31 августа 2005
5806

Квартал пестрых казино

Москва превратилась в Лас-Вегас. Только, пожалуй, в его худший вариант. Конвульсивно подрагивающие огни зазывают в казино, нахально протягивают свою единственную руку "однорукие бандиты", неподвижные столбики повизгивают дешевыми компьютерными мотивами. Кто бы мог подумать, что игорные амбиции нашей столицы настолько велики. Сбить спесь с хозяев ярколамповых заведений взялись законодатели. Государственной Думе предложен к рассмотрению законопроект депутатов В.Г. Драганова, Г.Г. Лазарева, Ю.Г. Медведева и В.Р. Мединского "О регулировании игорного бизнеса". Возможно ли решить проблему игорного засилья? На эту тему корреспондент "ПГ" беседует с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимиром МЕДИНСКИМ.

- Владимир Ростиславович, порой кажется, что игорный бизнес неприкасаем. Ваш законопроект - далеко не первая попытка остановить игорный беспредел. Разве не очевидно, что игровой зал на каждом шагу - зло?

- Бесспорно, это зло и порок. И дело даже не в том, что люди проигрывают свои деньги - это личное дело каждого. Но рекламируемый всюду выигрыш разлагает людей нравственно. Надежда выиграть отвращает человека от труда. Человек должен работать, а не мечтать, что на него свалится джек-пот. Даже из сказки про Буратино известно, что из посаженных пяти золотых ничего не вырастет. Кстати, доступ несовершеннолетних в казино и игорные залы у нас никак не ограничивается. Зайдите в любой зал и вы увидите, как ребенок, в два раза ниже подмигивающего "столбика", тянется к монетоприемнику. Я уж не говорю о том, что игроману, проигрывающему деньги, нужно снова их где-то брать - на новую игру и на пропитание. Это прямое подталкивание людей к преступлению. Игроманы, которых в нашей стране по разным оценкам до 300 тысяч, выключены из нормальной жизни, здоровых семей, производства.

При этом игра в роскошных казино, где за вход и фишки надо заплатить, - это еще меньшее из зол. Гораздо опаснее игровые залы в спальных районах, куда можно зайти по пути с работы домой. А натолкнуться на игровой автомат в булочной - такого, пожалуй, не встретишь ни в одной нормальной стране. А это вовлекает в игру самые малообеспеченные слои населения.

Безудержное развитие игорного бизнеса - это зло и для малого бизнеса. Ни один магазин, кафе, ресторан, салон красоты, ремонт обуви в Москве не выдержит коммерческой аренды в размере более 500 долларов за квадратный метр в год, а казино и игровые залы с легкостью платят. На улице, где я живу, за год открылось пять залов игровых автоматов. Они открылись вместо действующих предприятий - видеопроката, кафе, магазина "Ветеран". Как в таких условиях может развиваться малый бизнес?

Аналогов такого азартного разгула, как в России, в других цивилизованных странах не сыскать. От Китая до США везде игорный бизнес либо запрещен, либо районирован. К примеру, чтобы спустить свои деньги в Америке, надо лететь в Лас-Вегас. В Греции два казино. Одно на горе Парнас, до него час езды на машине и еще 30 минут на фуникулере. Причем это незамысловатое приспособление так трясется и дрожит, что вы еще в пути пожалеете, что решились на это путешествие. В Лондоне нельзя зайти в игорный дом по пути домой - для игроков существует система частных клубов с предварительной проверкой документов, выяснением вашего прошлого и отношений с полицией. Вывод: везде создана та или иная система, которая ограничивает случайное попадание в игорное заведение. Почему же в России можно пойти за хлебом, а попасть в "игровой мешок"?

Количество игровых автоматов в России чудовищно. Кроме того, есть проблема качества этих автоматов - большинство из них перенастроено. Есть понятие "money back" - обычно в мире оно составляет 95-98 процентов. Российская же практика показывает, что, если, потратив 1000 долларов по доллару в автомате, к вам вернется хотя бы 300, вам повезло. А в местах случайной игры - на вокзалах, в метро, в местах массового скопления людей - "money back" может быть вообще ноль. Зачем владельцам что-то закладывать на выигрыш, если с данным конкретным автоматом человек сыграет первый и последний раз. Мне недавно рассказали случай, когда владелец выставил неработающий "столбик". Это был даже не автомат - каркас игрового автомата с цинковым ведром внутри. И оно набиралось за день пятирублевками! А когда пришел налоговый инспектор и спросил, что это у них, ему ответили, что это уборщица тряпку и ведро там держит! Вот такой бизнес...

- Раз мы так рьяно стремимся походить на Америку, может, лучше перенять их опыт и создать некий игорный Сити в отдалении от исторического центра Москвы?

- Правильное предложение. Пора понять: игорный бизнес - это такой же порок, как проституция и наркомания. Он может быть легализован, но при этом в квартал красных фонарей в Амстердаме детей не водят, а в Копенгагене в районе Христиания, где продают легкие наркотики, экскурсии не проводят. Конечно, если просто запретить игорный бизнес, он уйдет в тень, где государство вообще не сможет его контролировать. Другое дело - районирование, сосредоточение всех казино в пределах неких территорий, определяемых субъектами Федерации. Без всяких сомнений, это будет плюсом и для самого игорного бизнеса, и для государства, которому будет значительно проще администрировать эту сферу деятельности. Как это все организовать? Призывы перевести одним махом все казино и игровые залы "за пределы населенных пунктов" хорошо звучат, но практически не реализуемы.

Второе, процесс должен быть растянут во времени - возможно, потребуется 4-5 лет. Казино, занимающие шикарные помещения, должны спокойно доработать, разработать архитектурно-строительные планы, перевести все свое оборудование, перепрофилировать освобождающиеся помещения. Для цивилизованных казино подобные перемены будут на руку, нецивилизованные пусть уходят с рынка.

- Но игорный бизнес можно прижать и налогами.

- Сегодня за один игровой автомат ставку налога субъекты Федерации могут установить в пределах от 1500 до 7500 рублей в месяц, а за один игровой стол - от 25 до 125 тысяч рублей. Но эти суммы для казино сущий пустяк: в раскрученных местах это менее дневной выручки.Надо повышать верхнюю планку налоговых ставок и на местном уровне следить, чтобы налогообложение соответствовало реальной ситуации, т.е. повышать налоги на игорные заведения надо постепенно и планомерно до тех пор, пока рентабельность открытия магазина, химчистки, кафе и других предприятий малого бизнеса не станет сопоставимой с рентабельностью зала игровых автоматов или казино.

- Как вы считаете, может быть, просто законодательно уменьшить количество игорных заведений?

- Ограничение игорных заведений по количеству - процесс крайне коррупционноемкий. Кто и как будет определять, какому залу закрыться, а какому остаться в числе избранных? Лучше использовать естественные методы - повышение налогообложения и зонирование бизнеса. Последнее подразумевает, что должна быть поэтапная программа ограничения размещения игровых автоматов и игровых заведений. Положим, сперва запретим их размещение в жилых домах и пристройках к ним, затем во всех магазинах, предприятиях общественного питания, учреждениях культуры, затем в метро, на вокзалах. И так далее.

- Ваши рассуждения не одиноки, но порой кажется, что государство самоустранилось с этого рынка. Это беспомощность? Страх? Нежелание?

- Необходимо вводить игорный бизнес в законные рамки, чтобы цивилизованная часть этого бизнеса жила спокойно, зарабатывала деньги и платила налоги. Игромания - это порок, который нельзя уничтожить, но можно взять под контроль, обеспечив игрокам безопасность, бизнесу предсказуемость, государству доход.

В этой ситуации, казалось бы, исполнительная власть должна подталкивать законодательную, чтобы принимались правильные законопроекты. Но пока получалось все наоборот - инициативы законодателей встречали противодействие.

Вспомним, законопроект депутата Государственной Думы Игоря Динеса. Сложно сказать, хорошим или плохим он получился бы, но его просто сняли с рассмотрения в третьем чтении. Сейчас находится на обсуждении законопроект депутатов Государственной Думы Александра Лебедева и Андрея Самошина. Он предусматривает вынос всех игорных заведений за 1-й километр от границ населенных пунктов. Позиция яркая, но, к сожалению, абсолютно непроходная, так как, например, в законопроекте совсем не учитываются интересы субъектов РФ, городов Москва и Санкт-Петербург. Москва, например, должна сама иметь право определить границы районирования для городских игорных заведений внутри МКАД.

Упорядочить игорный бизнес пытается и Мосгордума, рассматривающая законопроект "О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы". Правильный законопроект, но движется он пока в основном благодаря прессингу мэра Юрия Лужкова и московской организации "Единая Россия", понимающих важность проблемы. Вопрос, что будет после выборов, где уверенность в том, что эта тема не замнется в очередной раз?

И, наконец, Государственной Думе предложен к рассмотрению законопроект "О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования". Эта тема находится под личным контролем Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, выступающего за как можно быстрейшее заполнение пробелов в законодательном регулировании игорного бизнеса. Потому нам важно, чтобы наш законопроект был концептуально принят в первом чтении и открыл дорогу к контролю и сдерживанию игорного бизнеса в интересах граждан России.

http://medinskiy.ru/

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован