, предусмотренным частью третьей статьи 86 настоящей Конституции, при отрицательном заключении Председателя Правительства Республики Хакасии считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасии.

Принятые Верховным Советом Республики Хакасии законы в течение пяти дней подписываются Председателем Верховного Совета Республики Хакасии и вступают в силу с момента их опубликования в печати, если иное не оговорено в законе.

Глава V. Исполнительная власть
Статья 88

Исполнительную власть в Республике Хакасии осуществляют Председатель Правительства Республики Хакасии, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти районов и городов республиканского значения.

Статья 89

Председатель Правительства Республики Хакасии является высшим должностным лицом Республики Хакасии.

Председатель Правительства Республики Хакасии избирается гражданами Республики Хакасии, обладающими избирательным правом, на основе всеобщего равного в прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Порядок выборов Председателя Правительства Республики Хакасии устанавливается законом Республики Хакасии.

Статья 90

Председателем Правительства Республики Хакасии может быть избран гражданин Республики Хакасии, обладающий избирательным правом, не моложе 35 и не старше 60 лет, проживающий в Республике Хакасии не менее 7 лет до выборов, не избиравшийся ранее на эту должность два раза подряд.

Статья 91

Председатель Правительства Республики Хакасии вступает в должность с момента принесения следующей присяги:

`Вступая в должность Председателя Правительства Республики Хакасии, торжественно клянусь верно служить народу Республики Хакасии, строго соблюдать Конституцию Республики Хакасии и Конституцию Российской Федерации, законы Республики Хакасии и федеральные законы, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Председателя Правительства Республики Хакасии`.

Присяга приносится на заседании Верховного Совета Республики Хакасии не позднее месячного срока с момента официального опубликования итогов выборов председателя Правительства Республики Хакасии.

Статья 92

Председатель Правительства Республики Хакасии не позднее месячного срока после своего избрания представляет Верховному Совету Республики Хакасии для утверждения предложения о структуре Правительства Республики Хакасии.

Статья 93

Правительство Республики Хакасии является коллегиальным органом, обеспечивающим согласованную деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Хакасии.

Порядок деятельности Правительства Республики Хакасии определяется законом Республики Хакасии.

Статья 94

В состав Правительства Республики Хакасии входят Председатель Правительства Республики Хакасии, заместители Председателя Правительства Республики Хакасии, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасии.

Статья 95

Правительство Республики Хакасии назначается на срок полномочий Председателя Правительства Республики Хакасии и слагает свои полномочия при новом избрании Председателя Правительства Республики Хакасии, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Республики Хакасии нового состава.

Статья 96

Председатель Правительства Республики Хакасии:

а) представляет Республику Хакасии в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях;
б) ведет переговоры и подписывает межправительственные и иные соглашения;
в) возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Хакасии, обеспечивает взаимодействие с иными органами государственной власти Республики Хакасии и с федеральными органами государственной власти;
г) обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасии;
д) определяет основные направления деятельности Правительства Республики Хакасии, организует работу Правительства и руководит его заседаниями;
е) представляет Верховному Совету Республики Хакасии для утверждения предложения об образовании и упразднении министерств и ведомств Республики Хакасии;
ж) формирует Правительство Республики Хакасии, назначает и освобождает от должности членов Правительства и руководителей иных органов исполнительной власти Республики Хакасии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасии;
з) представляет Верховному Совету Республики Хакасии кандидатуры для назначения на должности судей, за исключением судей федеральных судов;
и) назначает с согласия Верховного Совета Республики Хакасии официальных представителей Республики Хакасии за ее пределами и освобождает их от должности;
к) вправе участвовать в работе Верховного Совета Республики Хакасии;
л) представляет Верховному Совету Республики Хакасии ежегодные доклады о положении в Республике Хакасии, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период, информирует Верховный Совет Республики Хакасии о важных вопросах внутренней и внешней политики, обращается с посланиями к Верховному Совету Республики Хакасии и обращениями к народу Хакасии;
м) разрабатывает и представляет Верховному Совету Республики Хакасии бюджет Республики Хакасии, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении бюджета;
н) в предусмотренных настоящей Конституцией случаях дает заключения по законопроектам Республики Хакасии;
о) отменяет акты органов исполнительной власти Республики Хакасии в случаях их противоречия действующему законодательству;
п) обращается в Конституционный суд Республики Хакасии с ходатайством о проверке конституционности законов Республики Хакасии, нормативных и иных правовых актов Верховного Совета Республики Хакасии, иных представительных органов власти в Республике Хакасии, что влечет приостановление действия указанных актов до решения Конституционного суда Республики Хакасии;
р) обращается в Конституционный суд Российской Федерации в соответствии с законом;
с) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законодательством Республики Хакасии.

Статья 97

Председатель Правительства Республики Хакасии в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасии.

В случае противоречия этих актов Конституции Республики Хакасии, закону Республики Хакасии действует Конституция Республики Хакасии, закон Республики Хакасии.

Статья 98

Полномочия Председателя Правительства Республики Хакасии не могут быть использованы для изменения государственного устройства Республики Хакасии, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 99

Личность Председателя Правительства Республики Хакасии неприкосновенна, его честь и достоинство охраняются законами.

Статья 100

В случае умышленного нарушения Председателем Правительства Республики Хакасии данной им присяги, Конституции и законов Республики Хакасии, Конституции и законов Российской Федерации Верховный Совет Республики Хакасии с учетом заключения Конституционного суда Республики Хакасии большинством в три четверти голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасии при тайном голосовании может отрешить от должности Председателя Правительства Республики Хакасии.

Председатель Правительства Республики Хакасии может в любое время объявить о своей отставке.

Статья 101

По поручению Председателя Правительства Республики Хакасии часть его полномочий либо исполнение полномочий Председателя Правительства Республики Хакасии в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) осуществляет один из его заместителей.

В случае смерили Председателя Правительства Республики Хакасии, отрешении его от должности либо отставки, либо подтвержденной заключением медицинской комиссии невозможности дальнейшего исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья впредь до избрания нового Председателя Правительства Республики Хакасии его полномочия передаются в пятидневный срок Верховным Советом Республики Хакасии одному из заместителей Председателя Правительства Республики Хакасии с одновременным назначением выборов Председателя Правительства Республики Хакасии.

Статья 102

Председатель Правительства Республики Хакасии по истечении срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность вновь избранного Председателя Правительства Республики Хакасии. Назначение выборов Председателя Правительства Республики Хакасии производится в порядке, установленном законом.

Статья 103

Взаимоотношения Председателя Правительства Республики Хакасии с органами государственной власти Российской Федерации и Республики Хакасии, а также органами местного самоуправления определяются законодательством Российской Федерации и Республики Хакасии.

Глава VI. Местные представительные и исполнительные органы власти
Статья 104

Местным представительным органом власти в районах, городах республиканского значения в Республике Хакасии является Совет, состоящий из депутатов, избираемых населением в соответствии с законом Республики Хакасии сроком на четыре года.

Руководит работой Совета Председатель, избираемый из числа депутатов на заседании Совета на срок полномочий Совета.

Организация и порядок деятельности районных, городских (городов республиканского значения) советов устанавливаются законом Республики Хакасии.

Статья 105

Районные, городские (городов республиканского значения) советы:

а) утверждают местный бюджет, отчет о его исполнении;
б) устанавливают местные налоги и сборы;
в) определяют порядок управления муниципальной собственностью;
г) определяют порядок пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
д) рассматривают и согласовывают программы социального развития соответствующей территории;
е) ежегодно заслушивают отчет о деятельности местной администрации;
ж) определяют порядок своей деятельности и финансирования;
з) рассматривают предложения органов местного самоуправления и организуют взаимодействие с ними;
и) решают другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции местных представительных органов власти.

Статья 106

Исполнительным органом власти на территории района, города республиканского значения в Республике Хакасии является администрация района, города республиканского значения. Руководит работой администрации района, города республиканского значения глава администрации района, города республиканского значения. Администрация района, города республиканского значения входит в систему исполнительной власти Республики Хакасии. Деятельность администрации района, города республиканского значения осуществляется в пределах ее компетенции, определенной законом Республики Хакасии.

Статья 107

Глава администрации района, города республиканского значения избирается на четыре года гражданами Республики Хакасии, проживающими на территории района или города республиканского значения, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом Республики Хакасии.

Статья 108

Правительство Республики Хакасии, местные представительные органы власти вправе выразить недоверие главе местной администрации в установленном законом порядке. Вопрос отрешения от должности главы местной администрации решается в соответствии с законом Республики Хакасии.

Глава VII. Местное самоуправление в Республике Хакасии
Статья 109

В Республике Хакасии гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление наделяется в соответствии с законом собственной компетенцией.

Статья 110

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях в пределах административно-территориальных единиц, входящих в систему административно-территориального устройства Республики Хакасии.

Статья 111

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Срок полномочий органов местного самоуправления устанавливается законом Республики Хакасии.

Статья 112

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться с их согласия отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и технических средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 113

Местное самоуправление в Республике Хакасии гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Республики Хакасии, Конституцией и законами Российском Федерации.

Глава VIII. Судебная власть, прокуратура
Статья 114

Судебная власть в Республике Хакасии принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, а также от политических партий и иных общественных объединений.

Вступившие в законную силу акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Хакасии и Российской Федерации.

Статья 115

Разбирательство дел в судах осуществляется коллегиально, за исключением случаев, когда судье предоставлено право единоличного рассмотрения дела.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 116

Правосудие в Республике Хакасии осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Статья 117

Дела в судах рассматриваются в открытых заседаниях. Заочное разбирательство и слушание дел в закрытом заседании суда допускаются лишь в случаях, установленных федеральным законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 118

Судопроизводство в Республике Хакасии осуществляется на основе принципа состязательности, равноправия сторон и ведется на русском или хакасском языке.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается реализация их прав на родном языке через переводчика.

Статья 119

Судебную власть в Республике Хакасии осуществляет Конституционный суд Республики Хакасии, Верховный суд Республики Хакасии, Арбитражный суд Республики Хакасии, районные, городские (городов республиканского значения) и другие суды.

Судебная власть в Республике Хакасии осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

Статья 120

Статус судьи Верховного суда Республики Хакасии, Арбитражного суда Республики Хакасии, районных, городских (городов республиканского значения) и других судов в Республике Хакасии определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Статус судьи Конституционного суда Республики Хакасии определяется законом Республики Хакасии о Конституционном суде Республики Хакасии.

Статья 121

Кадры судебных органов Республики Хакасии находятся в совместном ведении Республики Хакасии и Российской Федерации.

Порядок назначения судей в Республике Хакасии устанавливается законом Республики Хакасии и Федеральным законом.

Статья 122

Конституционный суд Республики Хакасии является органом судебной власти по защите конституционного строя Республики Хакасии.

К компетенции Конституционного суда Республики Хакасии относятся:

а) толкование Конституции Республики Хакасии;
б) разрешение дел о конституционности актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасии;
в) дача заключений в случаях, установленных законом Республики Хакасии;
г) проверка конституционности закона Республики Хакасии, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Республики Хакасии.

Статья 123

Конституционный суд Республики Хакасии разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасии, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья 124

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Хакасии межправительственные соглашения Республики Хакасии не подлежат введению в действие и применению.

Статья 125

Конституционный суд Республики Хакасии по запросу Верховного Совета Республики Хакасии дает заключение о наличии оснований для отрешения Председателя Правительства Республики Хакасии от должности.

Статья 126

Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Хакасии определяется законом Республики Хакасии о Конституционном суде Республики Хакасии.

Статья 127

Верховный суд Республики Хакасии является судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в процессуальных формах надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции в Республике Хакасии и разрешает дела, отнесенные к его ведению.

Организация и порядок деятельности судов общей юрисдикции в Республике Хакасии определяются федеральным законом.

Статья 128

Арбитражный суд Республики Хакасии является судебным органом Республики Хакасии по разрешению экономических споров и иных дел, подсудных арбитражным судам.

Организация и порядок деятельности Арбитражного суда Республики Хакасии определяются федеральным законом.

Статья 129

Прокурор Республики Хакасии и подчиненные ему прокуроры районов и городов республиканского значения Республики Хакасии входят в единую централизованную систему органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Хакасии и Российской Федерации на территории Республики Хакасии в соответствии с федеральным законом.

Статья 130

Прокурор Республики Хакасии назначается на должность и освобождается от должности Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Республики Хакасии.

Иные прокуроры Республики Хакасии назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению прокурора Республики Хакасии.

Порядок организации и деятельности органов прокуратуры определяется федеральным законом.

Статья 131

Юридическая помощь гражданам и организациям в Республике Хакасии оказывается коллегией и иными добровольными объединениями адвокатов, адвокатскими бюро и фирмами, а также отдельными лицами, имеющими право на занятие адвокатской деятельностью.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь гражданам оказывается за счет государства.

Порядок организации и деятельности адвокатуры определяется законом.

Глава IX. Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республики Хакасии
Статья 132

Конституция Республики Хакасии вступает в силу со дня ее официального опубликования.

Статья 133

Изменения и дополнения Конституции Республики Хакасии принимаются Верховным Советом Республики Хакасии в форме конституционных законов, которые принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасии.

Статья 134

Предложения об изменении Конституции Республики Хакасии могут внести в Верховный Совет Республики Хакасии:

а) не менее одной трети депутатов Верхового Совета Республики Хакасии;
б) Председатель Правительства Республики Хакасии;
в) Конституционный суд Республики Хакасии;
г) не менее 5 процентов граждан Республики Хакасии, обладающих избирательным правом.

Статья 135

Предложение об изменении Конституции Республики Хакасии, не принятое Верховным Советом Республики Хакасии, может быть вновь внесено на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасии не ранее, чем через один год со дня его отклонения.

Глава X. Переходные положения
1. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории Республики Хакасии до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Хакасии.

2. Глава IV Конституции Республики Хакасии вступает в силу с момента избрания Верховного Совета Республики Хакасии нового созыва.

Действующий Верховный Совет Республики Хакасии сохраняет полномочия до начала работы Верховного Совета Республики Хакасии, избранного в соответствии с настоящей Конституцией.

3. Глава V Конституции Республики Хакасии вступает в силу с момента избрания Председателя Правительства Республики Хакасии. Совет Министров Республики Хакасии сохраняет полномочия до вступления в должность избранного в соответствии с настоящей Конституцией Председателя Правительства Республики Хакасии.

4. Городские (городов республиканского значения), районные советы депутатов, главы администраций городов республиканского значения и районов Республики Хакасии осуществляют полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, в течение срока, на который они были избраны.

5. После вступления в силу Конституции Республики Хакасии судьи всех судов Республики Хакасии сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

Принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасии (первого созыва) 25 мая 1995 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован