17 июня 2003
1943

КТО ЯСНО МЫСЛИТ, НЕ ВСЕГДА ЯСНО ИЗЛАГАЕТ

Русский язык в школе: зачем и чему учить

Наша школа, авторы учебников, учителя русского языка понимают необходимость учить "сознательному использованию языковых средств для точного выражения мысли и чувства". Именно такой акцент в преподавании русского языка предусмотрен в "Учебных стандартах школ России" (М., 1998), в "Программах общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы" (М., "Просвещение", 1999). На это направлены те разделы в учебниках и те уроки, которые посвящены развитию речи. Однако такие упражнения плохо связаны с теми теоретическими сведениями об устройстве русского языка, которые представлены в существующих школьных учебниках. Они не могут быть ориентированы ни на какие речевые действия.

Действительно, зачем уметь выделять в слове приставку, корень, суффикс, окончание? А затем, чтобы правильно применять орфографические правила, существенно различающиеся в зависимости от того, к какой части слова они относятся. При этом для орфографии важно только то, что с-, например, приставка, а что же именно с ее помощью обозначено, уже совсем не важно. А вот для сознательного выражения мыслей и чувств очень важно, что в сострить с- обозначает "один раз", в слезть - "вниз" + "один раз", в съесть - "результат", а вот в спросить за с- вообще нет никакого значения (и следовательно, это не приставка!), поскольку в современном языке никакой семантической связи между спросить и просить нет. Вот эти сведения о значениях, несущественные для правописания приставки с-, в высшей степени необходимы для точного выражения своих мыслей и чувств и понимания чужих. И если Анна Ахматова писала о "расстоянии между помнить и вспомнить" (вс- означает "начало" + "однократность"), то современный школьный учебник русского языка - о фонетическом написании конечных "с" и "з" в приставке воз-(с-) независимо от того, что же она обозначает.

Нужно сказать, что отбор сведений о характеристиках русского языка, необходимых для применения правил правописания, осуществлен в школьных учебниках настолько исчерпывающим образом, что гарантирует добросовестному ученику практически полную орфографическую и пунктуационную грамотность. А умение пользоваться орфографическим словарем и справочниками по пунктуации и теоретически обеспечивает умение писать, не нарушая правила правописания. Умение соблюдать правила правописания - дело, конечно, очень важное, но главная цель изучения русского языка в школе - не только в том, чтобы понять, в чем же именно русский язык велик и могуч, но в конкретных умениях это величие и мощь использовать в процессе собственной речевой деятельности.

А для этого главным героем должны стать смысл и значение, а не буква и знак препинания, основным инструментом должен стать толковый словарь, а не словарь орфографический (и в толковом словаре слова написаны орфографически правильно). Порочной является широко растиражированная мысль о том, что тот, кто ясно мыслит, якобы и ясно излагает. Для ясного изложения ясная мысль - условие абсолютно необходимое, но недостаточное. Необходимо еще уметь найти для мысли адекватную и ей самой, и ситуации общения, и характеру отношений с адресатом языковую форму. И эту непростую задачу следует научиться решать на занятиях русским языком в школе.

Все грамматические характеристики слов, такие, как, например, вид, наклонение, время, лицо глагола, число, падеж имени, должны быть непременно переведены из "грамматической" системы координат в чисто семантическую. Только после этого они могут "складываться" со значениями слов. Без такого "перевода" мы складываем литры с килограммами или гектары с десятинами.

Совершенно очевидно, что при изучении русского языка с ориентацией не на правила правописания, но на смысл главное место займет лексика, изучение слов, их значений и сфер употребления. При этом абсолютный приоритет должен быть отдан современному литературному словоупотреблению. Следует не только планомерно и целенаправленно пополнять словарный запас учащихся, но и проявлять особое внимание к тому, чтобы они точно понимали значение каждого слова. Эта работа не должна замыкаться только на изучении синонимов и паронимов. Каждый урок должен обогащать учащихся новыми словами с их точным значением и углублением представлений о значении ранее известных слов.

Что же изменилось за годы, прошедшие после выхода "Стандартов" и "Программы"? В школьных учебниках стало больше заданий по развитию речи. Но основное внимание, как и прежде, уделяется орфографии и пунктуации.

Совершенно ясны конкретные группы сопротивления необходимым переменам. Это, во-первых, те люди, которые просто не любят никаких перемен, приспособились к традиции. Во-вторых, это репетиторы, посредники между школой и вузом. Я имею в виду не только организационные правила, но и содержание обучения, формальные требования при поступлении в вуз.

Что же именно станет содержанием ЕГЭ по русскому языку, который приходит на смену старой экзаменационной системе? Мне представляется полной катастрофой, если таким содержанием будут тесты с заданиями "вставить пропущенные буквы и/или недостающие знаки препинания". На мой взгляд, такой экзамен должен выявить, насколько владение русским языком позволяет выпускнику уметь точно и полно понимать то, что сказано-написано другим, и уметь найти наилучшие языковые средства для выражения своих мыслей и чувств. Поэтому на экзамене задания по правописанию должны составлять не более 20-25%. Обязательно нужны задания (в форме теста или в иной) на точное и полное понимание предъявленных слов, предложений, текстов... Нужно также изложение с дополнительным заданием, например, на перефразирование с положительной или отрицательной оценкой описываемого события, со сжатым информированием только о самой сути... Нужно и сочинение, которое показало бы, как автор владеет письменной речью. Пусть это будет состоящая из не более чем 200 слов информация о содержании кинофильма, листовка в поддержку кандидата в Думу, мысли об избираемой специальности... Необходимо учить и правописанию (следовательно, нужен и диктант)...

Нередко приходится слышать сетования по поводу того, что обсуждаемая перемена невозможна еще и потому, что даже только обучение правилам правописания не приводит в современных условиях к удовлетворительным результатам. А я думаю, что именно весьма скромная цель (правописание!) и обслуживающие эту цель формальные классификации не могут вдохновить нынешних мальчиков и девочек. И наоборот, большая цель, очевидно важная и для каждого ученика, и для общества в целом, способна и заинтересовать, и вдохновить, и мобилизовать на усилия.

17.06.03
www.inauka.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован