19 февраля 2007
2048

Л.Кезина: Лицом к городу

Корреспондент: За последние 15 лет не построено ни одного современного профессионального технического училища. А 50 процентов существующих нуждаются в капитальном ремонте. Может быть, и по этим причинам недостаточно высок престиж как рабочих профессий, так и профессиональных лицеев.

Ежегодно городское хозяйство пополняется 30 тысячами рабочих и специалис?тов, но это лишь отчасти удовлетворяет потребности столицы. Следовательно, есть все основания для организации работы по реформированию и восстановлению системы профессионального образования.

Любовь Кезина: На протяжении последних лет проводятся консультации с регионами по вопросу передачи профессиональных училищ на уровень субъектов Федерации. И это очень болезненный вопрос: большинство субъектов Федерации не очень хотят брать себе профессиональные училища, потому что это очень сложно и с точки зрения финансирования, и с точки зрения содержания этих училищ.

Вопрос, который был рассмотрен на заседании правительства Москвы, для системы профессионального образования судьбоносный. Мы подошли к решению этой проблемы серьезно, углубленно, я бы сказала, даже забегая вперед. Профессиональные учреждения должны сегодня быть настолько комфортны для учащихся, чтобы желающих учиться в них было намного больше, чем сейчас. Мы хотим, чтобы эти учреждения давали возможность получения среднего общего образования, если его нет у ребенка. Если он хочет получить только специальность, он в этом же училище оканчивает так называемый первый уровень обучения, то есть проходит стадию начального профессионального образования, и получает специальность. А если юноша или девушка считают, что у них недостаточный уровень образования по рабочей специальности и разряд низкий, который им присвоили на предприятии, то они могут сразу продолжить обучение в этом же учебном заведении, получая уже специальность рабочего высокой квалификации.

Таким образом, мы не уничтожаем систему начального профессионального образования, а уходим от названия ПТУ. Профтехучилища становятся колледжами, которые будут привлекательны как для родителей, так и для учащихся. Кроме этого будут специально разработаны программы, которые дадут ребятам и рабочую специальность повышенного уровня, и среднеспециальную подготовку.

Следующий момент. Раньше за каждым профессионально-техническим учили?щем были закреплены базовые предприятия. Они делали ремонт, строили профессиональные училища, доплачивали к заработной плате преподавателям-мастерам, давали квартиры инженерно-педагогическим кадрам, мастерам, отправляли ребят на отдых в лагеря. Но это все кануло в Лету с началом перестройки. Базовые предприятия "испарились", и училища остались один на один со своими проблемами. Что будет в этом плане теперь? Во-первых, было поручение Юрия Михайловича Лужкова о том, чтобы каждое профессиональное учреждение имело обязательно шефов - предприятия, для кого они будут готовить кадры.

Но главное состоит вот в чем. Департамент образования 15 лет назад получил на свой баланс профессиональные училища с учащимися и педагогами, а все имущество и здания остались на балансе федерального Минимущества. Это не позволяло нам вкладывать деньги ни на ремонт, ни на покупку учебного оборудования. Это и привело профучилища к плачевному состоянию.

В этом году мы добились и получили здания профессиональных училищ в собственность города с тем, чтобы затем передать их в оперативное управление самим образовательным учреждениям. Появляется законный путь, когда училища смогут из бюджета города приобретать оборудование, проводить ремонтные работы, покупать компьютеры...

Следующий важный момент. Московское правительство приняло решение о создании государственно-общественных советов из представителей отраслевых департаментов и комитетов городского правительства, и в каждом административном округе будут созданы такие структуры во главе с префектом. Думаю, что нам удастся многое сделать. Понятно, что всем 198 учреждениям начального профессионального образования помочь очень трудно: денег не хватает. 50 процентов зданий нуждаются в капитальном ремонте, 85 процентов основных фондов изношены, станочный парк и оборудование не обновлены. Поэтому такое реформирование системы профессионального образования, о котором идет речь, позволит сосредоточить средства в каждом учебном учреждении. Мы планируем, что внутри каждого колледжа будут созданы ресурсные центры, оснащенные по последнему слову компьютерной техникой и учебным оборудованием. И ребята на их базе будут проходить практику - 70 процентов практических навыков они должны получить именно на базе ресурсных центров, а 30 процентов непосредственно во время производственной практики на предприятиях.

Департамент на протяжении последних лет проводил в десяти учреждениях системы профессионального образования экспериментальную работу по внедрению в нее новшеств.

Вопрос: Скажите, какие условия созданы для детей-инвалидов в школах, детских садах?

Любовь Кезина: Для нас, управленцев окружного и городского уровня, обучение детей-инвалидов - одно из самых важных направлений в системе воспитания. Мы на основе заключения медицинских работников разработали целую сеть дошкольных учреждений, в которых могут находиться дети, имеющие нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, осанки. Сегодня в нашей системе 241 детский сад, где детей воспитывают, развивают и одновременно лечат.

Что касается общего образования, то в городе создана очень широкая сеть школ здоровья, в которых обучаются дети-инвалиды. Есть и школы надомного обучения, школы-интернаты, специализированные школы. И в них не только учат и оказывают медицинскую помощь, но и для них организована в системе учебно-воспитательного процесса досуговая деятельность. У нас есть категория очень больных детей-инвалидов, которые в силу своего заболевания не могут выйти из комнаты. Мы с помощью московского правительства дошли и до этих детей: были закуплены специально приспособленные для детей-инвалидов ноутбуки, принтеры, другие приспособления к компьютеру, а также микроскопы и так далее. Оборудовать одно такое место стоит около 1000 долларов. Этих ребят мы обучали в течение года через дистантную форму обучения. Были специально созданы школы для таких детей, там у нас более ста учителей, которые разработали программу и работают с детьми на дому. На этот год мы тоже получили около 94 миллионов рублей для того, чтобы эту программу продолжить, чтобы дойти и до остальных ребят, которые не могут посещать школу.

Оканчивая обучение в системе общего образования, ребята-инвалиды спокойно могут перейти на обучение в высшее учебное заведение. Городской психолого-педагогический университет принимает инвалидов на четыре факультета. У нас есть специальные колледжи, в которых ребятам дают начальное высшее образование.

Ведущий: Любовь Петровна, подведены итоги ушедшего учебного года?

Любовь Кезина: Я удовлетворена работой наших педагогических коллективов. Та система, которую мы выстроили в Москве, дает возможность детям обучаться в зависимости от их состояния здоровья, интересов, способностей. Для этого в городе для любой категории детей есть образовательные учреждения.

Каковы основные итоги прошедшего учебного года? Во-первых, окончили школу 108 тысяч девятиклассников (46 остались на второй год, 41 получил задание на осень). Для того чтобы поддержать этих ребят, для них летом создали оздоровительные лагеря по предметам. То есть с ребятами в этом лагере занимаются теми предметами, по которым они получили неудовлетворительную оценку. Кроме этого они живут полнокровной жизнью вместе с ребятами в этом лагере. Во-вторых, за прошлый год выросло количество медалистов. Замечу, что в течение последних 5 лет их работы проверяет независимая комиссия. В этом году число медалистов выросло почти на 400.

Интервью Л. П. Кезиной газете "Тверская, 13" No 87 от 20.07.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован