04 февраля 2019
1023

Контроль знаний тестовыми формами посредством новой компьютерной программы

 

Фатима Агаева

Айман Искакова, к.ф.-м.н.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

Астана, Казахстан

Ayman7@mail.ru, timako_afi@mail.ru

 

Опубликовано в ж. ж. «Педагогические Измерения №2, 2014 г.

 

Аннотация

Разработан методика проверки знаний и тестовыми формами. Для этой методики составлена компьютерная реализация в системе Dot.Net.

Ключевые слова: тестовые задания, система оценивания, испытуемый, тестирующий.

 

Постановка проблемы

В.С.Аванесов предлагает использовать задания в тестовой форме с выбором не только одного, но и нескольких правильных ответов[1]. Он предлагает оценивать все правильно выбранные ответы, по каждому заданию, двумя баллами, и снижать балл за каждую допущенную ошибку. Предложенная им система оценивания такова: Ноль ошибок в каждом задании оценивается двумя баллами, одна ошибка - одним баллом, две и большее число ошибок - нулём баллов. Если испытуемый допускает три и большее число ошибок при ответе на задания с выбором нескольких правильных ответов, то он всё равно получает ноль баллов в таком задании.

Для автоматизации тестирования заданиями с выбором нескольких правильных ответов нужна новая компьютерная программа, соответствующая такому оцениванию.

 

Новая система оценивания

На практике целесообразно использовать дифференцированное оценивание. То есть, например, в каждом задании максимальный балл может оцениваться по-разному: в одном случае он может быть равным трём, в другом - четырём баллам, и в третьем - пять баллов. Иными словами, мы предлагаем новую систему, взвешенных оценок.

 

Разработка новых алгоритмов методик измерения тестовыми формами

Результаты оценивания испытуемых целесообразно представлять в процентном эквиваленте. Возьмём пример задания, где есть три правильных ответа из шести:

1. СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ

1) выборка

2) статистика

3) реализация выборки

4) испытание, исход которого нельзя предсказать заранее

5) испытание, исход заранее предсказуем

6) исход испытания, который при осуществлении некоторых условий может произойти или не произойти

Допустим, максимальный балл за выбор всех трёх правильных ответов будет составлять три. В случае выбора всех верных ответов тестируемому присуждается 3 балла (100%). В случае, если испытуемый совершает одну ошибку, ему даётся два балла (66,67%). А если он допускает две ошибки, количество баллов снижается до одного, что в процентном соотношении составляет 33,34%.

Очевидно, что на результат проверки уровня знаний тестовыми формами влияют уровень подготовки тестируемых и временной регламент на выполнение заданий. Следовательно, базу тестовых заданий необходимо формировать гибким образом. То есть, в зависимости от уровня подготовки, времени и ситуации тестирования испытуемый самостоятельно выбирает для ответа количество тестовых заданий.

Например, при тестировании группы по специальности «Информатика», 1-го курса, на практическом занятии по дисциплине «Теории вероятностей» студенты самостоятельно выбирали количество тестовых заданий, которые необходимо было решить за 20 минут. В группе из десяти студентов двое выбрали для 12 заданий, трое - 10 заданий и пятеро выбрали 6 заданий. Результаты контроля знаний тестовыми формами приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Результаты контроля знаний тестовыми формами в группе специальности «Информатика»

Студент 

Количество заданий

Итоговый балл

Студент 

Количество вопросов

Итоговый балл

Студент 1

10

45

Студент 6

6

28

Студент 2

6

39

Студент 7

12

49

Студент 3

6

54

Студент 8

10

53

Студент 4

12

53

Студент 9

6

44

Студент 5

6

41

Студент 10

10

38

 

По завершению тестирования, общий балл рассчитывается путём суммирования правильных ответов. И итоговая оценка в процентном соотношении рассчитывается путём выведения среднего арифметического.

Компьютерная реализация

Для оптимизации процесса тестирования учащихся данная методика была автоматизирована. Компьютерная программа для тестирования реализована на языке dot.net.

Программа представляет собой возможность провести тестирование учащихся с одним или несколькими правильным ответами.

Рис. 1. Главное окно. Роль «Администратор»

В данной программе рассматривается возможность авторизоваться в двух различных вариантах:

- Администратор;

- Тестируемый.

В случае выбора роли «Администратор» пользователю предоставляется следующие возможности

- создавать новых пользователей (см. рис. 1),

- создавать базу тестирования (см. рис. 2), задания в этой базе,

- проходить тестирование,

- просматривать результаты (см. рис.3),

-  сохранение результатов тестирования (см. рис 4).

При выборе варианта «Тестируемый» функции программы ограничиваются лишь возможностью пройти тестирование и просмотреть результаты прошлых тестирований.

Результаты предыдущих тестирований можно выгрузить в текстовый файл с расширением *.txt (Рис.5).

Рис. 2. Перечень баз тестирования

Рис. 3. Управление пользователями. Создание новой учетной записи

Рис. 4. Сохранение результатов тестирования в файл

Рис. 5. Просмотр результатов прошлых тестирований

Следует заметить, что при данной компьютерной реализации каждая учётная запись защищена паролем.

При создании очередного вопроса пользователю предоставляется возможность ввести необходимое количество вариантов ответов, предварительно выбрав задание с несколькими вариантами ответов (см. рис.6), а также максимальное количество полагающихся баллов за правильно выполненное задание (см. рис. 7). В форме ввода задания имеется возможность прикрепления изображения, в случае, если могут потребоваться формулы, либо рисунки.

Рис. 6. Информация по структуре вопроса

Рис. 7. Создание нового задания

В ходе проведения тестирования испытуемый может выбрать любое количество правильных ответов из имеющихся, обозначив верные, по его мнению, ответы «галочками» (см. рис. 8).

Рис. 8. Процесс тестирования

После завершения процесса тестирования программа выдает окно с результатами, где отражено как количество верно набранных баллов, так и оценка «в процентах» пройденного теста (рис. 10).

Рис. 9. Результат тестирования

Следует заметить, что данное программное обеспечение хорошо адаптировано под математические формулы. Другими словами, формулы не преобразуются в формат рисунок, что позволяет тестируемому явно распознавать задание.

Таким образом, в данной работе представлена новая модель методики измерения тестовыми формами с компьютерным реализацией, в программном обеспечении Dot.Net.

 

[1] Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические Измерения, 2 2012. – С. 75-91.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован