15 сентября 2004
114

Леонид Биндар: `Мы очень много потеряли от низкой компетентности государственного управления`

Последние президентские инициативы по укреплению системы власти в России в интервью парламентскому обозревателю Страны.Ru Айдыну Мехтиеву прокомментировал Леонид Биндар, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, член Экспертного совета при правительстве РФ.

- Леонид Иосифович, как вы оцениваете инициативу президента России об изменения механизма избрания глав субъектов РФ?

- На мой взгляд, новый порядок избрания губернаторов давно назрел. Тем губернаторам, которые уже много лет занимают эти должности, существующая система позволяет находиться у власти по три срока. Я думаю, что критерий здесь, конечно, не в том, сколько лет должен находиться у власти тот или иной руководитель субъекта Федерации. Главный критерий, скорее всего, - это результат его деятельности. Губернатор мог бы занимать эту должность и пожизненно, если результаты деятельности налицо. То есть растет жизненный уровень населения этого субъекта Федерации. У губернатора есть определенная программа, люди видят цель. На решение задач по достижению этих целей мобилизовано общество, снижается социальная дифференциация между различными слоями населения, соответственно, молодежь получает возможность обучения там, где это возможно. Губернатор и его администрация стараются достигать не только каких-то положительных результатов, но и занимаются повышением компетентности сотрудников. Все эти вопросы, которые сейчас обсуждаются, я расцениваю как хороший импульс для активизации общества.

К сожалению, механизм избрания глав субъектов Федерации в настоящее время не выдвигает никаких деловых требований к кандидату. Возможности поддержки кандидатов со стороны тех или иных кругов, групп интересов, возможности без серьезных программ, без багажа за плечами и положительного опыта руководства создают условия для прихода к власти в результате выборов абсолютно неподготовленных людей, которые при этом красиво излагают свои идеи или идеи тех, кто поддерживает данную кандидатуру.

Естественно, в этом очень большая роль принадлежит СМИ, а здесь, на мой взгляд, если развивать мысль, инициатива президента Российской Федерации фактически создает основу для кадрового изменения руководителей субъектов Федерации. Но для этого необходим, соответственно, институт подготовки этих кадров, то есть нужен федеральный кадровый резерв президента страны, поскольку именно глава государства будет представлять того или иного кандидата на выборы в Законодательное собрание. Я думаю, что этому будет предшествовать определенная подготовительная работа с Законодательными собраниями, а также учет мнений.

Самым важным, на мой взгляд, критерием будет компетентность руководителя. Мы очень много потеряли от низкой компетентности государственного управления. Причем, на всех уровнях - и на федеральном, и на уровне субъектов Федерации, в местном самоуправлении и даже в корпоративном управлении предприятий. Мы изменили систему, политическую и экономическую. Но, к сожалению, взгляды и опыт управления остались прежними. Здесь нужна сейчас инициатива, нужна смелость, нужен кругозор, нужна компетентность. Причем, готовить такие кадры нужно, безусловно, по всему спектру направлений деятельности, который приходится осуществлять губернатору или же руководителю субъекта Федерации.

- Будет ли предстоящая реформа механизма избрания глав субъектов Федерации применима также к республикам в составе Российской Федерации?

- А почему бы и нет? Я думаю, что эта реформа их также коснется. Это универсальный подход, это подход ко всем субъектам Федерации без исключения. Я думаю, что не должно нарушаться то равноправие, которое закреплено в Конституции. Это политическое решение, и в отличие от экономического решения, оно не может быть дифференцировано. Экономическое решение должно учитывать условия региона, географическое расположение, его удаленность, развитость и т.д. Политические же решения не могут быть дифференцированы. В прошлом мы, к сожалению, очень много на этом проиграли, когда федеральный центр уделял тем или иным регионам более пристальное внимание, чем остальным. Сейчас ситуация меняется, в этом направлении делается очень многое со стороны федерального центра, и, кстати, эволюция распределения межбюджетных отношений приходит к определенным формализованным единым подходам, но с коэффициентами, учитывающими различия степени социально экономического развития.

- Как вы оцениваете инициативу об отмене выборов в Госдуму по одномандатным округам? Считаете ли вы, что переход к системе выборов только по партийным спискам повысит эффективность работы нижней палаты парламента?

- Я считаю, что это правильное решение. Если мы остановимся на партийном раскладе сил, то увидим, что определенные партии - здесь сложно говорить, правого или левого уклона, - уходят с политической арены. Причем, это партии, которые представляют определенные интересы населения, выражают мнения определенных групп. Мне кажется, что, если мы оставим существующее положение, то придем фактически к однопартийной системе. Я не берусь говорить, правильно это или нет, но практически у нас сейчас нет второй партии, которая была бы равносильна `Единой России`. Даже с учетом влияния Коммунистической партии России те политические силы, которые сейчас представлены в Госдуме, все-таки не отражают всего спектра политических интересов всех слоев населения.

Мы говорим о социальном развитии между группами населения: беднейшие слои, средний класс, более обеспеченные и т.д. Но мы не говорим, что спектр политических взглядов тоже должен быть представлен. Само население отвергнет те партии, которые, по его мнению, неверно представляют в своих документах те или иных проблемы. Поэтому нужно предоставить возможность развиваться другим партиям. А также интеллектуалам - идеологам этих партий. Этот спектр и эти партии должны обогащать нашу политическую культуру и наше партийное строительство. Я думаю, что это правильное решение, а уже дело губернаторов, администрации и законодателей - определить принцип формирования участия в этих партиях. Партия - это механизм, который должен быть сконструирован, это все-таки системное решение, система взглядов, определенные убеждения.

Страна находится в кризисе. И хотя мы выходим из него, тем не менее, каждый день рождаются новые ситуации. В частности, усиливается террористическая деятельность, которая требует внимания общества. И очень важно, кто будет формировать взгляды. Нам нельзя уходить в одну партию. Это мы уже проходили.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован