26 июля 2004
1805

Леонид Бочин: Москвичи отказались от `вилок` - законодательных

Москва - самый холодный мегаполис мира. Этим обусловлена довольно низкая способность столичных экосистем к восстановлению, ведь зеленые насаждения, микробиологические системы водоемов и почвы "работают" всего 5-6 месяцев в году. Удается ли городу справляться с такой нагрузкой? Что делают для решения экологических проблем столичные власти? Об этом рассказывает министр правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин.

- Серьезно волнует москвичей, - говорит Леонид Арнольдович, - переработка и вывоз мусора. С переработкой дело обстоит не так плохо. В столице работают три мусоросжигательных завода. На двух из них, в Кожухово и в Алтуфьево, применяется самая современная технология. По уровню выбросов они отвечают самым жестким требованиям. А вот с сортировкой мусора в городе проблема. В этот процесс должны быть вовлечены жители. Но трудно представить себе, как даже самый сознательный жилец в пятиметровой кухне будет делить отходы по фракциям. Есть предложение делать в новых домах два мусоропровода - для твердых и пищевых отходов. Будет ли оно реализовано, покажет время.

Сейчас в городе проходит эксперимент. Во дворах устанавливают контейнеры для разных видов мусора. Однако говорить о реальных результатах пока рано.

Общий объем накопления твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) составляет в Москве 14 280 тыс. куб. м (соответственно 11 138 и 3 145 тыс. куб. м) в год. От населения поступает 1,9 млн. т/год (60%), от общественных и коммерческих организаций и учреждений - 1,2 млн. т/год (40%).

В Москве принят закон о защите зеленых насаждений. Его суть заключается в том, что при вырубке одного дерева там же необходимо посадить взрослое дерево той же либо более ценной породы. Саженцы могут появиться и в другом месте, но в этом случае их должно быть в два раза больше. За последние годы количество деревьев ценных пород значительно увеличилось. Благодаря тому, что ужесточен контроль за высадкой, уровень приживаемости деревьев сейчас достигает 95-97%, а кустарников - почти 100%. Между тем московские парки находятся далеко не в лучшем состоянии. Сегодня ими заведует Комитет по культуре. Это положение, по мнению Леонида Бочина, надо менять, поскольку "парки - это прежде всего сообщество древесно-кустарниковой растительности, а культурные объекты там вторичны. Первичная функция парков, дендрологическая, утеряна. Дирекция слабо занимается этим вопросом и слабо представляет себе его".

Система продажи московским предприятиям квот на выбросы вредных веществ не прижилась. "Сама по себе идея осязаема, - уверен министр. - Что же касается реальной формы воплощения, то она не очень понятна. Для этого в России как минимум необходима объективная система экологического мониторинга. Внутри предприятий идея может быть реализована только при очень точном уровне измерений. А это можно сделать, заставив предприятие за свой счет установить опломбированную систему мониторинга".

На полигоны поступает более 2,8 млн. тонн ТБО и КГМ в год. На мусоросжигательные заводы - 285,5 тыс. тонн в год (7% нормативного объема накопления ТБО и КГМ).

В нашем мегаполисе совершается множество весьма специфических правонарушений, которые касаются промышленных стоков, сброса снега в водоемы, образования свалок в черте города, продажи некачественного моторного топлива, неправильной парковки автомобилей. Федеральное законодательство в природоохранной сфере не помогает в решении этих проблем. Более того, "бездействующее, рамочное" законодательство, по мнению Леонида Бочина, не имеет перспектив правоприменительной практики. "В нем прописаны нормы, чего нельзя делать, - говорит руководитель Департамента природопользования, - однако не сказано, что можно и нужно делать". В результате складывается вакуум, который дает чиновнику возможность ловко маневрировать, предпринимателю - "принимать большой диапазон решений", естественно, в пользу максимилизации своей прибыли. А гражданину не дает ровным счетом ничего.

Федеральные законы об экологическом образовании, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления являются декларативными, считает Бочин. "В какой-то степени это связано с тем, что федеральное законодательство является продуктом компромиссных решений между фракциями и группами Госдумы, в том числе лоббистского толка. С другой стороны, сам по себе компромиссный подход диктует необходимость субъекту РФ, которым является Москва, разрабатывать и принимать собственное законодательство. Кроме того, московские законы должны быть разработаны еще и для создания механизма реализации принятого в январе 2002 года закона РФ "Об охране окружающей среды".

Площадь природного комплекса составляет 21% от всей площади Москвы. Экологически обоснованная доля - 30%. По словам Леонида Бочина, необходимо создать условия, при которых правонарушения были бы экономически невыгодны предпринимателю. Городское экологическое законодательство должно обеспечить предпринимателям, властям и гражданам устойчивые правила сосуществования. Так, чтобы у проверяющих органов не было соблазна применять нормы "по вкусу", московские власти решили, к примеру, отказаться от штрафных "вилок". В законе "Об экологическом контроле" размер административного штрафа будет повышенным. Для должностных лиц он составит от 50 до 200 МРОТ, для юридических лиц - от 1000 до 5000 МРОТ. К примеру, 5000 МРОТ может достигнуть сумма штрафа за сброс снега в реку.

Городская дума совместно с Департаментом природопользования активно разрабатывает новые нормативные документы. В 2004 году были приняты законы "О государственном экологическом контроле", "О приведении в соответствие с КоАП РФ отдельных законов города Москвы". В Думе были рассмотрены законопроекты "Об экологическом мониторинге", "Об обращении с отходами производства и потребления". В планах - работа над проектами законов "О городских почвах", "О водных объектах", "О комплексе природных и озелененных территорий", внесение изменений и дополнений в закон "Об особо охраняемых территориях".

В первом чтении принят закон "О комплексном природопользовании", который предусматривает поэтапную "экологизацию" промышленного производства столицы. Этот документ позволяет оценивать экологическое состояние конкретной территории в целом, а не, к примеру, выбросы одного предприятия. Ведь горожанам важно именно это. Экологизация производства будет осуществляться, исходя из возможностей предприятия, его кредитных ресурсов, которые позволят в определенный срок перейти на природоохранные технологии. Для предприятий малого бизнеса никаких льгот не предусматривается. За загрязнение окружающей среды с них будут спрашивать так же, как и с крупных "коллег".

Сейчас перед Департаментом природопользования стоит задача - утвердить красные линии всех водоохранных зон в градостроительной документации. После этого можно будет предъявлять претензии к предприятиям, находящимся на берегах 140 рек Москвы. Будут также рассмотрены вопросы, связанные с дебаркадерами, ресторанами, магазинами, расположившимися на водных объектах. Однако уже сейчас, по словам главы Департамента природопользования, впервые в истории города правительство Москвы ввело специальные нормы административного взыскания и серьезные штрафные санкции за несанкционированное размещение на водных объектах "средств неплавательного назначения".

Продажа некачественного моторного топлива - бич столицы. Однако до недавнего времени контроль за качеством топлива в Москве, как, впрочем, и по всей стране, отсутствовал. Недавно в городе приняты поправки к закону "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям". Закон приведен в соответствие с КоАП РФ, Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами "Об охране окружающей среды" и "О лицензировании отдельных видов деятельности". Несмотря на активное противодействие Ассоциации участников топливного рынка в законе изменен размер штрафа. Он увеличен до 2500 МРОТ. "Это будет хорошим сдерживающим фактором для любителей продавать бензиновые смеси с присадками", уверен министр.

Среднегодовая температура в Москве - 5,5оС. В Берлине - 10,4оС, в Нью-Йорке - 12,6оС, в Токио - 16оС. Москвичу требуется в 3 раза больше тепла, чем жителю Токио.

"Сейчас Москва, имеющая уже достаточно развитое экологическое законодательство, вплотную приблизилась к формированию Экологического кодекса города", - заявил Леонид Бочин. - Кодекс объединит законы уже действующие с находящимися в стадии разработки и урегулирует отношения между властью, предпринимателями и населением".


26/07/2004
http://www.rosbalt.ru/2004/07/26/171458.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован