09 октября 2008
1516

Леонид Григорьев: Всерьез и надолго

Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев в основном докладе выделил ряд существенных моментов рассматриваемой проблемы.

Прежде всего, Л.Григорьев обозначил несколько рубежей мирового финансового кризиса и отметил, что сейчас пять первых рубежей пройдены, мир находится на шестом рубеже, а седьмой рубеж (угроза паники в сберегательной системе) является критическим с точки зрения мировой экономики. I случае, если этот рубеж будет перейден, то позитивную формулировку рубежей 8-10 заменит негативная (например, "разрушительные последствия для реального сектора", "тотальное недоверие к рынкам" и т.д.).

"Рубежи финансового кризиса"

Рубеж 1 - жилищный кризис в США и "вторичные" бумаги
Рубеж 2 - кризис ликвидности у инвестиционных банков
Рубеж 3 - паралич кредита
Рубеж 4 - кризис доверия
Рубеж 5 - мягкая национализация ключевых банков
Рубеж 6 - экономический национализм, угроза протекционизма
Рубеж 7 - угроза паники в сберегательной системе
Рубеж 8 - ограничение последствий для реального сектора
Рубеж 9 - восстановление доверия к рынкам
Рубеж 1 0 - реформа мониторинга и регулирования международной
финансовой системы

Рассуждая о фундаментальных причинах идущего кризиса Л.Григорьев заметил, что в течение последних двух десятков лет в мировой экономике наблюдался совершенно уникальный по своим масштабам и продолжительности экономический рост. Мировой ВВП (по оценкам МВФ) с 1990 по 2002 г. вырос приблизительно на 42%, а с 2002 по 2008 г. еще почти на 34%. Такой феноменальный подъем не может не сопровождаться возникновением дисбалансов которые, в свою очередь, не могут проходить бесследно для мировой финансовой и экономической систем. В частности, резкий рост цен на энергоносители означает переток ресурсов из частной промышленности развитых стран в страны- экспортеры нефти (в т.ч. и в Россию) и возврат этих средств в экономики развитых стран происходит в лучшем случае в форме вложений в государственные облигации и первоклассные активы.

Уязвимость для кризиса экономики США вызвана "тройным дефицитом": бюджетным, торговым и счета текущих операций. Активы и капитал американской банковской системы с середины 2005 г. находились примерно на одном и том же уровне, а экономический рост при этом продолжался, что объясняет бурное развитие деривативов. Кроме того, финансовая система до 2007 г. не заметила проблемы "плохих" жилищных облигаций, а жилищный кризис дал толчок кредитному. Чистое кредитование коммерческих банков со стороны ФРС достигло грандиозных масштабов. Проблема такой "мягкой национализации" (рубеж 5) состоит в простоте запуска механизма и неоднозначности способов выхода из него. Например, каким образом, сохраняя рыночные принципы невмешательства, должны вести себя государственные финансовые власти, вошедшие в капитал крупнейших банков, при действиях менеджеров этих банков, ведущих к банкротству и потере вложенных государственных средств?

Фактически, констатировал Л. Григорьев, американские финансовые регуляторы, пытаясь осуществлять регулирование американского и мирового финансового рынка, потерпели полный провал при анализе принципиальных системных рисков, более того, "потеряли" год кредитного кризиса для борьбы с системными проблемами; у банков и бизнеса доверие к ним потеряно. Аналогично американский президент не имеет права в разгар кризиса, провоцировать финансовую панику.

Перечисляя проблемы финансового кризиса в России, Л. Григорьев обратил внимание на несколько ключевых характеристик финансовой системы страны:

- низкая доля активов и доля капитала банков по отношению к ВВП, а значит привлечение масштабных кредитных ресурсов внутри страны невозможно, что вынуждает заемщиков обращаться к за рубежным источникам, часто невзирая на условия получения кредита;

- низкая доля акций в свободном обращении, а значит даже относительно незначительные объемы продаж могут спровоцировать падение рынка. В силу слабости рынка и ограниченной ликвидности кризисы на нем ощущаются гораздо острее, чем в развитых экономиках;

- значительный разрыв между накоплениями и сбережениями, составлявший в 2007 г. около 21 %. В этом году можно ожидать снижения разрыва, но не в результате разумных действий правительства по решению проблемы. Все попытки бизнеса получить в свое распоряжение средства на долгосрочное финансирование наталкивались на противодействие денежных властей, сокращавших денежную массу в экономике и фактически ограничивавших долгосрочное кредитование;

- продолжающийся вывоз капитала из страны. Экономический рост при слабости внутренней финансовой системы и концентрации сбережений у государства автоматически приводит к увеличению оттока капитала. Государство экспортирует сбережения, а частный сектор импортирует средства в том или ином виде обратно. При этом часто вывозят прямой капитал и импортируют портфельный.



По мнению Л.Григорьева, в целом антикризисные меры, предпринимаемые российскими властями, соответствуют мировой практике и в некоторых случаях опережают проведение аналогичных мероприятий в западных странах. Россия находится примерно на одной стадии кризиса с другими странами.

Л.Григорьев ожидает в результате текущего кризиса замедления экономического роста. Замедление будет сопровождаться масштабным пересмотром инвестиционных проектов в мировой системе, как и всегда в кризисе выживут более краткосрочные и более эффективные проекты, тогда как более долгосрочные и рискованные проекты со сложной схемой финансирования будут свернуты. Сейчас пересмотр инвестиционных проектов в России идет "полным ходом".


Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.

viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован