13 февраля 2007
3969

Латышев сделал ставку на будущего президента,

Или Почему Медведев сменил Жукова в роли куратора мегапроекта полпреда

Выбирая между двумя преемниками Путина - Ивановым (справа) и Медведевым (слева), которые взяли бы на себя функции Жукова (в центре) в мегапроекте, полпред Латышев решил сделать ставку на куратора нацпроектов
Уже в июне этого года мегапроект уральского полпредства и регионов "тюменской матрешки" может получить первые миллиарды из инвестиционного фонда РФ, а главным лоббистом в этой сделке выступит вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев. Такой вывод можно сделать из заявлений участников заседания попечительского совета проекта "Урал промышленный", прошедшего сегодня, 12 февраля, в Екатеринбурге. О том, какая поездка станет в этом году самой главной для Латышева, Неелова, Филипенко и Якушева, кто получит лицензии на все месторождения Полярного и Приполярного Урала и, самое главное, почему у мегапроекта неожиданно сменился куратор и что это даст уральскому полпреду - читайте на "URA.Ru".

Сегодняшнее заседание попечительского совета проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" стало очередным этапом в жизни этой программы. Главным поводом для встречи уральского полпреда Петра Латышева и губернаторов Ямала, Югры и Тюменской области стала подготовка к Инвестиционному форуму, который пройдет в Санкт-Петербурге 8 июня этого года. Именно там должен быть подписан договор между государством и представителями корпорации "Урал промышленный", по которому на реализацию проекта федеральный бюджет выделит средства из инвестиционного фонда.

Если это произойдет, то "Единая Россия" и ее лидер Борис Грызлов смогут сказать, что выполнили свои обещания по лоббированию интересов уральского проекта на федеральном уровне. Ведь, напомним, именно спикер Госдумы в сентябре прошлого года одним из первых заговорил о необходимости включения "Урала промышленного" в строчку бюджета в виде отдельной федеральной целевой программы на средства из Инвестфонда. "На 2007 год мы планируем довести объемы фонда до 120 млрд. рублей. "Урал промышленный" будет одним из стратегических проектов партии, которые попадут в строчку федерального бюджета на будущий год. Мы понимаем, что для его реализации необходима федеральная целевая программа, мы понимаем, что средства из инвестиционного фонда должны расходоваться на создание транспортной инфраструктуры", - заявлял Грызлов в сентябре прошлого года, будучи в Екатеринбурге.

Между тем, успешная реализация амбиций мегапроекта на кусок в Инвестфонде зависит не только от партийных бонз, но и от самих участников проекта. И, чтобы попасть в федеральный бюджет на будущий год представителям акционеров корпорации "Урал промышленный" необходимо выполнить ряд условий. О том, что это за условия и как их выполнить, и шла сегодня речь в полпредстве.

Как заявил Петр Латышев, уже известно, что заказчиком инвестиционного проекта (а это и есть "Урал промышленный"), с которым уральцы поедут на форум в Питер, выступит Министерство транспорта РФ. Судя по всему, об этом полпред договаривался с министром Игорем Левитиным на днях, когда тот приезжал в Екатеринбург, и, вероятно, договорился. "Левитин с этим согласен, - сказал Латышев. - Минтранс будет готовить экспертное заключение по проекту". Кроме этого, по словам Латышева, проекту необходимо решение Минэкономразвития по инвестиционной поддержке "Урала промышленного". О том, будет ли оно принято в министерстве Германа Грефа, можно было судить из последующего сообщения полпреда, который заявил, что в начале месяца встречался с главой государства. Президент, говорил полпред присутствующим, выслушав доклад Петра Латышева, в очередной раз заверил, что будет поддерживать проект и проведет ряд мероприятий по его развитию. Одним из таких мероприятий, вероятно, должно стать заседание коллегии Совета безопасности РФ, на котором будет представлен "Урал промышленный". "Проект решает вопросы безопасности государства, в том числе в части развития конкурентоспособности страны на мировых рынках", - пояснил Латышев.

Выступление заместителя руководителя совета по изучению производственных сил МЭРТ и РАН Виктора Разбегина также говорило о том, что Минэкономразвития РФ положительно решит вопрос с инвестиционной поддержкой. Эксперт привел перечень параметров, которые необходимы уральскому промышленному проекту для финансирования из Инвестфонда, и параллельно с этим тут же признавал, что всеми этими критериями "Урал промышленный" обладает.

Так, по словам господина Разбегина, уральцам необходимо определиться с инициатором проекта, указать конкретного стратегического инвестора (по всей видимости, это будет Управляющая компания), довести долю частных инвестиций до 25% от общего объема требуемых средств, разработать бизнес-план, получить поддержку руководства регионов, на территории которых будет реализовываться проект, и провести согласования с профильными министерствами. Из четырех федеральных ведомств такие согласования проведены с Минтрансом и Минприроды. На очереди МЭРТ и Минпромэнерго. Поддержка заинтересованных регионов также очевидна, раз власти Ямала, Югры и Тюменской области выступают соучредителями в корпорации "Урал промышленный".

Как заявил Разбегин, всего проект потребует более 350 млрд. рублей инвестиций, из которых 150 млрд. рублей придется на федеральный бюджет. Как сообщил зам губернатора Ямала Олег Демченко, предполагается, что еще 125 млрд. рублей дадут инвесторы из числа нефтегазовых компаний. По его словам, на строительство железнодорожной ветки Полуночное - Обская необходимо 90 млрд. рублей, которые готовы вложить в качестве инвестиций ТНК-ВР, "Роснефть" и "НОВАТЭК". "Газпром" продолжит финансировать достройку магистрали Обская - Бованенково, на что потребуется около 35 млрд. рублей. Строительство дороги Надым - Салехард, требующее порядка 30 млрд. рублей, ведется на средства федерального бюджета. Как заявил Демченко, в целом структура финансирования проекта выглядит так: 24% - целевые региональные программы, 25% - частный капитал, 51% - федеральный бюджет.

Участие государства в проекте этим не ограничивается. Всего, по словам Виктора Разбегина, в течение 15 лет на проект бюджет потратит около 4,5 трлн. рублей, которые, по его мнению, окупятся, так как проект обещает быть экономически эффективным. Вместе с функцией стратегического инвестора управляющая компания будет являться держателем лицензий на все месторождения восточного склона Уральских гор, которые потом будут реализовываться путем конкурсов.

О необходимости конкурсной системы по выдаче лицензий говорил и гендиректор Управляющей компании "Урал промышленный - Урал Полярный" Олег Демченко, представляя которого, правда, полпред Латышев назвал по старой должности - заместителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. По словам Демченко, уже сегодня необходимо начать выделять те лицензионные участки, которые в первой половине 2008 года можно было бы выставить на конкурсы. "Я хотел бы уточнить, что лицензии следовало бы выдавать именно через конкурсы, а не через аукционы. Мы должны получать от инвесторов четкие гарантии того, как и когда будут разрабатываться месторождения. А не так, что компания заплатила самую большую цену за участок, а когда она приступит к доразведке и эксплуатации - неизвестно", - пояснил свою позицию Олег Демченко.

Кстати, вопрос о том, в каком качестве господин Демченко будет дальше участвовать в проекте - как гендиректор корпорации или как зам губернатора Ямала, должен решиться уже в будущем месяце. По словам ямальца, в марте должны пройти заседание совета директоров и собрание акционеров корпорации "Урал промышленный" (12 марта). Судя по всему, именно тогда и будет принято окончательное решение о том, остается ли Демченко чиновником либо уходит руководить корпорацией.

Временем "Ч" в судьбе "Урала промышленного", кроме 12 марта и 8 июня, станет конец сентября этого года, когда, по словам Демченко, проект будет включен в Федеральную целевую программу и, наконец, попадет в отдельную строку бюджета страны на 2008 год.

Как уже говорилось, судя по заявлениям Пера Латышева и представителя МЭРТа Виктора Разбегина, во включении "Урала промышленного" в Инвестфонд вряд ли стоит сомневаться. Однако лишь в середине совещания полпред решил поставить заключительный и утвердительный аккорд в этом вопросе. Дождавшись, когда журналисты почти вышли из зала, Петр Михайлович решил сообщить трем губернаторам и членам их команд о том, что на уровне федерального кабинета министров у мегапроекта появился новый куратор. И это стало окончательным намеком на то, что с инвестфондом у мегапроекта никаких проблем не возникнет. "Мы обратились к Дмитрию Анатольевичу за поддержкой в вопросе реализации проекта "Урал промышленный" на уровне правительства РФ. Он дал свое согласие, - закончил Латышев. - Это я к тому, чтобы вы понимали, на каком уровне будет вестись работа".

Кураторство Медведева над проектом, безусловно, стало одной из главных новостей в сегодняшнем заседании. Однако полпред корректно упустил тот факт, что еще в прошлом квартале, во время приезда Бориса Грызлова на Урал, он представлял тому же кругу людей другого координатора уральской промпрограммы. Тогда Петр Михайлович говорил о том, что заниматься "Уралом промышленным" президент Путин поручил вице-премьеру Александру Жукову. И вот прошло всего несколько месяцев, и проект сменил патрона.

Официальное объяснение этому названо не было. Между тем, как это водится, у наблюдателей тут же появилось свое объяснение произошедшего. В частности, уже несколько недель политическая тусовка Москвы обсуждает предстоящие кадровые перемены в правительстве РФ, итогом которых может быть переход Александра Жукова на другую работу - ни больше ни меньше - на пост мэра Москвы. Нынешнего же главу столицы Юрия Лужкова инсайдеры провожают на отдых. Если это действительно так, то смена куратора "Урала промышленного" в пользу Дмитрия Медведева выглядит весьма логично. Жуков и Медведев, говорят, давно поддерживают тесные и дружеские отношения. К тому же, по слухам, возможный преемник президента РФ позитивно настроен по поводу реализации мегапроекта на территории УрФО. В конце концов, стоит вспомнить и подзабытый эпитет, который был присвоен экспертами "Уралу промышленному" - пятый нацпроект.

12.02.2007
Виталий Сотник, "URA.Ru"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован