14 мая 2002
138

Культура и искусство

Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным культурным потенциалом. Поддержка культуры и искусства является одним из приоритетных направлений государственной политики в округе. Расходы в сфере искусства и культуры на 1 жителя округа составили 1028,5 рублей.

Основными направлениями культурной политики являются развитие художественного творчества талантливых и одаренных детей, поддержка профессионального искусства, развитие музейного дела, и укрепление материально-технической базы организаций и учреждений культуры.

Развитие музейной сети автономного округа можно определить, как бум - ежегодно на территории открываются 3-4 музея, что подтверждает статистика: в 1998г. работало 27 музеев, в 2001 - 37. В течение трех лет открыто 10 музеев. Наряду с музеями краеведческого и исторического профиля, возникают музеи нового типа - национальные (эко- и этно) музеи, музеи локальных общин (Варьёган, Сосьва, музеи в пп. Русскинской, Угут). Национальные музеи автономного округа - исключительное явление в практике музейного дела, в большинстве случаев они созданы `снизу`, по инициативе культурных общин, национальной интеллигенцией. Зачастую, музеи исполняют роль центров этнических общин. Заметно меняется качество их работы: практически все вновь открытые музеи оснащены приборами по климат-контролю, современным экспозиционным и фондовым оборудованием. Принято решение о создании Научно-Методического Совета по вопросам музейного дела, с помощью которого будет формироваться, реализовываться музейная политика в округе, развиваться и модернизироваться музейная сеть.

В течение последних 2-х лет произошло заметное укрепление материально-технической базы: в 2000 году за счет средств окружного и муниципальных бюджетов введено в эксплуатацию 18 объектов культуры, в 2001г. - 10, в течение текущего года планируется сдача еще 7 - это Дома культуры на 1750 посадочных мест, кинозалы общей площадью 11 660 кв.м. и выставочный зал площадью 1876 кв.м.

Наряду с этим наиболее острой в сфере культуры остается проблема строительства сельских объектов культуры. Для большинства населения автономного округа занятие культурной деятельностью, кроме отдыха и развития творческих способностей, имеет широкий спектр общения и носит ярко выраженный социальный характер, являясь при этом неотъемлемой частью жизнеобеспечения. На территории округа находится 125 учреждений культуры на селе, из которых только 62 расположены в типовых зданиях, а 60 - в приспособленных: бывших столовых, конюшнях, пожарных депо, жилых домах, церквях. 100%-ный износ имеют 38 объектов, 90%-ный - 9 объектов; 5 учреждений эксплуатируются свыше 75 лет, 19 - свыше 40 лет. Более половины сельских домов культуры по количеству посадочных мест не соответствуют численности населения, следовательно, не могут разместить всех желающих. На начало 2001 г. существующая разница между минимальной нормативной потребностью в социально-культурных услугах и возможностями действующих учреждений культуры всех форм собственности требует строительства 43 сельских клубов, 11 домов культуры, 5 библиотек, 10 музыкальных школ. Необходима корректировка действующей программы и разработка конкретных предложений по реализации подпрограммы `Сельский клуб`.

Проблема сохранения историко-культурного наследия в условиях масштабного освоения территории перестала быть второстепенной. В округе сложилась одна из самых действенных и отработанных систем. Впервые в 2001 г. начаты полномасштабные ремонтно-реставрационные работы на памятнике архитектуры 18 века в п.г.т. Березово - Церкви Рождества Пресвятой Богородицы. За прошедший год организовано 18 стационарных археологических экспедиций, это больше, чем за предыдущие 3 года, вместе взятые. Например, в Томской области подобных экспедиций в 2001 г. организовано всего 3. Ведется подготовка к 1 Международному археологическому конгрессу.

Приоритетным направлением на протяжении последних лет остается поддержка и развитие профессионального искусства. Решение поставленных задач в этой области культуры коренным образом изменило ситуацию: если совсем недавно мы говорили об импортировании профессионального искусства, то есть, приглашении профессиональных коллективов и исполнителей в округ, то уже сегодня экспорт лучших творческих и высокопрофессиональных коллективов округа уверенно набирает силу. Театральные и профессиональные коллективы и исполнители ежегодно расширяют географию гастролей и, являясь визитной карточкой нашего округа, покоряют всемирно признанные культурные центры: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Париж, Лос-Анджелес. Подготовка достойной смены признанным профессионалам ведется через реализацию программ `Новые имена` и `Дети Югры`, благодаря которым выявляются перспективные, талантливые и одаренные дети. На территории округа 68 детских учебных заведений обучают 16 тысяч детей на художественных, музыкальных театральных и хореографических отделениях.

По статистике, каждый второй житель округа является пользователем 10-ти миллионного универсального книжного фонда, который сосредоточен в 740 библиотеках различных ведомств. Свыше половины финансовых ресурсов 2001 года, предназначенных на информатизацию в сфере культуры, было направлено в библиотечную систему для технического оснащения информационных процессов: 7 центральных библиотек создали собственные электронные базы данных, 27 - приступили к автоматизации остальных организаций культуры.

В округе сформирована и продолжает развиваться государственная киносеть: в среднем ежегодно на 15% растет количество кинозрителей и вместе с этим - востребованность киноотрасли, активно инвестируется частный капитал. Государственный кинофонд автономного округа насчитывает 12300 фильмокопий и 2500 ценнейших кинохроникальных документов.

Меняются принципы взаимодействия с муниципальными образованиями, руководители территориальных органов управления культуры в 2001 году активно привлекались к разработке нормативно-правовых документов. Апробирована и внедряется в практику система непосредственного их участия (в составе рабочих групп) в разработке проектной документации по приоритетным направлениям деятельности, а также практика совместных заседаний Коллегии Департамента культуры и искусства с руководителями учреждений культуры. Применяется новый подход в финансировании мероприятий, которые реализуются в рамках целевых программ: происходит концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях, конкурсный отбор наиболее интересных и значимых для округа проектов. По сути, происходит экспертиза представленных заявок и `защита` бюджета проекта, что позволяет усилить контроль за целевым использованием средств.

Сравнительный анализ с предыдущими темпами развития отрасли позволяет сделать вывод, что устойчивое финансирование, динамичное развитие материальной базы, профессионализм работников культуры и искусства - основные составляющие успешного развития культуры Ханты-Мансийского автономного округа.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован