21 апреля 2005
1105

Лебедева М, В ПРИРОДООХРАННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕТ ВТОРОСТЕПЕННОГО!

- Марина Яковлевна, вы, как заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, занимаетесь широким спектром вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования. В частности, принимаете активное участие в законотворчетве в различных областях государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования, таких как экологический аудит, экологическая экспертиза, экологическая сертификация и стандартизации, экологический контроль.. А что для вас главное в деле охраны окружающей среды?

- Дело в том, что в сфере экологии всё главное - нет второстепенного. В связи с этим вспоминаются слова Президента России, сказанные им на заседании Президиума Госсовета 4 июня 2003 г.: "У некоторых хозяйственных руководителей сохраняется иллюзия в том, что можно, эксплуатируя природу, добиться сверхприбыли и добиться конкурентных преимуществ. На самом деле для страны в целом это только проигрыш. Важно отстроить целостную систему государственного управления в природоохранной сфере".

На мой взгляд, ключевое слово здесь - "целостная система". В природе все взаимосвязано и нельзя устанавливать какие-то приоритеты в основных направлениях природоохранного законотворчества. Всем компонентам природной среды, как и всем составляющим природно-ресурсного комплекса страны при формировании системы природоохранного законодательства необходимо уделять внимание.

Для России жизненно важно признание только одной приоритетной категории в этой области - создание законодательства, обеспечивающего экологическую безопасность страны. Важнейшим инструментом реализации устанавливаемых такими законами норм и требований является формирование в обществе гражданского и общественного экологического сознания. По моему мнению, уже давно назрела необходимость принятия закона "Об экологической культуре", направленного на искоренение экологического бескультурья, а как форм его проявления - экологического нигилизма и экологического невежества, о которых даже неловко говорить в двадцать первом веке. Мы сейчас работаем над этим ключевым вопросом, и, в ближайшее время, надеюсь, внесем в Думу проект соответствующего закона. Я уверена в том, что в основе большей части нарушений природоохранного законодательства лежит отсутствие экологических знаний, то есть элементарное пренебрежение законами природы при использовании природных ресурсов и осуществлении других видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду.

Также в ближайших планах - внесение в Госдуму проекта федерального закона "Об экологическом контроле". Нельзя забывать о том, что экоконтроль - один из важнейших инструментов охраны окружающей среды и одна из главнейших составляющих природоохранной деятельности государства. В то же время , из-за пробелов в законодательстве до сих пор отсутствует чёткая и эффективно работающая система государственного управления в этой сфере. Наверное, это является одной из главных причин того, что функции и полномочия по экологическому контролю весьма туманно разделены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Ростехнадзором и Росприроднадзором. Ростехнадзор контролирует соблюдение природоохранных нормативов при осуществлении хозяйственной деятельности, а Росприроднадзор - состояние окружающей среды при осуществлении природопользования. Между этими составляющими антропогенной деятельности граница весьма условная, а это означает, что часть проблем находится под двойным контролем, а часть - может оказаться совсем вне государственного экологического контроля, что наиболее ярко проявляется в настоящее время в отношении такой формы предупредительного экологического контроля, как государственная экологическая экспертиза, которая сегодня также проводится двумя федеральными органами.

- Ещё совсем недавно вокруг Киотского протокола стоял страшный шум. Сейчас после его ратификации и вступлении в силу страсти постепенно стихают. Ощущение такое, что этот вопрос сегодня уже мало кого волнует. Вы были одним из активных участников инициации процесса развития российского законодательства в связи с ратификацией Россией Киотского протокола. Как развивается это процесс, и развивается ли он вообще?

- О Киотском протоколе рано еще говорить в прошедшем времени. Я по сей день занимаюсь этими вопросами. Хотя даже в среде отдельных специалистов бытует мнение, что для реализации Киотского протокола можно ограничиться принятием подзаконных нормативных правовых актов.

Если ставить задачу урегулирования отношений, направленных на снижение эмиссии парниковых газов шире, не только в связи с участием России в Киотском протоколе, то без принятия специального закона не обойтись.

Проблема снижения выбросов должна стать стратегией предприятий и компаний, деятельность которых связана с энергетикой и другой "производящей" парниковые газы деятельностью. Необходимо создать законодательную базу, для того, чтобы удвоение ВВП не привело к такому же удвоению эмиссии парниковых газов. Эта задача осложняется тем, что надо сохранить не только достигнутые уровни производства, но и конкурентоспособность наших производителей на международном рынке товаров и услуг.

И, конечно, законодательство, регламентирующее ограничение выбросов парниковых газов, нельзя сводить только к правовому регулированию торговли квотами. Принятие законов в этой области, прежде всего должно иметь и положительные экологические, и социальные последствия.

В качестве личного вклада в процесс реализации обязательств России, вытекающих из ратификации Киотского протокола, мною внесены два законопроекта: "Об экологических стандартах моторного топлива" и "Об экологических стандартах автотранспортных средств", направленных на снижение негативных воздействий на атмосферный воздух от автотранспортных средств.

Сейчас в Европе для автомобильного транспорта уже действуют стандарты ЕВРО-3 и ЕВРО-4, а в ближайшее время намечен переход на ЕВРО-5, что призвано обеспечить значительное улучшение экологической обстановки в этих странах. При этом российские производители пока ещё только осваивают производство продукции, соответствующей стандартам ЕВРО-2. Планируемое вступление России в ВТО также потребует приведения российских нормативно-технических документов в соответствие с европейскими стандартами и разработки соответствующих технических регламентов. Этот закон введет запрет на производство и реализацию на территории России автотранспортных средств, не соответствующих требованиям европейских стандартов ЕВРО-3. Создаст правовые основания для обязательного, организованного и планового перехода на производство и реализацию более экологичных автомобилей и моторного топлива, что несомненно, позволит сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, а следовательно, будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения здоровья населения и оздоровления окружающей природной среды.

- В настоящее время ведется работа по разработке проекта Экологического кодекса РФ. Известно, что Вы являетесь сторонником систематизации экологического законодательства и принятия Экологического кодекса РФ.

- Базовым в этой сфере является закон "Об охране окружающей среды", который содержит прогрессивные нормы, приближенные к международным экологическим нормам. Однако по различным причинам положения данного закона, действующего вот уже более чем два года, полностью не реализованы. Нынешняя правовая неразбериха привела к массовым нарушениям природоохранного законодательства. Наличие пробелов в правовом регулировании ряда важных вопросов, значительного числа коллизий между нормами экологического законодательства, декларативный, описательный характер статей, не содержащих каких-либо конкретных требований или норм прямого действия , приводит к необходимости разработки и принятия Экологического кодекса РФ.

Кодификация экологического, или выражаясь юридическим языком, природоохранительного законодательства, направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованность между ними. Экологический кодекс мыслится как кодекс в самом прямом смысле этого слова - как свод природоохранительных и природно-ресурсных законодательных норм и требований.

Экологический кодекс должен заменить 550 действующих нормативных актов, которые в настоящее время регламентируют сферу охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования и содержат порой противоречивые, взаимоисключающие положения. В новом кодексе необходимо будет учесть соответствующие положения международного экологического права, нормы Киотского протокола, ратифицированного Россией, других международных договоров и конвенций, участником которых является Российская Федерация.

Принятие Экологического кодекса должно привести к более чёткому разграничению полномочий региональных и федеральных органов законодательной и исполнительной властей в области охраны окружающей среды, определив их права, а самое главное - ответственность за определённые направления государственного регулирования в этой сфере деятельности.

Но, должна заметить, что разработка Экологического кодекса - это очень большое и кропотливое дело, которое требует огромного количества затрат времени, сил, привлечения широкого круга ученых, как юристов в области экологического права, так и специалистов из других областей науки и производства.

Работы как видите, много. Это лишь неполный перечень стоящих перед Российскими законодателями актуальных проблемных вопросов природоохранительного законодательства, хватило бы сил и времени на их решение!

- Спасибо, Марина Яковлевна. Принимая во внимание Вашу озабоченность и такой огромный объем работы, который Вы себе наметили и который вам предстоит осуществить в законодательной сфере, хотелось бы пожелать Вам реализовать все свои идеи, направленные на экологическое оздоровление нашей страны.

Беседовала Чешма ГАДЖИЕВА.

Наша справка

Лебедева Марина Яковлевна родилась 12 июля 1964 г. в Москве. Прошла динамичный путь от рядового специалиста до менеджера высшего звена. Занимала руководящие должности в организациях, основными направлениями деятельности которых являлись консалтинговые услуги в области юридических, технических экспертных оценок рынка недвижимости. Специалист в области земельного и зкологического права.

С декабря 2003 г. М. Лебедева - Депутат Государственной Думы. Заместитель Председателя комитета по экологии. Занимается широким спектром проблем законодательного регулирования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Непосредственно участвовала в работе над новой редакцией Лесного кодекса, проектом Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Является одним из активных участников процесса развития российского законодательства в связи с ратификацией Российской Федерацией Киотского протокола. Принимает непосредственное участие в подготовке законов, регулирующих отношения, связанные с экологическим аудитом, экологическим контролем, контролем за использованием геномодифицированной продукции в Российской Федерации, автомобильной экологической сертификацией. Сторонник систематизации и кодификации Российского экологического законодательства и принятия Экологического кодекса. Входит в число разработчиков целого блока законодательства, связанного с использованием и охраной водных биологических ресурсов, регулированием рыбохозяйственной деятельности. Активно сотрудничает с рядом экологически ориентированных общественных организаций.


(Газета "Природно-ресурсные ведомости", No 14, апрель 2005г.)
21.04.05
http://www.lebedeva-m.ru/ru/press/index.php?from=2&id=60



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован