14 мая 2002
127

Культура и искусство

В Усть-Ордынском бурятском автономном округе проживает древний и богатый исторической культурой и традициями самобытный народ - буряты. Исстари в каждом улусе жил мастер, славящийся своим искусством, будь то чеканщик или резчик по дереву. В дацанах работали талантливые иконописцы и скульпторы. Бурятские мастера известны старинным приемом - насечкой серебром и оловом по железу. При изготовлении изделий применялась техника литья, чеканки, гравировки, филиграни, золочения, зерни и инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями. Необходимым украшением мужчин и женщин были ножи - хутага, которые были призваны охранять от всякого зла. Серебряные накладки, инкрустированные камни украшали рукоять и ножны. На ножи крепились накладки из тонких серебряных пластин, на которых изображались драконы, львы, летучие мыши и `узла счастья`. Чтобы отвага, сила и удача сопутствовали человеку, для него готовился огнива - хэтэ, состоящий из стального бруска-кресала и кожаного футляра для хранения кремня и трута. Футляр готовился из кожи темного цвета, на нее крепились расписанные серебряные накладки. Третьей необходимой деталью мужской одежды были подвески, которые также украшались орнаментами и символами. У женщины-бурятки ношение украшений должно было соответствовать определенному возрасту. Новорожденной девочке в уши вдевали коралловые серьги, которые охраняли ее от злых сил. С каждым годом у девочки дополнялись украшения, но после замужества их число начинало уменьшаться. Необходимой деталью одежды у женщин являлись коралловые шапки-кокошники. Их основой служила береста, которая обтягивалась бархатом или шелком. Кокошники украшались кораллами и дополнялись янтарем и лазуритом. На височных частях кокошника крепились коралловые нити. На косы женщин-буряток вязались различные накосные украшения. На кончики кос привязывались фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Украшением для волос служили русские, китайские, японские серебряные монеты, которые вдевались в серебряное кольцо. У девушек и молодых женщин все пальцы, кроме среднего и большого, унизывались кольцами и перстнями.
У бурят издавна имелась одна религия - шаманизм. Бурятские шаманы из рода в род передавали народные предания и легенды, древнее искусство лечения природными средствами и травами. Способности шаманов определялись количеством посвящений, всех степеней которых насчитывалось девять. Девятое посвящение - заарин - было большой редкостью. Буряты-шаманисты не строили храмов. Храмом для них была природа. Они не вырубали деревья у источника, не нарушали покой всего живого в лесу. Для шаманских тайлаганов отводились священные места, которых в Прибайкалье было достаточно много. С начала XVIII в. на территории округа стал распространяться буддизм, чему способствовали монгольские и тибетские ламы. Буддизм на территорию округа привнес культуру народов Тибета и Монголии и распространил среди народа тибетскую медицину. Строились медицинские школы (манба-дацаны), там переписывались древние труды, создавались новые, включающие опыт бурятских эмчи-лам. С приходом на территорию округа ламаизма получило развитие культовое искусство. Для монастырей изготавливались скульптуры божеств ламаизма. Огромной ценностью обладает металлическая скульптура богини милосердия `Белая Тара`, которая находится в Москве в Государственном музее искусств народов Востока. После Октябрьской революции в округе началась борьба против шаманистов и буддистов. Старомонгольская письменность была заменена латинской, а затем - русской.
Главным праздником у бурят считается сагаалган - праздник Белого месяца, или Новый год по лунному календарю. Сагаалган стал проводится под влиянием буддизма и монголо-язычных народов. Новый год встречают рано утром, в первый день нового года. На праздничный стол готовятся молочные продукты, белый цвет которых означает благополучие. На костре жгут старые негодные вещи, как бы избавляясь от всего плохого и от грехов прошлого года. Ежегодно в первое воскресенье июня, отмечается бурятский национальный праздник сурхарбаан - стрельба в сур - кожаную мишень. Кроме стрельбы из лука в программе праздника конские бега, борьба. Наряду со спортивными состязаниями на празднике проходят выступления фольклорных ансамблей в национальных бурятских костюмах. Коронным номером ансамблей является бурятский национальный танец ёхор - старинный ритмичный магический танец. Он исполняется по ходу солнца со словами-заклинаниями и убыстряющимся движением, как бы толкая на небо шамана и души жертвенных животных. Танец начинался вечером и длился всю ночь до зари.
В Усть-Ордынском автономном округе немаловажным значением является развитие богатого исторического культурного наследия. В программе воссоздания - народные промыслы, национальная музыкальная культура, песни, танца, восстановление исторических и архитектурных комплексов и библиотек. В плане программы - научно-исследовательская работа по национальной культуре, подготовка собственных национальных кадров.


Комитет по культуре администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Адрес: 666110, п. Усть-Ордынский Иркутской области, ул. Советская, д. 26, а/я 80
Факс: (8-241) 2-10-52
Телефон: (8-241) 2-10-52, 2-10-52, 2-11-43, 2-10-52
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован