17 января 2006
2193

Лебедева М. Комитет по экологии Государственой Думы провел Парламентские слушания на тему: `Об усилении ответственности за экологические правонарушения`. Комментарий

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, российской Академии наук и научной общественности, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, неправительственных экологических организаций и предприятий, общественных экологических объединений, средств массовой информации.

Целью парламентских слушаний было обозначено: Определить направления развития российского законодательства в связи с необходимостью усиления и расширения ответственности за экологические правонарушения в целях улучшения экологической ситуации в Российской Федерации.

Прежде всего нельзя не отметить с сожалением, что заявленное в программе слушаний выступление с основным докладом Заместителя Руководителя Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) Николая Григорьевича Кутьина не состоялось.

Можно допустить, что Уважаемый Н.Г.Кутьин по каким-либо уважительным причинам не смог лично выступить в Государственной Думе, но трудно себе представить, что не нашлось специалиста в главном надзорном в области экологического контроля федеральном органе который бы рассказал участникам слушаний, которых набралось в зале более 170 человек о проблемах усиления правового обеспечения в области усиления и расширения ответственности за экологические правонарушения.

Справедливости ради необходимо отметить, что и второй в системе государственных федеральных надзорных органов в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования орган - Росприроднадзор, также оказался вне обсуждаемых вопросов, хотя представители Федеральной службы по надзору в области природопользования в зале присутствовали.

Но несмотря на эти досадные обстоятельства можно с уверенностью сказать, что проведенные Комитетом по экологии слушания имеют ощутимый результат, так как позволили еще раз обнажить и обозначить острейшие проблемы в сфере борьбы с экологическими правонарушениями на законодательном уровне.

Среди выступающих широко были представлены москвичи, которым сегодня есть чем поделиться в области создания законодательства субъектов федерации, расширяющего и усиливающего административно-правовые методы борьбы с экологическими правонарушениямий, опытом эффективно действующей экологической милиции, другими своими достижениями в сфере тематики слушаний.

Выступающие отмечали, что анализ правоприменительной практики показывает низкую степень воздействия института ответственности за экологические правонарушения на улучшение экологической ситуации в стране.

Требуется как деятельность в законодательной сфере по расширению спектра составов экологических преступлений, так и повышение санкций за экологические правонарушения.

С этих позиций заслуживает внимания выступление доктора юридических наук, профессора Института государства и права Ран Ольги Леонидовны Дубовик, которая обозначила современные аспекты категории "экологические правонарушения".

Достаточно неожиданным для присутствующих стало заявление о том, что экологическая преступность (совокупность экологических проступков и экологических правонарушений), ее статистика в общегосударственном масштабе, на сегодня свидетельствует о росте на 19-20% более активно, чем преступность в других отраслях права.

За почти десятилетнюю правоприменительную практику Уголовного кодекса Российской Федерации наиболее часто выявлялись экологические преступления в форме браконьерства и только 2-3% всех случае составляют в структуре всех экологических преступлений - случаи преступных деяний в виде загрязнения окружающей среды

Сегодня возникли новые составы экологических преступлений, которые обозначены как "незаконная торговля окружающей средой", которая по своим масштабам сравнялась с торговлей наркотиками и торговлей людьми.

Отмечается рост массовости распространения противоправного экологического поведения. Отмечено, что при таких масштабах противоправных деяний явно недостаточна и не адекватна численность контролирующих структур - инспекторов федеральных надзорных органов в области экологического контроля (например на территории Республики Саха-Якутия Росприроднадзор имеет всего 4 инспектора). Здесь без консолидации усилий федерального надзора и надзора в системе органов субъектов Федерации не обойтись. Как положительный пример был приведен пример успешной борьбы с незаконной торговлей первоцветами, мойкой машин с набережных на территории Москвы, где успешно функционируют подразделения экологической милиции.

Как еще один "современный" состав экологических преступлений было названо "устранение конкурентов на рынке помощью незаконных экологических требований".

Были высказаны предложения о необходимости внесения соответствующих дополнений и изменений в федеральный закон "О милиции", что позволило бы законодательно легитимировать создание специализированных подразделений охраны правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности граждан.

В качестве определенной и эффективной по мнению выступающих новаций было высказано предложение нового вида ответственности за экологические правонарушения - публикация по решению суда в средствах массовой информации фактов несоблюдения экологических требований и нарушений природоохранительного законодательства компаниями, предприятиями и другими участниками экологических правоотношений, что в отдельных ситуациях может расцениваться как политический приговор деловой репутации и конкурентоспособности на ранке товаров и услуг, потеря авторитета и имиджа компании в глазах кредитующих организаций и пр.

Данная жесткая мера воздействия за экологические правонарушения - "моральное или политическое убийство юридического лица " - своеобразная высшая мера наказания за экологические преступления против природы и общества.

Участники парламентских слушаний в целях усиления ответственности за экологические правонарушения предлагают следующее:

Президенту Российской Федерации:

-в целях обеспечения макроэкономической стабильности и экологической безопасности экономического роста на ближайшую перспективу при подготовке Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007 году предусмотреть возможность использования механизмов макроэкономического регулирования в области реализации экологической политики посредством, имея в виду увеличение ВВП за счет капитализации компонентов природы и включения окружающей среды в состав основных производственных фондов;

-в структуре Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007 году предусмотреть раздел об установлении ответственности должностных лиц за реализацию направлений бюджетной политики, связанных с обеспечением экологической безопасности.

Правительству Российской Федерации:

-при решении задач совершенствования нормативной правовой основы для использования институциональной системы ответственности в области охраны окружающей среды обеспечить прямую и непосредственную зависимость меры ответственности виновных и невиновных лиц от степени нарушения качества окружающей среды;

-разработать и ввести систему нормирования качества окружающей среды и сопоставимую с ней систему технологического нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

-на основе сопоставимой системы нормирования качества окружающей среды и системы технологического нормирования негативного воздействия на окружающую среду ввести процедуру лимитирования и квотирования хозяйственной деятельности с учетом нормативов качества окружающей среды на соответствующей территории;

-ускорить принятие проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", концепция которого исключает субъективный подход к установлению размеров платы и стимулирует внедрение энергоэффективных технологий;

-при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2007 год предусмотреть между уровнями бюджетной системы распределение платы за негативное воздействие на окружающую среду в пропорции: 10% - федеральный уровень, 20% - уровень субъекта Российской Федерации; 70% - уровень муниципальных образований и поселений. Внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации;

-внести в законодательные акты Российской Федерации изменения и дополнения, предусматривающие включение в понятие экологического правонарушения отсутствие перехода к использованию наилучших существующих технологий в установленных временных границах;

-разработать унифицированную методику определения стоимостной оценки компонентов окружающей среды и размера экологического ущерба вне зависимости от вида такого ущерба, времени его происхождения и наличия в нем виновного;

-при формировании документов, обосновывающих прогноз социально-экономического развития страны на очередной бюджетный год и среднесрочную перспективу, обеспечить включение в расчет макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт и национальное богатство, совместную оценку компонентов окружающей среды, представляемых в качестве основных производственных фондов;

-обеспечить формирование нормативной правовой и организационной системы экологического страхования в целях возложения ответственности на страховые компании, используемые в роли посредников в определенных страховых случаях;

-определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный и ответственный за использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;

-определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный и ответственный за экологическое состояние морской среды и принять меры по его материально-техническому обеспечению;

-обеспечить формирование нормативной правовой основы для механизма взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрев усиление ответственности за неправомерные действия или бездействие должностных лиц и органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование указанной платы;

-установить персональную ответственность должностных лиц за своевременное создание правовой основы и соответствующих организационных структур, предназначенных для выполнения обязательств, связанных с ратификацией Российской Федерацией Киотского протокола.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

-ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих введение и эффективное использование системы экологического страхования для снижения экологических и предпринимательских рисков в области охраны окружающей среды;

-оказать содействие в законодательном обеспечении механизма взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

обеспечить своевременное принятие законодательных актов, предусмотренных во исполнение обязательств Российской Федерации, которые приняты в области учета и обращения прав на эмиссию парниковых газов в связи с ратификацией Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.

От себя хотелось бы высказать пожелания участникам прошедших слушаний, а также всем участникам экологических правоотношений реальных успехов в деле снижения негативного воздействия на окружающую среду, снижения статистики экологических правонарушений, усиления роли самоконтроля и экологической культуры, от чего в значительной степени зависит продвижение по пути устойчивого развития, а самое главное - осознание ответственности исполнительной ветвью государственной власти в нашей стране за создание надежных и эффективных механизмов реализации и контроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства.

Лебедева М.Я.
17.01.06
http://www.lebedeva-m.ru/ru/work/listening/index.php?id=84
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован