16 сентября 2004
164

Котельников А.А: О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы считаем, что проблема безопасности радиоактивных материалов и в первую очередь при их транспортировки актуальна и заслуживает самого пристального внимания на международном уровне. Консолидация усилий организаций государств имеющих отношение к проблеме позволит поднять на новый более качественный уровень безопасности при обращении с радиоактивными материалами.

Необходимость международного сотрудничества очевидна в ситуациях связанных с транспортировкой таких материалов через национальные границы, когда эффективность физической защиты в одном государстве зависит от принятия другими государствами также адекватных мер по предотвращению или пресечению совершения диверсионно-террористических актов в отношении ядерных установок и ядерных материалов.

В 2000 году Правительством Российской Федерации была одобрена Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века.

В этой связи на федеральном уровне были рассмотрены такие важные вопросы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными материалами, как:

- О федеральной системе учета и контроля делящихся материалов в Российской Федерации;

- О состоянии и мерах совершенствования физической защиты специальных ядерных материалов, промышленных и экспериментальных радиационно и ядерно опасных объектов;

- О мерах по обеспечению безопасности при перевозках радиоактивных материалов в Российской Федерации.

В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года No 204 на Минатом России были возложены функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов и изделий из них.

Минатом России уделяет самое пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности при перевозках радиоактивных материалов. Связано это, в первую очередь, с тем, что, в отличии от других операций ядерного топливного цикла, перевозки осуществляются вне пределов промышленных площадок предприятий отрасли.

Перевозки являются тем технологическим элементом ядерного цикла, который не может быть выполнен отраслью самостоятельно и требует тесного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Поэтому вопросы отлаженного и четкого взаимодействия с соответствующими структурами транспортного, силового и надзорного блоков являются определяющими при обеспечении требуемого уровня безопасности перевозок РМ.

Перевозка РМ - это комплекс состоящий из многих составляющих, наиболее актуальными, важными и сложными проблемами являются обеспечение ядерной, радиационной безопасности и физической защиты.

Особое внимание к вопросам транспортировки обусловлено прежде всего тем, что перевозки РМ являются наиболее уязвимыми для совершения диверсионно-террористических актов в силу невозможности создания запретной зоны вокруг транспортного средства, ограниченности сил охраны транспорта, неопределенности местонахождения транспорта при большой протяженности маршрутов перевозок, удаленности мест дислокации сил реагирования от места нападения (диверсии, аварии и т.д.)

Перевозка РМ может быть внутриобъектовой и внешней.

Внутриобъектовая перевозка осуществляется в пределах одного предприятия.

Все остальные перевозки являются внешними. Существующие федеральные правила безопасной перевозки РМ относятся в основном к внешним перевозкам.

Ежедневно в движении по Российской Федерации находится более десятка транспортов с радиоактивными материалами. Объемы перевозок предприятий ядерного топливного цикла за последние годы увеличились, и Минатом России прогнозирует дальнейшее сохранение этой тенденции.

Радиационных аварий при осуществлении перевозок радиоактивных материалов ядерного топливного цикла за последние 10 лет в Российской Федерации не было.

Для обеспечения требуемой безопасности, как в нормальных условиях, так и в случаях транспортных аварий, перевозка РМ производится с использованием сложного и дорогостоящего оборудования.

В настоящее время Минатом России при перевозках РМ в рамках топливного ядерного цикла использует около 70 различных транспортных упаковочных комплектов, а с учетом упаковок для изотопной продукции их число существенно больше. Все используемые транспортные упаковки соответствуют требованиям действующих национальных норм и правил. Вместе с тем, парк транспортных упаковочных комплектов и специальных перевозочных средств стареет.

С целью своевременной замены технических средств для перевозки РМ, Минатом России в инициативном порядке совместно с Госатомнадзором России, МПС России, Минтрансом России и Минздравом России разработал комплексную межотраслевую программу по обеспечению предприятий и организаций современными унифицированными перевозочными средствами и транспортными упаковочными комплектами.

В целях обеспечения физической защиты перевозимых радиоактивных материалов в Минатоме России формируется единая система оповещения и реагирования, как на террористические акты, так и на другие чрезвычайные ситуации. В основе системы оповещения применяется одобренная в 2000 и 2001 годах Правительством Российской Федерации автоматизированная система безопасности транспортирования ядерных материалов (АСБТ). В настоящее время системой АСБТ оборудовано 34 спецвагона и более 70 спецавтомобилей (работы по оснащению спецвагонов и спецавтомобилей системой АСБТ продолжаются). Введено в опытную эксплуатацию 3 диспетчерских пункта, и ведутся совместные с силовыми структурами работы по их расширению. Кроме того по заказу Минатома России на вагоно- строительном заводе в г. Торжок для сил охраны оборудуются 25 специальных караульных вагонов с системой АСБТ.

Аварийно-техническое обеспечение перевозимых грузов осуществляется системой контроля за перемещением РМ. В задачу системы входит поддержание в постоянной готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации последствий возможных чрезвычайных происшествий при транспортировании РМ. Основой системой являются шесть Аварийно- спасательных формирований федерального уровня и Ситуационно- кризисный центр Минатома России.

Перевозка РМ регламентируется системной базой нормативных документов, позволяющих обеспечить требуемый уровень безопасности. Направления совершенствования нормативных документов связаны с их переработкой с учетом новых рекомендаций МАГАТЭ, текущих изменений правовых и хозяйственных отношений в стране.

Транспортировка многих видов радиоактивных материалов относится к специальным перевозкам и требует, при их осуществлении, комплекса дополнительных мероприятий по обеспечению конфиденциальности. Однако, складывающиеся за последние годы система правовых и хозяйственных взаимоотношений ломает существовавшую практику защиты информации. Это обстоятельство требует переработки нормативно правовой базы в этой области и в частности `Федерального закона о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом`.

В этой связи с целью повышения безопасности по инициативе Минатома России разрабатывается порядок взаимодействия при организации и выполнении перевозок РМ между органами государственного управления (Минатома России, МПС России, Минтранс России), органами государственного надзора (Минздрав России, Госатомнадзор России), органами государственной безопасности (ФСБ России, МВД России, Минобороны России, МЧС России) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Котельников А.А.
заместитель Министра
Российской Федерации
по атомной энергииhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован