19 февраля 2007
2091

Л.Кезина: Столичная школа. Единственная и неповторимая

Таких школ, как московская, не было и нет. И дело вовсе не в том, что столичная, а в том, что уникальная. По тому, какие новшества предлагает каждый год, по тому, как строит учебный и воспитательный процесс, по тому, как и что планирует, и конечно, по тому, как все намеченное выполняет, Москва резко выбивается из ряда российских регионов. Она придумывает, эксперементирует, делает повседневной практикой и теоретически обосновывает самые смелые идеи, собирает под знамена инноваций самых смелых, самых творческих, самых думающих педагогов, управленцев, ученых, и заставляет по-хорошему завидовать тому, что ей удается многое. Можно смело утверждать, что нынче московская система образования по праву занимает в России место лидера. Это приятно, но это и безумно тяжело. А тяжелее всех - первому руководителю, хотя никто и никогда не слышал от Любови Петровны Кезиной жалоб на то, что что-то не получается. Уставшей ее можно увидеть; разочарованной, обиженной, отступающей - никогда.

Мы, журналисты, пишущие на темы образования, давно знаем, почему некоторые управленцы не хотят с нами встречаться, давать интервью, делиться информацией. Но мы хорошо знаем и то, что благожелательней и отзывчивей руководителя, чем Любовь Петровна Козина, нет. Ни одна просьба об интервью, ни одно пожелание о посещении конференции, школы, совещания или семинара не остается без положительного ответа. Да, в Департаменте образования, как и в других структурах, есть охрана при входе. Но Департамент образования при этом ухитряется держать свои двери распахнутыми для журналистов.

Несколько лет назад Любовь Петровна Кезина придумала замечательное дело - проводить в начале учебного года День педагогической прессы - деловую экскурсию журналистов в один из округов столицы, знакомство с лучшими учебными заведениями и центрами, откровенные разговоры начистоту, длинные интервью и честные ответы. Дело даже не в том, что нас пускают в святая святых - на некую педагогическую кухню. Дело в том, что мы чувствуем себя причастными к общему важному делу, нужными педагогам, способными внести свою лепту в развитие образования.

В канун нового учебного года мы снова встретились, журналисты снова и снова задавали свои вопросы, а Любовь Петровна Кезина на них отвечала.

- Любовь Петровна, какие события в минувшем учебном году были самыми значительными?

- Вообще таких событий было много, но, пожалуй, для дальнейшей работы значительным событием было обсуждение и принятие Закона города Москвы "Об образовании". Это еще один шаг - весомый и значимый - для создания нормативно-правовой базы деятельности образования. Не секрет, что успех дела во многом зависит от грамотных управленческих решений. У нас десять округов и десять руководителей окружных управлений образования. У каждого свой стиль работы, свои методы, те направления, которые успешны для данного руководителя и в данном округе. Конечно, в каждом есть полный спектр всех направлений работы, которые развиваются в Москве.

Но есть и то, что удается лучше. Поэтому в минувшем учебном году мы провели череду выездных коллегий во всех столичных учебных округах. Сначала смотрели учебные заведения, обсуждали тему коллегии с педагогами, выслушивали их замечания, предложения, анализировали конкретный опыт, а потом уже члены коллегии обменивались мнениями, решали, что из этого опыта заслуживает распространения в других округах, а что нуждается в доработке. В Центральном округе мы говорили о "Традициях и новациях в образовании", в Северо-Восточном - о "Работе с педагогическими кадрами", в Южном - "О социальной защите учителей", в Северном - "О работе с одаренными и мотивированными детьми", в Зеленограде - "О взаимодействии префектуры и всех ее структур в развитии образования округа", в Северо-Западном - "О дошкольном образовании", в Западном - "Об особенностях работы с детьми-инвалидами", в Восточном - "О качестве образования", в Юго-Западном - о "Здоровьесберегающих технологиях". Таким образом, мы охватили весьма широкий круг актуальных проблем, и это очень важно, потому что программа "Столичное образование-3" требует очень целеустремленной работы, особенно от руководителей, опыт, накопленный коллегами в разных учебных округах, должен быть им хорошо известен.

- В какой степени востребован вами опыт коллег в разных регионах России?

- Мы время от времени ездим то в один, то в другой регион, внимательно изучаем сделанное.

Думаю, такие поездки, как например, в Псковскую область, чрезвычайно нас обогащают. Но мы очень часто приглашаем в гости коллег. Например, у нас часто бывают педагоги и управленцы из Вологодской, Владимирской, Тверской, Белгородской и других областей.

- Не секрет, что москвичи очень внимательно изучали опыт проведения единого государственного экзамена в регионах. Теперь Москва решила принять участие в этом эксперименте в нынешнем учебном году?

- Да, мы действительно очень долго взвешивали этот шаг. Послали пять групп, в которые вошли педагоги, управленцы, ученые, в те регионы, где проводился ЕГЭ. Они изучили всю технологию проведения экзамена от начала до конца, выяснили все, вернулись в Москву, мы провели обстоятельные беседы со всеми руководителями этих групп. В итоге сделали вывод, что в том виде, в каком ЕГЭ проводится в России, в Москве он проводиться не может и проводиться не будет.

- Как совместим этот вывод с решением проводить ЕГЭ в столице в 2004 году?

- Мы создали свою творческую группу, Коль скоро дело все равно идет к тому, что ЕГЭ - перспектива, от которой Россия не откажется, решили провести эксперимент. Выяснилось, что в этом очень заинтересовано Министерство образования РФ, поскольку среди регионов, принимающих участие в ЕГЭ, таких крупных мегаполисов, как Санкт-Петербург и Москва, нет.

Принятому решению предшествовали переговоры с организаторами эксперимента. Мы объяснили, что нам не подходит , общая технология, поскольку в столице 76000 выпускников - такого нет ни в одном регионе Российской Федерации. Если следовать этой технологии, то для проведения экзамена нам потребовалось бы 145 миллионов рублей, кроме того, нам пришлось бы одномоментно перевезти такое количество выпускников из одной школы в другие. Смысла в этом мы не увидели.

- А Министерство образования?

- Мы подробно обсудили ситуацию с первым заместителем министра образования Виктором Александровичем Болотовым. Сначала он, а потом и министр образования Владимир Михайлович Филиппов согласились с тем, что у Москвы должна быть своя концепция проведения ЕГЭ. Мы ее разработали, на одной из августовских секций педагоги и управленцы будут эту концепцию обсуждать.

- В чем отличие этой концепции от министерской?

- В том, что никакого "великого переселения народов" не будет, ребята останутся в своих школах, а к ним придут независимые комиссии, в составе которых будут и учителя соседних школ. Мы проработали технологию доставки тестов, определили, как будет работать региональный центр тестирования, который будет всем этим процессом руководить. Все это я изложила в служебной записке министру образования и попросила включить нас в эксперимент, если наши предложения будут приняты. Так все и произошло.

- Сколько округов будет участвовать в эксперименте?

- Пока пять, посмотрим, как они справятся с этим новым для них делом, потом, в зависимости от результатов эксперимента, будем думать о том, включать ли в него остальные пять округов.

- Любовь Петровна, в последнее время в прессе появляются публикации о том, что некоторые руководители образовательных учреждений допускают досадные ошибки в работе. Создается впечатление, что в таких случаях они демонстрируют непонимание того, что делается в столице, а иногда просто не соответствуют уровню требований, предъявляемых к системе образования. Не намечаете ли вы если не перетряску, то хотя бы переаттестацию директорских кадров?

- Когда что-то случается в конкретной школе, в конкретном образовательном учреждении, куда обращаются с тем, чтобы навести порядок? В Департамент образования, хотя в Москве с 1991 года действует, утвержденная правительством города и доказавшая свою действенность трехзвенная система управления, Первое звено - само образовательное учреждение, директор которого в соответствии с Положением о среднем образовательном учреждении наделен очень большими полномочиями. Второе звено - окружное управление образования, которое отвечает за функционирование окружной сети образовательных учреждений. Наконец, третье звено - Департамент образования, главная задача которого выстраивать программное управление, вырабатывать концепции, проекты, программы и делать все, чтобы они были реализованы на требуемом уровне, А теперь представим, что произошло некое событие в конкретной школе, кто должен им заниматься? Прежде всего директор, потом окружное управление, которое может и должно спросить с директора, почему он поступил так, а не иначе. Директор - государственный человек, он должен отвечать за свои поступки. Если обращения идут напрямую в Департамент, значит, нам приходится сверху понуждать округ и школу заниматься разбором ситуации, а так быть не должно, Каждый должен заниматься своим делом. Но мы регулярно проводим "горячие линии" и получаем массу вопросов, на которые должны ответить тоже прежде всего округ и школа, куда задающие вопросы до того и не обращались, и не думают обращаться.

- Вам не нравятся такие "горячие линии"?

- Ну как они могут мне не нравиться, если мы сами их придумали? Мне не нравится, что в такие моменты трубки буквально раскаляются, так много самых разных вопросов нам задают. Это значит, что на уровне школы директора постоянно не дорабатывают, не умеют выстраивать такие отношения с родителями, которые позволяют взаимодействовать с ними в интересах дела.

- А что делать с теми директорами, которые не соответствуют своей должности? Их можно увольнять?

- Когда мы аттестуем человека на должность, его соответствие должности можно проверить. И все. Такого положения в законах, которое бы позволяло заменить на должности даже столетнего директора, нет. Нельзя заменить директора даже тогда, когда все понимают - этот человек не может быть директором, даже тогда, когда у него не все в порядке с психикой. Мы увольняем, суд восстанавливает. Тут дело ведь даже не в директоре, а в том, что от этого директора зависит судьба педагогов, а, самое главное, учащихся той школы, которой он руководит. Но это мало кого интересует, когда начальник окружного управления твердо стоит на своем, когда он упорно доказывает, приводя весомые аргументы в пользу освобождения директора от должности, прокуратура, как правило, заводит на него уголовное дело потому, что он не восстанавливает уволенного директора,

- Есть какой-нибудь конкретный пример?

- Все в Москве знают случай с директором Медведевой (школа No 1634). Мы шесть часов на коллегии Департамента обсуждали это дело, отягощенное тем, что исчезли 250 тысяч долларов и никто не смог их найти. Начальник округа В. Кругляков уволил Медведеву, но суд восстановил ее в занимаемой должности и она уже требует исполнения решения суда. Но мы знаем, что этого человека нельзя подпускать к школе на пушечный выстрел. Однако Чертановская прокуратура присылает нам отказ в возбуждении уголовного дела: опросили всех тех людей, которые работали с Медведевой, установили факт исчезновения 250 тысяч долларов, но оснований для возбуждения уголовного дела не нашли. Что же нужно сделать, чтобы такое дело было возбуждено, какой проступок совершить?!

- Тема денег сегодня чрезвычайно актуальна. Наверное, по "горячей линии" вам передают сигналы о поборах, которыми занимаются некоторые московские директора?

- Конечно, сигналы поступают, и мы ими серьезно занимаемся. Проверяем сигнал, освобождаем на коллегии Департамента от работы наиболее "активных" в этом отношении директоров. Мы боролись и будем бороться впредь с мздоимством, поэтому чрезвычайно надеемся на помощь родителей. Но могу сказать еще и то, что порой сигнал поступает, а на самом деле ничего там нет, кроме попытки свести счеты с руководителем и таким образом решить тот или иной личный конфликт. Подобные случаи тоже, к сожалению, бывают, тогда мы, разобравшись, стараемся защитить доброе имя директора.

- Когда появляется негативная публикация, как вы на нее реагируете?

- Тут же принимаем меры. Например, была публикация по Дворцу творчества имени А. Гайдара в Юго-Восточном округе, мы провели коллегию, скрупулезно разобрались в ситуации, освободили от работы директора, ибо очень жестко спрашиваем с тех руководителей, которые кроме вреда ничего иного своему образовательному учреждению не дают.

- Для того чтобы руководители грамотно руководили своими образовательными учреждениями, для того что бы вы учли в своих программах их предложения, мнения, замечания, как понимаю, в середине августа пройдет серия "круглых столов", педсоветов и совещаний, которые охватят весь спектр работы, проводимой в Москве. Какие направления вы считаете самыми главными, приоритетными?

- Главные - все, можно выделить самые главные. Это, вне всякого сомнения, дальнейшая реализация программы "Столичное образование", ее очередного этапа, который, как и прежние, основной целью ставит улучшение качества образования, его доступности. Сегодня мы говорим о том, что все дети дошкольного возраста должны быть охвачены теми или иными формами подготовки к школе. Сегодня мы по-иному подходим к получению образования теми детьми, которые требуют учета их психофизического состояния, способностей и запросов. С одной стороны, более 70 процентов образовательных учреждений обеспечивают повышенный уровень образования в соответствии с запросом учащихся и родителей. С другой стороны, мы создаем условия для того, чтобы качественное образование получили те дети. которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Наконец, мы прикладываем немало усилий для того, чтобы смогли учиться дети-инвалиды. Известно, что для этого будут использованы самые современные методы и формы дистанционного образования, тем более что за счет города установлены компьютерные рабочие места для 750 детей, нуждающихся в надомном обучении. Кстати, не могу не сказать о том, что в Москве успешно реализуется программа информатизации школ. В России один компьютер приходится на 81 ученика. В Москве - на 31, причем есть округа, в которых это соотношение еще меньше, например в Центральном округе вышли на показатель один компьютер на 20 учеников, такого, как думаю, нет пока нигде в России.

- Любовь Петровна, оснащение школ - хорошее дело. Но что-нибудь делается, чтобы все дети дошли до школы?

- Во-первых, новый закон об образовании в Москве предусматривает обязательное одиннадцатилетнее бесплатное образование для всех детей. Уже сегодня все те выпускники девятых классов, которые хотят продолжить учебу в десятых классах или в других учебных заведениях, имеют на это право. Кроме того, с 1 сентября нынешнего года вводится информационная программа "Всеобуч", которая позволит проследить судьбу каждого ребенка. Мы надеемся, это даст возможность своевременно поддержать ребенка, отстоять его права и интересы, в том числе на получение образования.

- А кто будет учить детей? В Москве уже нет дефицита педагогических кадров?

- Дефицит кадров в Москве есть, на конец прошлого учебного года он составлял около 3 тысяч человек, особенно сильный кадровый голод испытывают учреждения начального профессионального образования. Нам очень не хватает учителей английского языка, физической культуры, русского языка и литературы, информатики, технологии. Нас беспокоит это. Тревожит старение кадров, не может устроить и то, что порой молодые учителя обходят школу стороной. Но думаю, что в самое ближайшее время ситуация резко изменится, ведь подготовкой кадров для столичной системы образования занимаются (и занимаются успешно) четыре городских вуза, а сейчас появляется еще и пятый-институт физической культуры.

"Учительская газета", 22.08.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован