03 января 2009
2109

Кризисное новоселье

Прошлое сегодняшних событий более, чем неопределенно: еще лет сорок исследователи будут уточнять, какие основные причины явились теми пружинами, которые, сорвавшись, дали толчок все еще необозримому по глубине и широте охвата по-настоящему глобальному кризису. С будущим все проще: во-первых, как и все другие, этот кризис будет побежден; и, во-вторых, проигравшими окажутся те, кто (забыв многократно проверенную истину), сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а выиграют те, кто, перетерпев, отстроит рядом новые кварталы.

Практическая составляющая, вытекающая из данного взгляда на суть вещей - отстраивать новые дома и обустраивать улицы быстрее, чем сыпется песок старых стен. А это значит, первая глава антикризисной программы должна начинаться, с проекта того города, в котором нам хотелось бы оказаться по окончании кризиса. В самом общем виде это представляется достаточно банальным (на сегодня) уравнением: "скорректированная структура экономики и модернизированная система взаимоотношений общества-бизнеса-власти".

Представляется, что без решения следующих четырех задач, поставленная цель трудно достижима.

I. Система управления. Здесь две ошибки, которые не следует усугублять, а неспешно вообще исправить, и не поддаться на искушение третьей.
Во-первых, не следует в момент кризиса, который носит не взрывной характер, но имеет сильную составляющую финансового недоверия, резко менять систему управления, вплоть до прямого нарушения Конституции. А чем иным является решение Госдумы и СФ о создании "Комиссии федерального собрания по вопросам перераспределения Бюджетных ассигнований"? В соответствие с принятым решением три депутата от Государственной Думы и три члена Совета Федераций имеют право вносить изменен6ия в бюджет в течение планового периода с последующим информированием (!) Председателей палат. В Конституции достаточно ясно определено, что утверждение и изменение бюджета прерогатива Парламента в целом, а не только отдельных депутатов. Конституционная обязанность Парламента публично рассматривать и принимать Федеральный закон о распределении общественных финансов - то, что и носит название федеральный бюджет. И оперативностью здесь также не прикрыться: всеми, включая Премьера, было отмечено, что скорострельное выделение средств банкам как из бюджета, так и из золотовалютных резервов ожидаемого эффекта не принесло (деньги не дошли до конечных получателей - реального производства), подтвердив известную российскую практику - "спешка хороша только при ловле блох". В моменты кризисов подобного тому, который мы преодолеваем, принципиально важна уверенность всего общества, что власть действует несуетливо, уверенно и продуманно. Не грех вспомнить, английский парламент не прерывал своей работы и не менял регламентных принципов взаимодействия с исполнительной властью даже в тот момент, когда Великобритания была единственной противоборствующей агрессорам стороной в начале Второй мировой войны в 1940-41 г.г.

Во-вторых, как бы мы не относились к эффективности исполнительной власти в предыдущие ("тучные") периоды, сегодняшняя ее попытка сходу взвалить всю ответственность за кризис на себя - не оправданна. Участие власти в целом ряде упущений, которые осложняют протекание кризиса, ( в конце-концов именно власть сформировала условия, при которых возникла избыточная зависимость российского бизнеса от состояния мировой финансовой системы),очевидно. Но в рыночной экономике основная ответственность за состояние экономики лежит на бизнесе и именно от собственников и менеджеров бизнеса (пропорционально их размерам) общество ждет эффективных действий и в "тощие" годы. Почти 20 лет, прошедших с момента официальной приватизации дают основания государству не поощрять иждивенческие, а тем более инфантильные действия руководителей бизнеса, международных размеров. Есть проверенные правила поведения ответственного бизнеса, главное из которых - самостоятельно платить по своим долгам деньгами, собственностью или репутацией. Помощь государства бизнесу - это перераспределение ресурсов от одних бизнесов к другим, как правило от более эффективных к менее эффективным. Это очень опасный шаг на пути выхода из кризиса. И плохая воспитательная традиция на будущее.

В-третьих, не следует обольщаться иллюзией, что пришел конец рыночному либерализму (основу которого составляют частная собственность и рыночная т.е. конкурентная основа оценки общественно-необходимых затрат) и наступает благородная кейнсианская эра максимально возможной государственной собственности и максимальных бюджетных расходов. Сегодня соучастие государства в разруливании ситуации, объективно обусловлено. Но достаточный исторический опыт свидетельствует: прямое государственное участие в бизнесе (и наш отечественный опыт один из наиболее ярких) в подавляющем числе случаев заметно менее эффективно, чем частная инициатива. Это фактически банальная констатация известного. Но вот что пока еще не стало банальностью, так это оценка конкретного участие "государства" в сегодняшних проблемах. Одной из основных причин финансового кризиса явилась не только жадность или просчеты в финансовом секторе, или недостатки регулирования на финансовых рынках, но повсеместного разрастания различных суверенных фондов, которые сыграли не только роль антикризисной подушки, но и предложили рынку избыток средств, которые в силу своего бесплатного происхождения (государство получает свои ресурсы как правило в виде налогов ), позволили рынку снизить требования к эффективности размещения этих ресурсов, что явилось одной из причин чрезмерного роста многих активов , сначала социальных (сколько стран соучаствовали в поддержании все возрастающего дефицита бюджета США?), за ними подтянулось сырье, а затем по цепочке строительство и т.д. Любое государство - более слабый контролер издержек, чем частный бизнес. А как известно, исторически побеждает экономический строй дающий более высокую производительность труда (К.Маркс), что предполагает более низкие издержки. Поэтому впереди нас ждет нормальный рынок с возросшей прозрачностью и четкостью регулятивных, а не собственеческих функций государства.

Из вышесказанного следует одна важная предпосылка для проведения антикризисной политики: т.к. кардинальным решением глобального выхода из кризиса будет изменение соотношения стоимости активов при общем их понижательном тренде, высокими рисками будут обладать решения о централизованной государственной работе по избирательной поддержке сложившихся доходов отдельных предприятий на базе завышенных активов. Сколь "социально-значимыми" они бы не представлялись. Без радикального (как правило в разы) изменения эффективности (производительности труда) прямая финансовая поддержка будет работать как экономический наркотик с последовательностью развития событий, известных нам по бытовым ситуациям. Безусловно, исключительно рыночные лекарства ( избавление от избыточных активов, реструктуризация задолженности по договоренности с кредитором, смена собственников и менеджмента, сокращение персонала, банкротства) имеют некоторые максимально допустимые социальные границы. Но пример Японии, попытавшейся выйти из национального кризиса в начале 90-х гг., также связанного с завышенной оценкой активов, мягким социальным путем с помощью массированного финансового участия государства, на практике вылилось в фактически почти 20-летнюю депрессию, потерю значительной части технологического лидерства, накопленного в 60-80 гг. (уже выросло поколение, которое не помнит, что было такое "Японское чудо") и создало у себя под боком условия для появления конкурентоспособных экономик в своих технологических кластерах.

II. Перейдем ко второй и наиболее важной проблеме, без решения которой выход из ситуации сегодняшнего кризиса может оказаться недолговременным - сравнительная эффективность российской экономики.

Нет особого смысла приводить множественную всем известную статистику соотношения производительности труда по России в целом или отдельным отраслям (от высокоразвитых стран в среднем отставание в 4-5 раз), но на два факта, которые являются результатом не долговременного исторического
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован