Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
15 ноября 2021
332

Креативные достижения древних корейцев

 

В текущем столетии в Республике Корея (РК) создание креативной экономики стало приоритетом в экономической стратегии активно поддерживается на государственном уровне.

Следует отметить, что реализация нынешней стратегии по развитию экономики знаний, креативной и цифровой экономики, опирается  на глубокие исторические и национальные корни.

Особо следует сказать о конфуцианских традициях в корейском обществе, поддерживающих стремление к повышению образовательного уровня, трудолюбие, стремление к жизненному успеху и преданности нации.

Так еще в древнем корейском государстве в период правления династий Силла, Корё и Чосон в среде прогрессивно настроенных чиновников и ученых и аристократов под влиянием буддизма и конфуцианства зародилось и получило широкое распространение движение сирхак, то есть «реальные науки».

Наиболее яркие представители этого направления способствовали развитию точных и гуманитарных наук и на практики применяли научные знания для совершенствования ремесел, сельского хозяйства, государственного управления, строительства, медицины, военного дела, искусства и др.

Такая политика дала свои плоды в Древней Корее были созданы уникальные творения в сфере ремесел, науки и культуры, которые вошли в историю развития мировой цивилизации, где занимают достойное место.

Известно, что технология производство бумаги была изобретена в Китае[1], однако более качественные сорта бумаги из тутового дерева изготавливались в Древней Кореи.

Корейская бумага благодаря своей прочности и гладкости пользовалась повышенным спросом в самом Китае, которую они называли – «бумагой подобной кожи и бумагой гладкой как зеркало».[2]

В качестве сырья для изготовления такой бумаги корейские ремесленники использовали кору тутового дерева (шелковицы), сосновую хвою и солому.

В начальный период существования государства Чосон производство бумаги согласно «Великому уложению по управлению государством» (Ксёнгук тэджон) относилось к казенному ремеслу и было приписано к ведомству Чоджисо. В то время в Корее насчитывалось 698 специалистов – ремесленников (чиджан) по производству бумаги.[3]

Кроме производства качественной бумаги древние корейцы прославились развитием ксилографии – первой, древней технологи книгопечатания. Первоначально текст или изображение вырезались мастерами (чогакчан), на деревянной доске, а затем с использованием красок тексты и рисунки переносились на другую поверхность - бумагу, пергамент или ткань.

По мнению историков и специалистов самая древняя в мире печатная книга была обнаружена именно на территории Кореи. Это религиозный буддийский трактат под названием «Мугу чонгвандэ таранигён» (Сутра, приносящая счастье).Найденный древней манускрипт представляет собой свиток, который получил название «Свиток Дхарани».[4]

По оценкам историков и специалистов книга была напечатана примерно в 700 - 750 гг.  в период расцвета раннефеодального корейского государстваСилла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э.).

По мнению многих историков этот свиток является самым древним из мировых ксилографических памятников, в частности аналогичная старейшая японская сутра «Таранигён» из храма Хорюдзи была напечатана позднее в 770 г.

В 1236 г. была напечатана древнейшая в Корее книга по медицине - «Способы изыскания местных лекарственных растений» (Ханъяк кутыппан). Позднее массовым тиражом была напечатана книга «Способы изготовления местных лекарств из трех компонентов» (Самхва чахян), которая стала пособием по медицине дляместных жителей.

Несмотря на то, что ксилографическая печать была достаточно трудоемкой технологией, в период существования государства Силла и Корё она развивалась стремительными темпами в силу распространения на территории Древней Кореи буддизма и основ его учения,содержащихся в буддийских священных книгах.

Древние корейцы усовершенствовали технологию книгопечатания, вместо досок трафаретов ремесленники стали использовать деревянные подвижные шрифты. Что позволило во много раз увеличить производительность и тиражи выпуска книг.

В частности, в начале правления династии Корё (918-1392) было отпечатано 6 тыс. экземпляров свода священных текстов известного буддийского философского трактата «Трипитака» (Тэджангён) и 4700 экземпляров его продолжения (Сокчангён). Как пишут историки на их изготовление было потрачено 460 стоп бумаги.

Позднее в Древней Корее был изобретен первый в мире металлический наборный подвижной шрифт для печатания книг. Отливкой металлических шрифтов в то время занималось управление Чуджон тогам, ведавшее также чеканкой медных монет.

Согласно историческим данным в период правления короля Коджона с 1234 по 1241 гг. по новой прогрессивной технологии в Корее было отпечатано 28 экземпляров трактата «Установление древних и современных обрядов»(Седжон когымне) в 50 томах. К сожалению, этот артефакт не сохранился до наших дней.

В настоящее время древнейшей в мире книгой, напечатанной с помощью подвижного металлического шрифта, считается корейский философский трактат «Главное в прямом высказывании идей» (Чикчи симчхе ёджоль), вышедший в свет в 1377 г. в монастыре Хындокса, города Чхонджу. В настоящее время этот древний корейский манускрипт хранится в одном из музеев Франции.

В 1392 г. в Корее была создана особая государственная типография по изготовлению шрифтов и печатанию книг (Соджогвон), что дало толчок развитию книгопечатания в период правления династии Чосон. 

В то время в типографии работало 146 мастеров по 8 специальностям, в том числе резчики текста на досках (чогакчан), изготовители шрифтов (кюнджаджан), наборщики (какчаджан), печатники (инчхульджан) и др.[5]

Следует отметить, что подвижной металлический шрифт был изобретен в Древней Корее на 200 лет раньше появление аналогичной технологии в Европе.

Первое печатное произведение с использованием металлических шрифтов на территории Европы увидело свет в 1454 год. Это была библия, которую напечатал в Майнце известный немец Иоганн Гуттенберг, которого считают изобретателем первого печатного станка.

Еще одной креативной культурной сферой, где корейцы достигли мирового уровня, было производство фаянсовых и фарфоровых керамических изделий, покрытых особым слоем селадоновой глазури.[6]

Самые прекрасные изделия из селадоновой керамики были созданы в период с середины до конца XI века корейскими ремесленниками, имена которых, к сожалению, не сохранились. Производство и торговля корейским селадоном достигли своего расцвета примерно в XII - начале XIII веков.

Производство этих изделий было налажено в 325 районах страны, наибольшим спросом пользовались изделия из города Кванжу провинции Кёнги и города Корён провинции Кёнсан.

 Ценностьселадоновых изделий подтверждает их популярность в Европе и факт их обнаружения археологами в королевских гробницах древних династий как корейских правителей, так и китайских императоров. 

Среди других мировых креативных достижений корейцев в средние века следует отметить изобретение и строительство первых в мире боевых кораблей, обшитых металлическими листами. Такие морские суда называли кобуксоны (корабли-черепахи). Эти боевые корабли корейские воины успешно использовали в первой войне с Японией (1455-1598).

На корабли-черепахи устанавливались качественные с высокой боевой мощью корейские пороховые пушки (хвапхо и хватхон). Пушки и порох изготовлялись в Корее по собственным технологиям, под контролем специального ведомства – Пушечного управления (Хватхон тогам). 

Качество корейского огнестрельного оружия было очень высоким, это подтверждает тот факт, что послы многих иностранных государств неоднократно обращались к правителям Чосона с просьбой обучить мастеров их стран искусству изготовления такого оружия.[7]

Хорошо развитая металлургия позволяла древним корейцам отливать уникальные колокола, которые устанавливали в буддийских храмах. Одним из шедевров этого ремесла считается «Священный колокол» (Синджон), изготовленного в честь правления короля ванна Сонъдока. Колокол был отлит в 771 г. и первоначально установлен в храме Пондокса. Диаметр колокола составляет 2 м 27 см, высота 3 м 33 см, вес 120 тыс. кын. (1 кын = 0,61 кг.).

Этот колокол знаменит своим божественным звучанием и уникальным орнаментом, на котором изображена изящная женщина с флейтой, свободно парящая в небесах.[8]

Священный «Колокол Пондокса» считается национальным сокровищем и в настоящее время находится в Национальном музее в г. Кёнджу.

Самым большим колоколом, изготовленный древними корейскими ремесленниками считается колокол храма Хваннёнса, отлитый в 775 г. и который весил 500 тыс. кын.

Расцвет корейской научной креативной школы сирхак пришёлся на период правления короля Чончжо (1778-1800 гг.). В этот период многие корейские ученые, писатели, поэты создают выдающиеся научные труды, произведения культуры, и ремесленные шедевры.

В этот период была создана национальная королевская библиотека для хранения исторических летописей, произведений литературы, научных, философских, исторических трудов, свода законов и королевских указов корейского государства.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

помощник Председателя правительства РФ (2000-2008)

 

[1] Исторической датой появления бумаги в Китае считается 105 г. новой эры. В этом году китайский чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о разработке и возможности использования технологии производства бумаги.

[2]Хан Ёнъгу - История Кореи: новый взгляд; перевод с корейского под ред. М.Н. Пака. – М.: Восточная литература, 2010. – 758 с., стр. 230

[3] Там же стр. 258

[4] «Свиток Дхарани» состоит из 12 оттисков, которые были склеены между собой и намотаны на палочку из бамбука. Общая длина этого свитка 630 см, а высота 6 см. Сами оттиски были выполнены ксилографическим способом на корейской бумаге. Свиток был обнаружен в 1966 г. при археологических раскопках в храме Пульгукса в г. Кванджудревней столицы государства Сила. Сегодня это первое печатное произведение находится в Йонсейском университете на территории Республики Корея.

[5]Хан Ёнъгу - История Кореи: новый взгляд; перевод с корейского под ред. М.Н. Пака. – М.: Восточная литература, 2010. – 758 с., стр. 193

[6]Эта гончарная технология с использованием селадоновой глазури была изобретена в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян. Впервые такие изделия появились в период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Классическиеобразцытакихкерамическихизделийотносятсякэпохе Сун (960—1279).

[7]Хан Ёнъгу - История Кореи: новый взгляд; перевод с корейского под ред. М.Н. Пака. – М.: Восточнаялитература, 2010. – 758 с., стр. 211, 259

[8] Согласно легенде для более яркого звучания колокола при эго отливки в печь бросили ребенка.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован