28 сентября 1998
11973

Контекст

В Потсдаме осторожно открыли первую немецкую ретроспективу знаменитой кинематографистки Третьего рейха Лени Рифеншталь. Ждали скандала, но его не последовало. Возможно, немцы поняли: вдохновителем Рифеншталь был не столько Гитлер, сколько Эйзенштейн, у которого она научилась манипулировать сознанием зрителя в угоду идеологии

Лауреаты

Так награждает президент

Борис Ельцин согласился со списком кандидатов, представленным Комиссией по Государственным премиям в области литературы и искусства. Премии президента России за 1998 год присуждены Белле Ахмадулиной, Андрею Васнецову, Даниилу Гранину, Михаилу Швейцеру, Ролану Быкову (посмертно), Юрию Саульскому, Евгению Светланову, Юрию Соловьеву, Михаилу Ульянову, Федору Хитруку.

Президентская премия вручается не за конкретное произведение последнего года, а "за выдающийся творческий вклад" - режиссеров Швейцера и Быкова, писателей Гранина и Ахмадулиной, знаменитого мультипликатора Хитрука, известного живописца и монументалиста Васнецова и талантливого администратора Юрия Соловьева, который на закате империи организовал и возглавил Союз дизайнеров СССР. Они дожидались награды довольно долго. Некоторые лауреаты даже перекочевали из списка 1997 года - как Хитрук и Быков, который премии, увы, порадоваться уже не сможет.

Каждому из награжденных причитается почетный знак лауреата Госпремии, который в старые советские годы давал неписаное право на персональную пенсию союзного значения. И хотя полным ассортиментом пенсионных льгот могли пользоваться только партийные художники, лауреаты старшего возраста ценили это приложение к награде не меньше, чем круглую золотую медаль и сберкнижку с 5 тыс. рублей.

Теперь Президентская премия сама стала почетной пенсией, а точнее - почетным единовременным пособием. Размер ее - 600 минимальных окладов - около 50 тыс. рублей. Это на порядок меньше не только логовазовского "Триумфа" с его $50 тыс., но и "общей" Государственной, включающей 1500 минимальных окладов. В конце года мы узнаем, кто может получить 10 следующих подарков от президента.

Балет

День рождения "Спящей красавицы" Большой театр отметил юбилейным спектаклем. Со дня первой постановки царственного детища Петипа-Чайковского на московской сцене прошло ровно сто лет.

Премьера балетной феерии состоялась в Петербурге в царствование Александра III - в 1890 году. Инициатор постановки, директор императорских театров Всеволожский, добился тогда небывалых государственных субсидий - 2 млн рублей в год. Львиную долю этих денег поглотил излюбленный им балет. Многолюдная "Спящая" была поставлена с имперским размахом.

Москва до "Спящей красавицы" дозрела лишь девять лет спустя. Петербуржец Александр Горский, пользуясь системой записи танца, перенес сложнейший спектакль в Большой всего за 17 репетиций. Москвичи оказались верны себе: церемонное совершенство балета-ритуала отошло на задний план, а главный успех сорвала живописная "Панорама" декоратора Гельцера.

С тех пор "Спящая" не покидала надолго репертуар Большого. Возобновляли ее и в 1924-м, и в 1936-м, и после войны, и в оттепельные 60-е. Сейчас в Большом идет версия Юрия Григоровича двадцатипятилетней давности - как утверждают исследователи, в хореографическом отношении наиболее близкая к оригиналу. Однако художник спектакля Симон Вирсаладзе уже в 1973-м предчувствовал закат империи и создал картину всеобщего увядания: серый полусумрак, руины вместо дворца, бесприютность королевской свиты, мрачные заросли панорамы.

Юбилейный спектакль вытянули премьеры. Надежда Грачева, к середине собственной карьеры поняв наконец значение полутонов, хороших манер и отчетливой дикции, станцевала, быть может, один из лучших своих спектаклей. Андрей Уваров в своем коронном амплуа балетного принца был, по обыкновению, великолепен. А в целом нынешняя "Спящая" точно отразила состояние театра-государства: казенное равнодушие королевской свиты, механическую покорность кордебалета, обезличенную неуверенность классических солисток и пугающую актерскую самодеятельность характерных персонажей.

Музыка

Народные артисты Америки определены на 26-ой церемонии вручения American Music Awards, состоявшейся 11 января в Лос-Анджелесе. Фаворитами стали Уилл Смит, Селин Дион и Гарт Брукс.
Франко-канадская дива Селин Дион, ворвавшаяся в чарты с балладой "My Heart Will Go On" из фильма "Титаник", была названа лучшей современной артисткой. Уилл Смит, проходивший по четырем номинациям, сорвал первые овации, когда его альбом "Big Willie Style" объявили лучшим в категории соул/ритм-энд-блюз. Лучшим кантри-певцом стал Гарт Брукс; премии удостоен также его альбом "Sevens". Многолетнее творчество Билли Джоэла отмечено почетной Премией за заслуги. В номинации поп/рок лучшим певцом был назван Эрик Клэптон, в категории соул/ритм-энд-блюз победила Джанет Джексон.
American Music Awards является премией зрительских симпатий: номинанты выбираются на основании данных о продажах записей и частоте их появления в эфире, а победителей определяет 20-тысячная армия американских меломанов. Более престижная премия Grammy, церемония награждения которой состоится в феврале, присуждается специалистами - "инсайдерами" музыкальной индустрии.

Литература

"Три сестры" отдохнут - драматургической премии с таким названием антибукеровский комитет решил в этом году не присуждать. "Было достаточно пьес,- пояснил Михаил Швыдкой,- но в лучшем случае это грамотные перепевы чего-то уже сделанного".
Учрежденная "Независимой газетой" литературная награда "Антибукер" присуждается уже в четвертый раз. Размер ее составляет $12 тыс. за художественные произведения и $4 тыс. за критику и эссе.
Поэтическую премию "Незнакомка" получил Максим Амелин, двадцатисемилетний поэт и переводчик. С прозой (номинация "Братья Карамазовы"), по словам критика Игоря Зотова, "все спокойно: ни заката, ни рассвета". Победил роман Андрея Волоса "Хураммабад", в котором развивается киплинговская тема "бремени белого человека". Решая судьбу премии "Четвертая проза" - за лучшее произведение текущего года в жанре эссе и воспоминаний, жюри проявило полное единодушие и даже голосования не проводило: победили "Мемуары" Эммы Герштейн. Награду за литературоведение под названием "Луч света" получила работа Олега Давыдова "Демон Солженицына". Чтобы избежать упреков в юбилейном славословии, отмечены "интеллектуальная смелость, провокативность, глубина, такт и злободневность" - не Солженицына, а именно Давыдова.

Кино
Шедевры нацистского искусства Организаторы первой немецкой ретроспективы Лени Рифеншталь в киномузее Потсдама опасались протестов. Неудивительно: самая знаменитая в мире женщина-режиссер известна прежде всего как пропагандист нацизма. Опасения не оправдались: ретроспектива уже побила все рекорды посещаемости и пока обходится без эксцессов.
"Новая Германия" хочет войти в объединенную Европу и в XXI век "нормальной" страной. Для этого ей нужно оставить в прошлом чувство вины. Еще недавно частная галерея в Гамбурге, устроившая фотовыставку Рифеншталь, подверглась резкой критике. Гнев прогрессивной общественности в течение последних 50 лет неизменно вызывали два документальных фильма режиссера - "Триумф воли" (1935) и "Олимпия" (1938). Первый, посвященный партийной конференции национал-социалистов в Нюрнберге в 1934 году (30 камер, 120 ассистентов), представлял гитлеровскую партию как слаженный механизм почти магической силы. Второй, посвященный берлинской Олимпиаде 1936 года (45 камер на земле, в воде и на небе, 200 часов материала, смонтированных в 4-часовую кинопоэму), мифологизировал тело "белокурого бестии". Никто не оспаривал, что оба фильма являются шедеврами киноискусства. Напротив, именно за это их и осуждали.
Хотя в 1952-м суд оправдал отсидевшую четыре года в союзнических лагерях Рифеншталь, ее кинематографическая карьера была закончена. "Триумф воли" запретили в Германии и ряде других стран, а его создательница обратилась к фотографии, снимая африканские племена и подводную фауну. Между тем измученные чувством вины немцы не желали вдаваться в сложные вопросы взаимоотношений художника с властью, для которых "дело Рифеншталь" давало не первый и, скорее всего, не последний повод. Немцам нужно было только, чтобы грешница покаялась. "А в чем мне каяться? - отвечала она в недавнем документальном фильме `Сила образов: Лени Рифеншталь`.- Я никогда не была ни антисемитом, ни членом нацистской партии". Если и было кого винить за успехи (и неуспехи) Рифеншталь, так это не Гитлера, а Эйзенштейна: у него она научилась манипулировать сознанием зрителя во имя идеологии.

Телевидение
Крупнейший в России медиа-холдинг окончательно сформирован. Последние по времени назначения на ВГТРК состоялись накануне Нового года. Информационный департамент возглавил бывший старший советник по вопросам безопасности Лев Кошляков.
Кошляков стал первым заместителем Михаила Швыдкого после образования в государственном медиа-холдинге департамента информации и международных связей. Появление в весьма деликатной сфере телевизионной информации человека, до недавнего времени специализировавшегося на вопросах безопасности, на ВГТРК объясняют так. Будучи старшим советником Швыдкого, Кошляков не только обеспечивал безопасность, но также курировал спецпроекты, среди которых попадались и информационные.
Как именно новое назначение отразится на информационной политике ВГТРК, содержании "Вестей" или конкуренции между российскими телеканалами, пока неизвестно. Новый глава информации ВГТРК, как и положено специалисту по безопасности, хранит молчание.
http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=15069
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован