13 апреля 2005
1251

Лебедева М, ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ НУЖНЕЕ КОДЕКС

Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму новый проект Лесного Кодекса РФ. Прокомментировать его мы попросили заместителя председателя комитета Государственной Думы по экологии Марину Лебедеву.

"Российская газета": Марина Яковлевна, не могли бы вы кратко рассказать об этом законопроекте и отметить его основные, на ваш взгляд, недостатки.

Лебедева М.Я.: Леса России в первую очередь являются национальным достоянием, основой жизни и деятельности ее народов. Поэтому основной задачей лесного законодательства должно являться обеспечение гарантий прав и свобод человека на благоприятную окружающую среду и на равный доступ к пользованию природными богатствами. А в связи с тем, что лесной сектор дает в настоящее время стране только 2,5 процента ВВП и 3,7 процента экспортной выручки, необходимо законодательно урегулировать отношения в области рационального использования лесных ресурсов, заинтересовать предпринимателей вкладывать в лесное хозяйство свои средства и одновременно обеспечивать лесам охрану и восстановление.

К сожалению, новый проект пока не обеспечивает сочетания экологических, экономических и социальных интересов в процессе организации лесопользования. По всему тексту законопроекта прослеживается базовая тенденция - превращение нашего достояния - лесного фонда России - в первую очередь, в товар. А ведь все леса на территории России в совокупности составляют лесной фонд, который является федеральной собственностью особого рода, требующего и особой системы управления. Однако именно эта сторона является крайне слабой в новом проекте. Фактически все полномочия по управлению и охране лесов размыты, не урегулировано должным образом взаимодействие между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местным самоуправлением.

Так, субъекты Российской Федерации лишены возможности заниматься вопросами охраны, восстановления и управления лесами. Все обязательства по ведению лесного хозяйства, восстановлению и тушению пожаров законопроектом передаются собственникам и арендаторам лесных участков, что естественным образом увеличит себестоимость выпускаемой продукции.

Разделы охраны и восстановления лесов, увы, не отвечают требованиям современного законодательства стран с развитым лесным сектором. В законе надо закрепить за арендаторами, ведущих заготовку древесины, обязанность обеспечивать полное восстановление лесов, предусмотрев при этом и правовые требования по ее выполнению. В частности, через обязанность арендаторов готовить планы лесовосстановления на вырубленных площадях, нарушение которых должно служить основанием для прекращения договора аренды. А требование по охране биоразнообразия в лесах должно быть не просто провозглашено в качестве принципа, а дополнено положениями, определяющими объекты биоразнообразия и меры их охраны. При этом нужно оставить традиционно используемые группы лесов и категории защитности. Кроме того, необходимо четко установить обязательность получения положительного заключения государственной экологической экспертизы лесоустроительной документации.

РГ: Как взаимоувязаны в законопроекте земельные и лесные правоотношения?

Лебедева: К сожалению, вследствие того, что данный проект разрабатывался Минэкономразвития, лес рассматривается в проекте в первую очередь, как объект добычи, как природный ресурс, а не как объект охраны и восстановления. Так, с целью распространить гражданские правоотношения на оборот лесного фонда вводится понятие лесного фонда, как "лесов расположенных на землях лесного фонда", т. е. самостоятельного определения лесного фонда в законопроекте нет - все определяется через земельные правоотношения и через лесные участки. Сам лесной участок в статье 7 законопроекта определяется также как "земельный участок земель лесного фонда...". Таким образом, приоритетное значение в юридическом смысле приобретают не сами леса, а земли, на которых они произрастают. Однако все мы знаем, что традиционно лесное законодательство России исходило из формулы, что правовой режим лесопокрытых земель определяется исходя из интересов по отношению к лесу. Теперь же главным правообразующим элементом тут становится земля и земельные отношения.

РГ: Марина Яковлевна, не могли бы вы тогда разъяснить, какова роль государства в новом законопроекте?

Лебедева: Проект предусматривает разделение управленческих и контрольных функций между разными ведомствами. Управленческие функции закрепляются за лесной службой и ее подразделениями, а функции охраны лесов и надзора за соблюдением лесного законодательства - за специальным надзорным органом. Вследствие такого разделения управленческие структуры (в настоящее время - лесхозы) почти полностью потеряют возможности выполнения функций лесной охраны и принятия каких-либо мер к нарушителям лесного законодательства.

В предлагаемой редакции государство фактически уходит от права управления своей собственностью, причем теряются и контрольные полномочия. Становится непонятно, кто за что отвечает. Эти аспекты требуют существенной доработки.

РГ: Как вы относитесь к предложению ввести новый срок аренды лесных участков - на 99 лет?

Лебедева: Предлагаемый в законопроекте срок аренды лесных участков на срок до 99 лет, к сожалению, ничем не обоснован и, по сути, приравнивается к праву частной собственности, являясь завуалированной формой отчуждения госсобственности. При этом законопроектом не предусматриваются никакие ограничения, никакие требования меры регулярного государственного контроля за арендаторами.

Между тем установленный в России действующим Лесным кодексом срок аренды до 49 лет является самым продолжительным, по сравнению с действующими сроками аренды во всем мире. Опыт других стран показывает целесообразность ограничения срока аренды до 25 лет, с правом государства на продление или лишения права аренды при невыполнении поставленных условий и требований. В связи с этим нужно установить предельный срок аренды лесных участков до 25 лет с 5-летней пролонгацией договора и правом внесения дополнений и изменений в договор. Этот срок более контролируем, и позволит обеспечить реализацию норм о целевом назначении, рациональном использовании лесов, их охране

РГ: Выходит, законопроект не доработан. Какие, на ваш взгляд, явные и скрытые опасности его принятия?

Лебедева: В законопроекте урегулированы только вопросы платы за пользование лесом, которая является исключительно бюджетным механизмом и ничего не стимулирует.

Кроме того, кодексом не определяется, в каких объемах арендаторы обязаны вести лесное хозяйство, т.е. потенциально допускается возможность ведения лесохозяйственных мероприятий в несопоставимо малых объемах по сравнению с интенсивностью изъятия лесных ресурсов. Опыт других государств показывает, что отсутствие таких экономических механизмов будет заставлять собственника избегать выполнения экономически невыгодных мероприятий по охране лесов и лесной экосистемы в целом. Необходимо предусмотреть и механизмы экономического стимулирования, которые должны включать меры поощрения, в том числе меры освобождения от налогов, а также кооперирования лесопользователей, их сотрудничества и т.д. В одном пакете с проектом Лесного кодекса необходимо представить поправки в бюджетное и налоговое законодательство.

Для больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, представляет опасность содержащаяся в данном проекте возможность застройки участков лесного фонда, находящихся в аренде. Несколько статей в проекте нового кодекса дают возможность неограниченного строительства на землях лесного фонда. Так, "при пользовании лесом для ведения охотничьего хозяйства лесопользователи вправе: возводить охотничьи избушки и другие строения". Во избежание застройки "охотничьими избушками" всех подмосковных лесов такая норма должна быть исключена из проекта.

РГ: Марина Яковлевна, удастся ли, по вашему мнению, депутатам Госдумы довести законопроект до приемлемой для общества формы?

Лебедева: У нас еще есть время и возможность для внесения принципиальных правок в проект нового Лесного кодекса, для того, чтобы он стал по возможности максимально ясным и однозначно понимаемым, и не привел при этом к разрушению тех элементов российской системы лесоуправления, которые работают и которые разрушать не нужно.




13.04.05
("Российская газета", No 75, 13 апреля 2005г.)

http://www.lebedeva-m.ru/ru/press/index.php?from=2&id=54

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован