14 мая 2002
132

Культура и искусство

Приехав в Санкт-Петербург, можно по-разному проводить время. Одних `туристов` вполне устроит поход по новомодным магазинам, других - по ресторанам и барам, которых в городе имеется превеликое множество. Но есть люди, которые ценят духовные ценности во сто крат больше любых материальных ценностей. Для таких людей Северная Венеция открывает ворота в свой удивительный и прекрасный мир, полный загадок и тайн. И действительно, гуляя по улицам города, рассматривая его старинные дома, любуясь грациозными мостами, создается ощущение, что ты попал в самую настоящую сказку.
С чего может начаться экскурсия по городу? Для начала пойдите в театр, их в Санкт-Петербурге более сотни, или же в цирк. Кстати, петербургский цирк является одним из старейших стационарных цирков в России, его открыли в 1877 году. Если Вам ближе классическая музыка, посетите концерты в Государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича или Государственной академической капеллы имени М.И. Глинки. В последнее время большой популярностью пользуется балет на льду, Мюзик-Холл, а также дворцы культуры и концертные залы, где проводятся занимательные представления.
Не забудьте посетить и музеи, которых в городе сегодня насчитывается около двухсот. Среди них:
общеисторические, военно-исторические и этнографические;
литературные, изобразительного искусства и театроведческие;
дворцы и парки комплексного профиля;
естественнонаучные и технические;
мемориальные музеи-квартиры знаменитых людей.
Например, горный музей, основанный в 1773 году при Горном институте. В нем собрана коллекция минералов, состоящая из десятков тысяч экспонатов, собранных из разных стран мира. Заглянув в Ботанический музей (1823 год), Вы познакомитесь с бесценными экспонатами флоры изо всех уголков Земли.
Огромное значение в культурно-воспитательной деятельности приобретают библиотеки. Первые библиотеки страны были основаны в Петербурге еще в начале XVIII века. Сейчас их насчитывается более тысячи. Одна из старейших библиотек страны, основанная в 1714 году Петром I, - Библиотека Академии наук. Сейчас здесь хранится 16 миллионов томов, треть которых на иностранных языках, а также тысячи рукописей V - XX веков, редкие старопечатные книги, гравюры, картографические издания и газеты.
Сегодня в городе насчитывается:
1270 библиотек ( в том числе государственных, массовых, вузовских, профсоюзных, училищ и техникумов, школьных, музеев, театров);
181 музей (в числе которых естественнонаучные и технические, литературные, художественные, исторические, краеведческие и этнографические;
106 театров;
65 кинотеатров;
52 дворца и домов культуры;
417 организаций культуры ( среди них ассоциации, зарубежные и общественные организации, объединения, клубы, общества, творческие союзы, фонды, благотворительные организации).


Петродворец
Всемирно известный дворцово-парковый ансамбль Петродворца (до 1944 года - Петергоф), расположенный в 29 километрах от Ленинграда, - одно из высших достижений русской национальной культуры, великолепный пример органичного синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Ансамбль возник в начале XVIII века на берегу Финского залива в честь победоносного завершения Северной войны и выхода России к Балтийскому морю. Идея создания ансамбля, основные планировочные решения, замысел художественного оформления главных каскадов и фонтанов принадлежат Петру I. Строительство парадной летней резиденции началось в 1714 году, а ее торжественное открытие состоялось 15 августа 1723 года. К этому времени вполне сложилась композиция Верхнего сада и Нижнего парка, были построены Верхние палаты (Большой дворец), Большой каскад, дворец Монплезир. Для снабжения водой фонтанов Петродворца, и прежде всего Большого каскада, в 1720 - 1721 годах по проекту русского инженера-гидравлика В. Туволкова был построен специальный водовод с рудами-водохранилищами. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов - здесь используется разница уровней, на которых расположены пруды и фонтаны.
Строительство Петергофа продолжалось около двух веков, он разрастался, украшался новыми произведениями выдающихся зодчих и ваятелей. Этот грандиозный комплекс создан трудом тысяч `работных людей`, крепостных крестьян, солдат со всех концов России, талантливых русских мастеровых - мраморщиков и литейщиков, паркетчиков и позолотчиков, резчиков и живописцев. Но сокровища, находившиеся во дворцах и парках Петергофа - парадной летней резиденции русских императоров, - были недоступны народу. Лишь после Великой Октябрьской революции художественные памятники Петергофа стали народным достоянием, были взяты под государственную охрану. Дворцы, преобразованные в историко-художественные музеи, открыли свои двери для трудящихся. 18 мая 1918 года по Большому петергофскому дворцу прошла первая экскурсия рабочих. За годы Советской власти дворцы-музеи и парки Петергофа превратились в крупнейший культурно-просветительный центр страны.
Великая Отечественная война принесла тяжелейшие испытания. Приближение фашистких войск заставило в крайне сжатые сроки проводить эвакуацию музейных ценностей и укрытие в земле парковой скульптуры. Однако все спасти не удалось: 23 сентября 1941 года вражеские войска ворвались в Петергоф. Почти два с половиной года в Петергофе хозяйничали немецко-фашистские оккупанты, превратившие в руины Большой дворец и Большой каскад, Английский дворец и Марли. Значительные повреждения получили Монплезир и Эрмитаж. Были вырублены тысячи деревьев, взорваны гидротехнические сооружения, похищено несколько монументальных бронзовых скульптур Большого каскада, разграблены и уничтожены тысячи произведений искусства. После освобождения Петродворца в 1944 году дворцово-паркового ансамбля как памятника искусства практически не существовало. Перед реставраторами встала небывалая задача - возродить выдающийся памятник русской национальной культуры. Уже 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие фонтана `Самсон, раздирающий пасть льва`, скульптурную группу которого воссоздал ленинградский скульптор профессор В. Симонов. К 1958 году было восстановлено здание Большого дворца, проект его реставрации создан архитекторами В. Савковым и Е. Казанской. Творческий труд талантливых реставраторов дал великолепный результат - Петродворец был поднят из руин.
Ежегодно гостями `столицы фонтанов` - Петродворца бывает более трех миллионов человек. Многие из них знакомятся с достопримечательностями дворцово-паркового ансамбля самостоятельно. После осмотра дворцов, фонтанов, скульптуры Нижнего и Верхнего парков, музея Коттедж в парке Александрия вы можете расширить свое представление о петергофском парковом комплексе, состоящем из 14 парков общей площадью около 1500 гектаров, посетив Луговой, Колонистский, Пролетарский и другие парки, ознакомившись с различными гидротехническими сооружениями водоводной системы, прудами, павильонами.


Пушкин (Царское Село)
Среди пригородов Ленинграда город Пушкин особенно интересен. В нем наряду со всемирно известным дворцово-парковым ансамблем сохранились мемориальные памятники, связанные с творческой биографией А.С. Пушкина. В Лицее А.С. Пушкин провел свою юность. Архитектурные сооружения и пейзажи парков были для него источником вдохновения в разные годы. Здесь все как бы овеяно дыханием его поэзии. До Великой Октябрьской социалистической революции город назывался Царским Селом. Он возник почти одновременно с Петербургом как парадная летняя резиденция русских царей. Несколько поколений архитекторов, художников, скульпторов, выдающихся мастеров и тысячи безызвестных крепостных создавали этот памятник русской национальной культуры.
Царскосельские парки и дворцы, построенные в XVIII веке, до Великого Октября были недоступны народу. С 1918 года художественные сокровища ансамбля стали достоянием всех трудящихся. Царские дворцы были превращены в музеи, а в дачах и дворцах вельмож устроены детские оздоровительные учреждения. Город стали называть Детским Селом, а с 1937 года он носит имя великого русского поэта. В годы Великой Отечественной город Пушкин 28 месяцев находился в руках фашистов. Гитлеровцы разграбили и сожгли Екатерининский дворец, в парках вырубили более трех тысяч деревьев. Парковые павильоны использовались под конюшни и казармы.
В настоящее время большинство художественных памятников возрождено. Восстановленные интерьеры Екатерининского дворца восхищают своей гармонией, совершенством архитектурного решения, благородством пропорций. Воссоздан исторический облик регулярной части Екатерининского парка. Строгую геометрическую планировку аллей по-прежнему оживляет ослепительная белизна мраморных статуй работы итальянских скульпторов XVIII века. Вновь можно любоваться стройностью архитектурного ансамбля Камероновой галереи, который был создан в конце XVIII века Ч. Камероном, объединившим в единое целое павильон Агатовые комнаты, Холодные бани, Висячий сад, пандус и галерею. О замечательных победах русских войск в войне с Турцией 1768 - 1774 годов рассказывают уцелевшие в годы гитлеровской оккупации памятники русской воинской славы: Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Морейская колонна, Башня - руина и другие сооружения конца XVIII века. Живописные пейзажи открываются посетителям в Александровском парке.
Сегодня город-музей Пушкин - любимое место отдыха ленинградцев. Главные достопримечательности города: Екатерининский дворец-музей, Екатерининский и Александровский парки, выставки в Камероновой галерее, Всесоюзный музей А.С. Пушкина, Лицей.


Русский музей
Государственный Русский музей - сокровищница национальной культуры - учрежден в 1895 году и открыт для посетителей в 1898 году. Основой его собрания послужили произведения русских живописцев и скульпторов, поступившие из Эрмитажа, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний. Первоначально коллекции музея носили далеко не полный характер: не были представлены произведения многих замечательных художников и даже целые периоды истории русского изобразительного искусства. Существенно изменился музей после Великой Октябрьской социалистической революции. Его коллекции возросли в несколько раз. Картины разместились по историко-монографическому принципу, в хронологической последовательности, по эпохам, художественным школам и течениям. Были образованы отделы древнерусской живописи, искусства XVIII и XIX веков, советский и другие. За годы Советской власти Русский музей превратился в одно из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства. В нем насчитывается около 350 тысяч экспонатов, отражающих почти тысячелетнюю историю отечественного искусства - с глубокой древности до наших дней.
Музею принадлежит одна из лучших коллекций гравюр и рисунков русских и советских художников, а также самое крупное в стране собрание скульптуры. Кроме того, он обладает интересным собранием образцов декоративно-прикладного и народного творчества. Музей занимает целый комплекс зданий. Главное из них - бывший Михайловский дворец. Его и примыкающий к нему корпус построил в 1819 - 1825 годах выдающийся зодчий К.И. Росси. В этих зданиях размещается экспозиция русского дореволюционного искусства. В корпусе, возведенном в 1916 году архитектором С.О. Овсянниковым по проекту Л.Н. Бенуа, на втором этаже экспонируются произведения искусства второй половины XIX --нчала XX века, на первом - советского искусства. Бывший Михайловский дворец и корпус Бенуа соединены переходом, благодаря которому посетители имеют возможность последовательно осматривать все экспозиции, размещенные в разных зданиях.
Государственный Русский музей - крупный научно-исследовательский и просветительский центр. В его задачу входит не только собрание и хранение художественных ценностей, но и их изучение, реставрация и пропаганда. Сотрудники музея постоянно проводят экскурсии, читают лекции, организуют временные и передвижные выставки. В течение года в Русском музее бывает около полутора миллионов человек.


Эрмитаж
Возникновение одной из крупнейших художественных сокровищниц мира - Эрмитажа относится к периоду, когда в ряде европейских стран на основе закрытых дворцовых собраний началось создание публичных музеев. В 1764 году в Петербург была привезена и передана в уплату долга берлинским негоциантом Гоцковским коллекция из 225 картин западноевропейских мастеров. С этого времени началось систематическое приобретение произведений искусства. Были куплены большие и замечательные по составу коллекции графа Брюля, банкира Кроза, лорда Уолполя, императрицы Жозефины. Но публичный музей открылся только в 1852 году, после того как по проекту известного специалиста по постройке музейных зданий архитектора Лео фон Кленце был возведен Новый Эрмитаж. Строительство Нового Эрмитажа велось в 1842 - 1851 годах под руководством Лео фон Кленце, В.П. Стасова и Н.Е. Ефимова. Портик Главного подъезда украшают десять гранитных фигур атлантов, созданных скульптором А.И. Теребеневым. До середины 1920-х годов Главный подъезд был центральным входом в музей.
Наибольшее значение в создании комплекса музейных зданий имело размещение эрмитажных коллекций в Зимнем дворце - ныне главном в Эрмитаже. Созданный в 1754 - 1762 годах выдающимся зодчим Ф.-Б. Растрелли в парадном стиле барокко, дворец по праву считается одним из замечательнейших архитектурных памятников нашей страны. Помимо Ф.-Б. Растрелли над оформлением его интерьеров в разные годы работали многие прославленные архитекторы: Дж. Кваренги, О. Монферран, К.И. Росси, А.П. Брюллов и другие. После пожара 1837 года восстановительные работы во дворце велись под руководством В.П. Стасова. При этом многие помещения были перестроены в соответствии с новыми вкусами, характерными для тридцатых годов XIXвека, но фасад здания и отдельные интерьеры сохранены в первоначальном виде.
До февральской революции 1917 года Зимний дворец был царской резиденцией, а затем резиденцией буржуазного Временного правительства. В ночь с 25 на 26 октября (7 - 8 ноября) 1917 года отряды красногвардейцев и революционные части армии и флота овладели Зимним дворцом и арестовали находившееся там Временное правительство. 30 октября было опубликовано распоряжение народного комиссара просвещения А.В. Луначарского - `имени Правительства Российской Республики предписываю: ... объявить Зимний дворец государственным музеем наравне с Эрмитажем`.
К началу ХХ века коллекции Эрмитажа насчитывали около 600000 произведений искусства и предметов старины. За годы Советской власти численность собрания возросла в 4,5 раза и ныне составляет более 2768000 памятников. Были созданы новые отделы, в основу экспозиции положен исторический метод. Выставки разместились также в зданиях Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, а позднее и в Зимнем дворце. В 1981 году на Университетской набережной открылся первый филиал Эрмитажа - отреставрированный дворец сподвижника Петра I А.Д. Меншикова. В этом здании, созданном в 1710 - 1720 годах архитекторами Д.М. Фонтана и Г.-И. Шеделем, открыта экспозиция, посвященная художественной культуре России XVIII века. Намечено дальнейшее расширение Эрмитажа и передача ему ряда зданий для размещения коллекций и выставок.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован