04 июля 1992
1525

Курилы. Доклад О.Г.Румянцева `Российско-японские отношения и проблема территориальной целостности РФ: девять аспектов` Москва, Верховный Совет РФ

I. ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

1. "Новое мышление".

Новая политика Российской Федерации на Дальнем Востоке относится, по-видимому, к достаточно показательным образцам т.н. "нового мышления", предполагающего избавление одним махом от "груза прошлых ошибок" и расчищение завалов, доставшихся в наследство от предыдущего режима. Активная работа в целях "прорыва в российско-японских отношениях" начинает вызывать все больше вопросов, на которые, увы, не поступает удовлетворительных ответов.

В течение 1991-1992 года произошла резкая активизация российского внешнеполитического ведомства - как дипломатическая, так и внутриполитическая. В рамках рабочей группы по подготовке мирного договора состоялась серия встреч на уровне министров и зам.министров иностранных дел, не счесть числа контактам экспертов и специалистов. При поощрительном молчании со стороны РФ, Япония уверенно проводила курс на интернационализацию сугубо двусторонней проблемы. В соответствии с замыслом, в некоторых российских средствах массовой информации появились тенденциозные материалы. Нельзя не отметить последнюю публикацию псевдонимно-мидовского автора в "Независимой газете" от 30 июня с.г.: уж слишком неприкрыто отстаивается в нем японская позиция по так называемым "северным территориям".

К лету 1992 г. стал вырисовываться общий вектор означенных выше усилий: подготовка к передаче южной части Курильских островов Японии.

Одним из ключевых этапов может стать официальный визит Президента РФ Б.Н.Ельцина в Японию, намеченный на середину сентября с.г.

Для одной из сторон характерно острое понимание того, что Б.Ельцин и нынешнее Правительство - как они полагают - не смогут долгое время находиться у власти, поэтому решать территориальную проблему необходимо в срочном порядке, ибо при новом руководстве возникнут серьезные трудности для реализации про-японского варианта. Некоторые политики в Японии считают, что создался наиболее благоприятный момент для возврата островов:

благожелательная позиция российского МИДа, с пониманием относящегося к требованиям партнеров и считающего, что экономическая помощь со стороны Японии после возврата Курил будет основным рычагом вывода страны из кризиса.

Новая Россия заявляет о себе как о правовом государстве, в котором не партийный аппарат и не группка ему приданных министерств призваны решать важнейшие проблемы страны. Решения правительства во внешнеполитической сфере должны готовиться исходя из мнения народа. Национальные интересы в каждом конкретном случае формулируются не отдельными чиновниками втайне от общественности, а волей россиян, выраженной непосредственно в результатах референдума, либо через народное представительство.

Именно мы, депутаты, должны дать своим избирателям полную информацию и предложить варианты решений. Любые решения, принятые по старой аппаратной схеме, без учета новых факторов, чреваты осложнениями, которые могут очень серьезно омрачить двусторонние отношения.

2. Парламентские слушания.

9 июля с.г. по инициативе руководства Конституционной комиссии и Комитета ВС РФ по международным делам состоялось рабочее совещание, предваряющее парламентские слушания по актуальным проблемам российско-японских отношений. В ходе обсуждения выявилась сложная структура и политическая многомерность вопроса, позволяющие варьировать системами аргументации, политико-мировоззренческих критериев, а также разнообразными, иногда даже противоположными, трактовками возможных сценариев развязки проблемы.

Сами парламентские слушания намечены на 28 июля. Слушания должны иметь позитивную цель для нашей внешней политики, для Парламента и Правительства. Мы должны помочь Правительству выработать оптимальную линию при рассмотрении российско-японских отношений. По мнению мидовских кругов, у Парламента и его комитетов нет полномочий давать рекомендации Правительству - как им действовать в конкретной ситуации, каким путем идти к поставленной цели; но Верховный Совет и его комитеты - как постоянно работающие парламентские органы - вправе заняться рассмотрением "курильского вопроса" вплотную.

Открытыми или закрытыми должны быть слушания? Специалисты говорят, что в японском парламенте принято полтора десятка резолюций по "северным территориям", слушания по этому вопросу были, в основном, открытые.

Ниже вполне открыто рассматриваются девять основных аспектов проблемы территориального размежевания между Россией и Японией. В докладе широко использованы информационные и аналитические разработки привлеченных экспертов, нормативные акты по рассматриваемой проблеме. Вместе с тем, материал, подготовленный к предстоящим парламентским" слушаниям, ясно выражает позицию автора как гражданина, народного депутата Российской Федерации.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован