22 июля 2004
93

Лекарства для `мертвых душ`

Правительство и Госдума полны решимости в предельно сжатые сроки довести `до ума` закон об изменении схемы финансирования социальных льгот - второе чтение будет уже в августе. Пока депутаты пытаются учесть претензии и рассматривают аж 1200 поправок. Насколько им это удастся, станет ясно через пару недель. Но определенно можно сказать, что существующая система неизлечимо больна. Страна.Ru располагает официальным документом Минфина, который подтверждает многочисленные случаи казнокрадства. А сам Минфин при этом `завален` претензиями от организаций, не получивших деньги на финансирование льгот.

В письме директору Главного управления федерального казначейства Татьяне Нестеренко от одного из ее заместителей (документ датирован 12 июля этого года) приводятся весьма впечатляющие цифры. Оказывается, в течение трех лет к казне Российской Федерации постоянно предъявляются иски в виде исполнительных листов судебных органов по поводу финансирования льгот. Уже к 20 мая 2004 года общее количество исполнительных листов достигло 1295, из них 975 - на общую сумму 230,4 миллиона рублей - были направлены в Главное управление федерального казначейства, и 320 документов - в правовой департамент Минфина.

Только в Главное управление федерального казначейства было направлено 196 исполнительных листов - на общую сумму 163,2 миллиона рублей - по искам в пользу юридических лиц, предоставивших льготы гражданам. Таким образом, оплата из федерального бюджета предусмотренных федеральным законодательством льгот фактически задерживается более чем на три (!) года. Несмотря на то, что еще 9 сентября 2002 года было принято специальное постановление правительства N 666 `Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета`.

Задержка по выплатам зафиксирована практически по всем видам существующих федеральных льгот, перечисленных в законах `О ветеранах`, `О социальной защите инвалидов`, `О милиции`, `О пожарной безопасности`, `О донорстве крови и ее компонентов`, `О статусе военнослужащих`, `О реабилитации жертв политических репрессий`, `О федеральных органах налоговой полиции`, `О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС`.

Однако, как выясняется, можно было и не торопиться платить по исполнительным листам.

Проверки Минфина выявили еще большее количество нарушений в системе `льгот, предоставляемых в натуральной форме в сфере транспортных, медицинских услуг и услуг связи`. Эта проверки охватывала льготы, финансируемые как из федерального бюджета, так и за счет средств субъектов федерации и муниципальных образований. Правда, на этот раз основные претензии были предъявлены предприятиям и организациям, являющимися посредниками между государством и льготниками, но суть от этого не меняется. Просто на пути финансового потока из казначейства в регионы появляются некие посредники, которые, разумеется, себя не обидят.

Как говорится в справке Минфина, `предоставление льгот гражданам осуществляется в таких формах, которые затрудняют эффективный контроль государства`. Кроме того, контроль за предоставлением льгот со стороны региональных властей `не носит системный характер и не приводит к снижению потерь государственных средств и повышению эффективности их расходования`. Как говорится далее в документе, `. организации и предприятия, предоставляющие льготы гражданам, завышают в расчетах объемы средств, подлежащих получению из бюджетов. Организациями и предприятиями неправомерно, при отсутствии оснований, завышаются в отчетах объемы предоставленных льгот`.

В частности, в отчеты включаются и оплачиваются за счет бюджетных средств расходы на предоставление услуг гражданам, которые вовсе не имеют права на льготы. Кроме того, там же появляются те, кто сменил место жительства или вообще умер, а потому льготами воспользоваться уже не может. Таким образом, за счет федерального бюджета фактически компенсируются не предусмотренные федеральным законодательством расходы. Сотрудниками Минфина зафиксированы даже случаи перечисления средств из бюджета организациям, которые вообще не предоставляли льготы.

Весьма распространены случаи, когда предназначенные на льготы деньги направлялись на финансирование текущих расходов бюджетных организаций. Нередко предприятия использовали эти средства и на собственные нужды. Все перечисленные финансовые нарушения `приводят к существенным потерям государственных средств`.

Например, по данным Минфина, фактически затраты на одного ветерана в месяц составляют от 2,79 рубля в республике Калмыкия до 223,16 рубля в Хабаровском крае. Предлагаемый при переходе к денежной компенсации средний размер ежемесячных денежных выплат составит 1302,53 рубля, что в 25,8 раза больше сегодняшних средних расходов региональных бюджетов. Фактические затраты на одного инвалида в месяц сегодня составляют 112,33 рубля - от 45,71 рубля в Ингушетии до 458,58 рубля на Таймыре. Предлагаемый средний размер ежемесячной денежной выплаты из федерального бюджета составляет 997,87 рубля - в 8,9 раза больше средних расходов региональных бюджетов. Примерно такие же цифры можно привести по всем другим многочисленным категориям льготников.

Получается, что из-за вопиющего несовершенства существующей системы финансирования льгот до их получателей действительно доходит только малая доля того, что им причитается. Избавиться от этого можно, лишь отказавшись от нее полностью, `терапии` она явно не поддается.

От правительства и депутатов теперь требуется выработать такое законодательство, которое ни в коем случае не будет ущемлять интересы ни одной категории льготников при изменении системы финансирования.

Николай Чеховский
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован