11 января 2002
2755

Курортный сезон начинается сегодня


В оздоровительном комплексе "Дагомыс" начинает работу международная выставка-ярмарка "Курорты и туризм - 2002". Ее участники ознакомятся с базами приема отдыхающих, обсудят пути повышения эффективности работы, заключат договоры и соглашения.
В рамках международной выставки-ярмарки планируются два ключевых мероприятия. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проведет совещание по развитию туризма. А губернатор Краснодарского края А.Ткачев обсуди задачи предстоящего сезона с главами городов и районов курортной зоны края.
Накануне депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Краснодарского края, председатель подкомитета по санаторно-курортному делу Борис КИБИРЕВ ответил на несколько вопросов "ЧЗ".
- Борис Григорьевич, курорты и туризм всегда получали государственную поддержку из двух бюджетов - федерального и Фонда социального страхования. Закон о федеральном бюджете 29 декабря 2001 года подписан Президентом Российской Федерации В.Путиным, опубликован и вступил в силу. В двух чтениях Государственной Думой принят Закон о бюджете на 2002 год. Поддерживают ли эти два бюджета дальнейшее развитие курортов и туризма в России?
- Конечно, поддерживают. Вопрос только - в какой степени. К большому сожалению, в последние годы действует четко выраженная тенденция к сокращению такой поддержки.
Но все по порядку. В федеральном бюджете 2002 года деньги на санаторно-курортное лечение и в меньшей степени - на развитие туризма выделяются. 1 миллиард 120 миллионов получает Минздрав Российской Федерации для финансирования санаториев для больных туберкулезом и детских санаториев. По линии Минтруда и социального развития Российской Федерации финансируется оздоровительная кампания для детей и подростков в сумме 902 миллиона рублей, из них для Краснодарского края - 14 миллионов. Обеспечиваются расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов в сумме 1 миллиард 15 миллионов. 114 миллионов рублей выделяется по линии Минэкономразвития и торговли для финансирования туризма. Это на всю Россию.
Отдельной статьей федерального бюджета установлена дотация бюджету города-курорта Сочи в сумме 850 миллионов рублей. Кроме того, Сочи получает еще 46 миллионов рублей в качестве дотаций на объекты социальной сферы, переданные органам местного самоуправления.
С 1 января 2002 года начинает финансироваться утвержденная Правительством Российской Федерации целевая программа "Юг России", в которой предусмотрена наряду с основными отраслями экономики поддержка развития курортов и туризма. Сумма на 2002 год - 1 миллиард 834 миллионов рублей. Правда, это на все 14 субъектов, входящих в Южный федеральный округ. Из общей суммы Краснодарскому краю - 92 миллиона, отдельно для Сочи - 80 миллионов рублей.
Вроде бы немало. Тогда в чем же проявляются тенденции к сокращению поддержки курортов?
В прошлом, 2001 году в федеральном бюджете на оздоровительный отдых детей был запланирован 1 миллиард рублей из основных и дополнительных доходов. На 2002 год правительство первоначально включило в проект бюджета только половину этой суммы - 500 миллионов рублей. Общими усилиями удалось провести нашу поправку в бюджет - добавили еще 400 миллионов рублей.
Как уже было сказано, на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов в бюджете 2002 года выделено 1 миллиард 15 миллионов рублей против 995 миллионов в прошлом году. Рост .... аж 2 процента! Напомним, что расходная часть бюджета текущего года увеличилась против 2001 года на 63 процента. Понятно, что при 15-процентной инфляции сумма 1 миллиард 15 миллионов рублей - это существенное снижение возможностей для оздоровления ветеранов. К этому следует добавить, что теперь в законе о бюджете расширен социальный состав пользователей этими средствами - ветеранам добавили еще и инвалидов.
И о дотации городу-курорту Сочи. В первоначальный вариант бюджета правительство вписало сумму 600 миллионов рублей. И это при условии, что на 2001 год была выделена сумма 761 миллион. Была попытка вообще исключить финансирование Сочи, как будто это не федеральный курорт и содержать его инфраструктуру - забота одного мэра. Л.Мостового. И все-таки общими усилиями, при определяющей роли сочинского депутата Госдумы В.Севостьянова, прошла наша общая поправка - 850 миллионов рублей.
- А что могут ожидать курорты от бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации?
- Здесь пока окончательного решения не принято, но ситуация совершенно ясная. Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования 27 декабря 2001 года прошел в Государственной думе второе чтение. Во второй половине января 2002 года он будет принят в третьем чтении и поступит на согласование в Совет Федерации.
Чем нам не нравится этот закон? Де тем, что против 2001 года с 12,2 миллиарда до 6,8 миллиарда рублей, или почти в 2 раза, сокращается финансирование санаторно-курортного лечения работников и членов их семей. Правда, с 6,3 до 8,2 миллиарда рублей увеличивается финансирование оздоровительного отдыха детей.
А если сложить финансирование отдыха и лечения взрослых и детей, то их сумма по годам выглядит следующим образом: 2000 год - 23 миллиарда, 2001 год - 18,5 миллиарда, 2002 год - 15 миллиардов рублей. И это без учета инфляции!
А если взять эти суммы и отнести их к общим расходам бюджете Фонда соцстраха соответствующего года, то тенденция к снижению финансирования отдыха и лечения проявляется еще более отчетливо: 2000 год - 31,8 процента; 2001 год - 21,8 процента; 2002 год - 12.2 процента.
Доходы Фонда растут, финансирование отдыха и лечения сокращается.
При втором чтении бюджета Фонда соцстраха были приняты наши поправки, которые увеличили расходную часть бюджета Фонда на 10 миллиардов рублей, восстановили право участников Великой Отечественной войны пользоваться санаторно-курортными путевками за счет средств соцстраха, подняли предельную оплату за один день пребывания в санатории с 350 для 420 рублей. Но восстановить финансирование на оздоровление работников хотя бы до уровня 2001 года, т.е. 12,2 миллиарда рублей, нам не удалось. Правительство и основная масса депутатов нас не поддержали.
- Борис Григорьевич, а как вам видятся главные проблемы санаторно-курортного дела и туризма на государственном уровне?
- Проблем масса, и государство к их разрешению практически пока не приступало. Санаторно-курортный и туристический комплексы нуждаются в более внимательном отношении со стороны Правительства Российской Федерации. В связи с тем, что этот комплекс имеет как социальное, так и экономическое значение, рассчитывать на решение всех вопросов, связанных с его развитием, только за счет одних рыночных механизмов невозможно. Есть необходимость в разработке и проведении в жизнь государственной политики в области санаторно-курортного дела с учетом интересов и организаторов, и населения. Требуется координация усилий различных курортных регионов, организаций транспорта, торговли, коммунального хозяйства.
Длительное время не выполняются установленные Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", вступившим в силу еще в 1995 году, важнейшие требования. Так Правительством Российской Федерации не определены основные направления государственной политики в области санаторно-курортного дела и не создан специальный уполномоченный федеральный орган для реализации этой политики.
Еще 4 июля 2001 года Государственная дума приняла на пленарном заседании подготовленное мною обращение к председателю Правительства Российской Федерации М.Касьянову "О мерах по разработке государственной политики в области санаторно-курортного дела". Теперь Государственная дума ожидает решения правительства.
Я глубоко убежден, что разделение в области управления индустрии оздоровления на две сферы - курорты и туризм - совершенно неоправданно. Должен быть единый федеральный орган исполнительной власти, так как едины цели и средства - здоровье человека и материальная база курортов и туризма. Пусть он координирует всю работу и решает хозяйственно-экономические вопросы. А эффективность использования лечебных факторов на курортах пусть обеспечивает наука курортология и система здравоохранения.
Хорошо этим целям служит проводимая губернатором Кубани А.Ткачевым политика по комплексному развитию Азовско-Черноморского побережья Краснодарского края. Появился первый опыт всеобщего объединения усилий и в более крупных масштабах - федеральная программа "Юг России", объединяющая 14 регионов и утвержденная Правительством Российской Федерации. Это и есть государственный подход на уровне субъекта федерального округа, который должен быть поддержан и на уровне Федерации. На таком подходе мы и будем настаивать, используя депутатские полномочия.
Уверен, что у курортов и туризма в России, особенно в Краснодарском крае, хорошие перспективы.

http://www.duma.gov.ru/kibirev/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован