16 августа 2005
660

Курманбек Бакиев: СНГ не исчерпало своих возможностей.

ВОПРОС: В последнее время все чаще звучат заявления политиков о неэффективности существования СНГ. Вы разделяете это мнение?

ОТВЕТ: Содружество Независимых Государств возникло в невероятно сложных условиях, когда в одночасье рухнула самая мощная мировая держава. Думаю, что СНГ достойно выполнило свои исторические функции и не позволило на постсоветском пространстве возникновению длительной конфликтной ситуации. Поначалу это был своеобразный "клуб по интересам" стран бывшего Советского Союза, в котором бывшие союзные республики еще надеялись построить какое-то новое государство.

Затем иллюзии рассеялись, и начался поиск нового смысла, нового содержания этого объединения. Родилась модель объединения по европейскому примеру, то есть по образу и подобию Евросоюза.

Но реальное объединение в рамках международной организации всегда ставит жесткие вопросы: кто будет финансировать это объединение, как будут распределяться голоса, как будут приниматься решения. И такая постановка вопроса разделила партнеров по СНГ на две группы. Первая объединилась вокруг России, которая действительно стала интеграционным ядром Содружества.

Вторая группа- это все остальные республики бывшего СССР, которые стараются строить свои отношения со своими партнерами на двусторонней основе, не выходя при этом из СНГ, но рассматривая СНГ как некую формальную структуру.
Кыргызстан, как вы понимаете, принадлежит к первой группе государств. Мы заинтересованы в дальнейшем укреплении структур и механизмов Содружества. Как мне представляется, они должны постоянно и существенно совершенствоваться, причем в направлении четкого разграничения функциональных обязанностей уставных органов, их максимального упрощения и в то же время повышения их эффективности.

Полагаю, что Содружество не исчерпало своих возможностей и на сегодняшний день продолжает оставаться одним из основных инструментов нашего взаимодействия и решения проблем в различных сферах сотрудничества. Думаю, что надо укреплять СНГ, ибо оно возникло в конкретных исторических условиях, имеет огромный опыт и устоявшиеся, общепризнанные нашими народами ценности. СНГ может активно содействовать социально-экономическому развитию, укреплению суверенитета каждой страны- члена Содружества, обеспечить международную безопасность и гуманитарное сотрудничество не только на огромном постсоветском пространстве, но и в евроазийском континенте в целом.

Согласен, что интеграция в рамках СНГ идет непросто, и все же во многих странах Содружества, особенно в тех, где наблюдается экономический подъем, растет понимание в необходимости нашего союза. Другое дело, что надо менять приоритеты СНГ в сторону более тесного экономического взаимосотрудничества.

ВОПРОС: Вы считаете, что экономическая интеграция способна значительно укрепить Содружество?

ОТВЕТ: Каждый член СНГ при Союзе являлся уникальным звеном единого народнохозяйственного механизма. Каждая республика развивалась исходя не только из своих интересов и возможностей, но и интересов всей страны. Сегодня мы не можем жить как раньше, но могли бы в соответствии с рыночными отношениями более эффективно сотрудничать в экономическом плане, не создавать искусственную конкуренцию внутри СНГ, наоборот четко договориться о правилах игры и навести порядок, прежде всего, в сфере взаимовыгодной экономики, а также перемещения граждан. В условиях глобализации мы можем сохранить свой суверенитет исключительно путем интеграции и взаимопомощи.

Важнейшим условием эффективного развития экономического сотрудничества в рамках СНГ выступает формирование единой экономической зоны, где необходимо создать все условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Выбивая своих партнеров по СНГ из этой зоны, мы обрекаем себя на одиночество в быстроменяющемся мире и снижаем свою конкурентоспособность на мировом рынке.

Но дело не только в экономике. Существует еще и гуманитарный момент. Безусловно, он является важнейшим элементом в реализации стратегического курса на интеграцию стран Содружества, поскольку позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в отношениях между странами.

Такое взаимодействие, кстати, стимулирует прогресс и в политике, и в экономике, помогает в решении внешнеполитических задач и обеспечении геополитических интересов стран Содружества.

Главное, здесь, в этой сфере, есть общая заинтересованность - взаимодействовать в сфере науки, образования, культуры, искусства и спорта. Такое сотрудничество в СНГ есть и достаточно успешно развивается. Тяга людей, живущих в постсоветских государствах, к взаимообмену в сфере культуры, образовательным и информационным ресурсам по-прежнему очень сильна, налицо тенденция к созданию новой системы культурного взаимодействия, восстановлению и дальнейшему развитию исторически сложившегося единого пространства гуманитарных ценностей.

ВОПРОС: Каких результатов вы ожидаете от саммита в Казани?

ОТВЕТ: В повестку дня включены важные вопросы. В их числе - программы сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, организованной преступностью, в противодействии незаконной миграции, обсуждение концепции военного сотрудничества, согласованной пограничной политики государств Содружества, и т. д.

Решение вопросов, обеспечения безопасности, направленных на скоординированные усилия стран-участниц Содружества, может рассматриваться в качестве долговременной задачи.

Как вы, вероятно, знаете, на прошлогоднем сентябрьском саммите государств-участников СНГ в Астане Совет глав государств СНГ по предложению Республики Казахстан принял решение о совершенствовании и реформировании органов Содружества. В ходе обсуждения предстоящего реформирования структур СНГ, которое пройдет в Казани, я думаю, удастся достичь оптимального сочетания многосторонних и двусторонних уровней сотрудничества стран-участниц Содружества.

Должен подчеркнуть, что Киргизская Республика поддерживает позицию государств-членов Содружества о пересмотре структуры и органов СНГ, о повышении ответственности отраслевых органов, деятельность которых эффективна и востребована.

В целом итоги работы, проведенной за период после 16 сентября 2004 года, показывают заинтересованность стран Содружества в реализации данного предложения.

ВОПРОС: Вступление ряда стран СНГ в другие региональные или международные организации не приведут к торможению его развития?

ОТВЕТ: Возвращаясь к судьбе СНГ, надо отметить, что некоторые республики бывшего СССР решили интегрироваться в рамках других организаций. И это нормальный процесс, ибо региональные организации имеют свою специфику- создаются исходя из конкретных интересов и ситуации. Другое дело, что СНГ мог бы эффективно с ними сотрудничать исходя из исторического опыта и имеющегося огромного потенциала. Если нам удастся вдохнуть новую жизнь СНГ, оно может превратиться в мощную международную организацию, куда сами войдут не только бывшие советские республики, но и другие страны региона. Решение этой задачи я вижу, прежде всего в экономической плоскости.



ИТАР-ТАСС
http://www.president.kg/ru/press/interview/452/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован