23 июня 2008
6324

Леонид Сумароков. Моя `Лениниана` (стихи разного времени и сопроводительный текст к ним).

Здесь предпринята попытка собрать в одном месте некоторые стихи автора о Ленине. Они были опубликованы в разное время и представляют собой довольно специфическое собрание. Объединяет их некий, скажу так, не совсем обычный для данного случая "озорной", впрочем, полный доброй иронии, подход. Автор временами использует подобный подход и в других своих публикациях, но понимает, что именно в данном случае желательно дать специальные пояснения. В качестве материала, где содержатся такого рода пояснения (не хочется использовать термин "оправдания"), автор выбрал одно из написанных им ранее вступлений к стихам, несколько отредактировав и дополнив его.


СОДЕРЖАНИЕ

-ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.
-УСОПШИЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ МИРОМ (HOLY ORDNUNG).
-БРЕСТСКИЙ МИР.
-ОН ТОЖЕ БЕГАЛ В ВАЛЕНКАХ...
-КОГДА БЫЛ ЛЕНИН МАЛЕНЬКИЙ, ОН БЫЛ УЖЕ ВЕЛИК.
-ЛЕНИН В ШУШЕНСКОМ. АППАССИОНАТА.
-КАКИМ БЫЛ ЛЕНИН
-ЛЕНИН И КОШКА.
-ЛЮБИЛ ЛИ ЛЕНИН КРУПСКУЮ?
-МНЕ СНИТСЯ ЛЕНИН.
-ОБРАЗ ЛЕНИНА.
-ЛЕНИН,ПАРТИЯ,МАЯКОВСКИЙ


ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.

Начну с того (далее временами буду писать от первого лица), что тема перезахоронения Ленина усиленно муссируется в СМИ. Она то, казалось бы, слегка затухает, то в какие-то моменты вновь и вновь настойчиво всплывает на страницах наших и зарубежных публикаций. Уверен, что не случайно. Это часть общей кампании с долгосрочными целями. И что бы порой ни говорили ее приверженцы, реально они далеки от мысли, будто все дело в том, что не очень хорошо, если мятущееся тело даже убежденного атеиста покоится не в земле, и пора, мол, навести порядок в этом деле. Почему-то думаю, что если посмотреть внимательнее, то инициаторы подобных постановок - как раз те самые люди, которые выражают недовольство широким кругом вопросов, связанных с нашим историческим и духовным наследием. Например, они являются противниками восстановления мелодии советского гимна, хотят похоронить прежнюю символику, пренебрегая тем фактом, что элементы подобной символики довольно широко используется в мире в качестве государственных реквизитов ряда стран, в том числе далеких от коммунистической идеологии. Это касается и других вопросов.

Впрочем, если говорить о символике, тема не новая, и иногда здесь доходит до курьезов. В свое время правители некой страны предъявили претензию армянскому руководству в связи с тем, что у них на гербе изображена гора Арарат, которая более не является частью территории республики. Претензию прокомментировал бывший российский министр иностранных дел Воровский. Он заметил, что на флаге той самой страны, от имени которой выражалась претензия, изображена луна, правда не момент своего апогея, а в виде полумесяца, но сути это не меняет. Воровский остроумно заметил, что это не может означать претензии на обладание луной. В ответ последовало молчание, и вопрос был снят сам собой. Так что в подобных случаях надо действовать осмотрительно, чтобы, как говорится, "не вляпаться в историю". Есть и другие, более свежие примеры.

После публикации в Наследии в 2005г "Озорных стихов" по итогам своего участия в пушкинском конкурсе начинающих поэтов в Лондоне, получил ряд писем, в том числе с вопросами, прежде всего, по "ленинской" тематике. Если коротко, порой в них чувствовались, если не упрек, то недоумение: зачем выбраны такой подход и стиль, раз в целом, несомненно, видно позитивное отношение автора к фигуре Ленина (что абсолютно верно - ЛС). В указанной публикации я уже пытался дать какие-то объяснения и раньше, но, видимо, их оказалось не достаточно. Постараюсь ответить более подробно. Не знаю, удастся ли сделать мой ответ убедительным, но, по крайней мере, пишу искренне. Впрочем, излагая свою позицию, никому ее не навязываю.

Как-то прочел публикацию одного западного корреспондента то ли в Би-Би-Си, то ли еще где-то в портале Инопрессы, в данном случае это не суть важно. Пишет, если речь идет о вере в смысле религии, образ божества д.б. беспрекословен, иначе говоря выше всякой критики. С этим спорить не собираюсь. Но марксизм-ленинизм - не религия, это научное учение. Его авторы отношения к богу имеют специфическое. Они всего лишь обычные, хотя и очень талантливые люди (помните у Маяковского, поэма "Владимир Ильич Ленин": -он был человек до конца человечьего...). "Обожествление" в данном случае не нужно, оно не уместно и, провоцируя на критику, просто вредно. Ибо подобные примитивные, порой сознательные и даже злонамеренные попытки фетишизации, к сожалению, имели место и не всегда получали должную оценку, не говоря уже об отпоре. Впрочем, элементы такого "обожествления" пришли не сразу и, казалось бы, из самых благонамеренных побуждений.

В одной из предыдущих публикаций упоминал замечательные и, считаю, не в полной мере оцененные, в том числе и былым партийным руководством, рассказы Зощенко о Ленине. На мой взгляд, они и сегодня, да и вообще в любой разворачивающейся предвыборной кампании (отмечу, что эти строки писались накануне такого рода кампании - ЛС), в чем-то могут служить художественным образцом представления личных качеств лидера. Впрочем, судите сами, а я с этой целью позволю себе небольшое отступление.

Передо мной книга с циклом около полутора десятков рассказов Зощенко о Ленине, написанных для детей (и, замечу, как иногда справедливо пишут, не менее полезных для взрослых). Так что же выносит читатель, прочтя эти рассказы? А вот что (далее беру слова и характеристики прямо из авторского текста, в том порядке, как они фигурируют в заключительной части каждого из отдельных рассказов писателя). Оказывается, наш тогдашний революционный лидер был "очень правдивый, смелый, трудолюбивый, организованный, целеустремленный. К тому же, волевой, находчивый, изобретательный и наблюдательный. Одновременно простой и добрый, скромный, внимательный к людям. Он думал, прежде всего, о других, а потом уже о себе. Был справедливым и бескорыстным. Готов был признавать сделанные им ошибки. Любил и берег природу, ценил её красоту".

Никогда не поверю и не соглашусь с тем, если кто-то скажет, что Зощенко писал свои рассказы не искренне, а по соображениям конъюнктуры, пытаясь угодить властям. Или, что кто-то вынуждал его писать эти рассказы! Чушь. Тысячу раз "нет". Не тот случай. И ведь что верно, то верно: о Сталине не писал! Да будь тогдашнее руководство подальновиднее, Зощенко за создание такого образа лидера следовало бы всячески поощрить, а не подвергать жестокой, не справедливой, не умной и унизительной критике. (Подробнее - в статье автора "60 лет Постановлению ЦК КПСС по журналам "Звезда" и "Ленинград". Печальная ошибка идеологии прошлого и ее отголоски"). И вот теперь (парадокс и ирония истории), чтобы восстановить правду о нашем тогдашнем коммунистическом лидере, надо читать чуть ли ни "диссидента" Зощенко (слово это, введенное в практику при Андропове, тогда еще не было в моде, а то бы ведь назвали!).

Но может быть, кто-то скажет, что это, мол, упрощенный, а то и примитивный подход, пригодный только для детских книжек? Нет, конечно. Все эти качества важны для лидера не только в детском понимании, но и с позиции вполне взрослых избирателей. Наверное, человека, в том числе и с такими качествами, и должен порекомендовать Путин в качестве своего преемника (еще раз напомню, этот текст писался, когда Президентом был Путин, ближе к концу срока пребывания на этом посту, и от него ждали подобной рекомендации). Вот только, где бы об этом перед голосованием можно было почитать? Руководители соответствующих избирательных кампаний почему-то о такого рода вещах порой забывают (но может быть считают, что все это как бы само собой разумеется? Сомневаюсь.). Забывают о необходимости отразить чисто человеческие качества лидера и помочь создать его нравственный портрет. Так ведь это не верно. Ошибка. Сказывается отсутствие идеологии. Прав Сурков-то, когда писал в одной из своих публикации: нельзя без нее. А в этом деле и тем более.

Итак, перечисленные выше качества (а в данном случае это правдивость, честность, справедливость) важны для лидера и не только как пример для воспитания детей. Разумеется, следует добавить к ним ряд других. Например, способность принимать эффективные решения, глубокое понимание вопросов внутренней и внешней политики, гибкость мышления и способность обучаться с тем, чтобы не повторять ошибок, позитивный опыт руководителя по результатам его предыдущей работы, способность проводить доверенную ему линию и т.д. (вот здесь и могли бы высказаться политологи). Трезвый образ жизни, хорошее здоровье и работоспособность тоже, отнюдь, не последние факторы, а ведь подобные вопросы иногда выходят на первый план. Автор использовал высказанные соображения в своих публикациях во время избирательной кампании Медведева. Ну и под конец этого отступления выскажу свое мнение: именно таких качеств не хватило Горбачеву и особенно Ельцину, для того чтобы стать действительно достойными лидерами.

Кто-то упрекнет автора, опять, мол, не удержался, чтобы ни лягнуть прежних лидеров. Имею в виду, в частности, свою статью, связанную с бриллиантовым юбилеем Ельцина: "Он дал "свободу", но забыл о справедливости". Верно, но лишь отчасти. Основная же причина здесь в другом. Действительно, почему из всех вопросов, связанных с оценками бывших лидеров, приведших страну на грань катастрофы, автор выделил тему справедливости? Потому что именно это понятие, поддающееся реальному измерению, и является своего рода лакмусовой бумажкой зрелости устойчивого развития общества. В отличие от абстрактного, очень дискуссионного и допускающего спекулятивные толкования понятия "демократия" (см. "Дискуссию о "суверенной демократии"...", воспроизведена в Наследии от 6 сентября 2006г со ссылкой на "Российскую газету"). Кстати, в указанной дискуссии понятие и сам термин справедливости практически отсутствует. Может, и были, но в обзор не попали. Впрочем, заранее отвергаю возможные упреки в отношении того, что автор отрицает фундаментальное значение понятия демократии, хотя и разделяю точку зрения, высказанную одним из участников дискуссии (Иваненко), что "демократия - это средство, и никто никогда не говорил, что это цель".

Но написано Зощенко все это, наверное, в присущем только ему, специфическом виде, который очень трудно перепутать с кем-то другим, во всяком случае, совершенно не характерном для других описаний пролетарского вождя. Думаю, в чем-то можно сказать "озорном", но полном дружеской симпатии и одновременно иронии стиле. Впрочем, судите сами. Чего стоит, например, одно лишь начало рассказа "Серенький козлик": - "Когда Ленин был маленький, он почти ничего не боялся". Или рассказ "О том, как Ленин перехитрил жандармов", где заявил одному из них, подставив при обыске в высоком книжном шкафу стул: "Чем при вашем маленьком росте тянуться - встаньте на этот стул и начинайте проверять мои книги" (а надо отметить, что, по Зощенко, революционные книги у Ленина в Шушенском находились внизу, и пока до них дошла очередь, жандармы изрядно подустали и потеряли бдительность). Или одно лишь место в рассказе "О том, как Ленину подарили рыбу". В нем говорится, что по поручению какой-то артели рыбаков, один из них в голодные годы гражданской войны, попадает в кабинет к Ленину. Тот, как пишет Зощенко, как раз сидел за столом со стаканом чая и "завтракал сухарем". Выполняя поручение, рыбак пытается преподнести Ленину нехитрый подарок и в смущении бормочет: "Закушайте, Владимир Ильич. Исключительно вкусная рыба. Поймали прямо в воде ...".

Кстати, случайно или нет, но именно эти рассказы долгое время не публиковались. Автора, как известно, жестоко критиковали в тогдашней партийной прессе. Впрочем, организатор критики Жданов не решился затрагивать ленинскую тему, хотя допускаю, именно ее прежде всего имел в виду. Вразнос, критикуя Зощенко, необъяснимым образом "отыгрался" на невинном совершенно великолепном, детском рассказе "Приключения обезьяны" про мартышку. И вот официальная пресса в течение какого-то времени почти перестала замечать Зощенко, включая даже его, не побоюсь этой характеристики, эпические рассказы о партизанах, а заодно и "ленинские" произведения. Высокая и не оправданная цена.

Приходят на ум и воспоминания сестры Ленина Марии Ильиничны. Не уверен в точности в выражениях (пищу по памяти), но смысл таков: у маленького Ленина голова была так велика, что он ей вечно обо что-то бился. Не в обиду людям, которые не разделяют мой подход, позволю себе такое сравнение: ну прямо, как малыш Белолобый, у Чехова. Родственники говорили: ну этот будет либо очень умный, либо совсем наоборот. Есть много и других подобных примеров, в общем-то, вполне жизненных и отнюдь не злых. Однако со временем, они постепенно исчезали из обращения. Так говорить уже не то чтобы не позволялось, но некоторые ранее использовавшиеся характеристики и выражения почему-то как бы забывались. Впрочем, до поры до времени, действовали и фактические, хотя не афишируемые, реальные запреты. Например, не разрешалось публиковать хранящиеся в архивах фотографии смертельно больного Ленина. Впрочем, уверен, это было правильно и делалось из чисто гуманных соображений.

Злонамеренные нападки и публикации пошли позже, при А.Н.Яковлеве и его агитпропе, когда, все более заметно, начала меняться сама идеология. И вот Яковлев, пробравшись к власти и, словно по злой иронии судьбы, возглавив идеологическое направление, начал говорить о вожде-иконе. Надо, мол, уходить от подобного подхода. Звучало вроде бы правильно, логично и на определенном этапе возражений не вызывало. Однако, появилось все это не случайно как часть долгосрочной кампании. Это была лишь уловка с далеко идущими планами и последствиями.

Уже вскоре был организованный агитпропом телерепортаж с фабрики, где изготовлялись ленинские бюсты. Последовали язвительные насмешки. И простоватый, а может быть и слегка подвыпивший работяга-формовщик, сбитый с толку специально подобранными корреспондентами, напористыми, как стая спущенных и почуявших добычу легавых, снятый на фоне подготовленных для обжига бюстов, в конце беседы как-то неуверенно произносит: -Ленин нужен, как же без Ленина? А чуть позже вслед за крылатой фразой жулика и прохиндея Остапа Бендера из романа «Двенадцать стульев»: "Вот наделали делов эти бандиты Маркс и Энгельс" новоиспеченный колченогий член политбюро Александр Яковлев скажет: -Ленин - бандит. Хотя де-факто "архитектором", фактически заложившим в стране основы бандитского капитализма, в его худшей в отношении справедливости форме - олигархической, а стало быть и преступным вдохновителем и главарем, естественно считать самого Яковлева. Яковлев - крестный отец получившего специальное название в мировой практике "воровского капитализма". Колоссальное расслоение общества, развал страны, обнищание, другие, связанные с этим проблемы и даже вымирание населения - во многом его "заслуга", и он никуда от этого не денется.

Вот примерно такая логика, иначе говоря, своеобразный протест против циничного испошления образа, и привели меня к озорным стихам. Думаю, злую глупость можно иногда перебить доброй иронией, признаю, порой замаскированной под другую, наивно-добрую глупость (помните у Булгакова: -подобное лечат подобным...). В чем-то напоминает стиль примитивистов, если обратиться к аналогии с художественным ремеслом. Разумеется, ничего бы этого не потребовалось, ни развяжи Яковлев свою кампанию.

Ясно, однако, что сама идея "озорного подхода" совсем не моя. Я порой, не так уж редко, сталкиваюсь с чем-то подобным в других случаях и у других людей. И это не "кондовая", хотя на деле отнюдь не такая уж глупая кажущаяся русская придурь, характерная, кстати, для русского фольклора и близких к нему произведений. Её, как и некоторые другие особенности русского характера, трудно, а м.б. и бессмысленно объяснять иному иностранцу. (Впрочем, возможно не стоит быть столь категоричным, нечто подобное встречал и в сказках некоторых других народов). А, перечитывая, к примеру, "Конька-Горбунка" Ершова, восхищаюсь, дойдя до места, когда наш герой, поймав Жар-птицу, и казалось бы выполнив задачу, не спешит уехать с заколдованного места. Остается еще на какое-то время, несмотря на увещевания своего четвероногого друга, что надо торопиться, чтобы успеть выполнить строгий по времени указ царя. Озорничает, говорит: -Дай ты птиц-то мне пугнуть.

Кто-то из авторов писем спрашивал, есть ли у меня что-то еще? Есть немного. Для иллюстрации описанного выше подхода, еще пару-тройку (на самом деле их из серии Ленин с "человеческим лицом" больше), пожалуй, приведу.


УСОПШИЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ МИРОМ (HOLY ORDNUNG).

Говорят, когда вздумали бальзамировать Ленина.
Он на миг вдруг очнулся и пытался роптать.
А ему говорят: извини, это временно.
А позднее тебя захоронят опять.

Пусть увидит тебя крестьянин с Сибири,
И пусть рикша с Китая, и негр с Зимбабве.
И скомандовал кто-то: "Валяй! Три-четыре!",
Ну и сделали так, как решили в Кремле.

И начальник подумал: мы его, мол, клонируем.
А если мощи Христа вдруг удастся сыскать.
Оживим и его. И в дворце депонируем,
Пусть правительствам будут советы давать.

Ну а церковь тем временем канонизирует
Ещё сотню-другую самых светлых святых.
Скажет Папа: "Валяй!". И наука клонирует
И тем самым бессмертие будет у них.

Справедливость и разум воцарят во всем мире
Люди биться не будут и друг друга взрывать.
Так скомандуй, начальник, скорей: "три-четыре!"
Очень хочется счастья чуток повидать!

А вообще говоря, если выступить грамотно,
Можно будет историю всю поменять.
Тут японцы решили клонировать мамонта
И просили клочок его шерсти прислать.

Ну и мы согласились. Это ведь не Курилы.
Попросили лишь фото, чтоб народ видеть мог.
Так они нам прислали вдруг монстра-гориллу!
Да ещё обругали за научный подлог.

Что ж, ошиблись маленько. Перепутали верно.
Тетя Маша в музее не тот взяла вид.
Так ведь завтра, решат: воскресите Эйнштейна,
Ну а им Франкенштерна тетя Маша всучит.

Вечно ходим вслепую вокруг мы, да около
Нету ясности в целях, а дело стоит!
Лично я предложил бы клонировать Гоголя,
Пусть он "Мертвые души" допишет свои.

А вообще-то, конечно, вопрос это принципа,
Тут не дай нам Господь ошибиться опять.
Воскресим, не подумав, Гаврилушку Принципа,
Он прибьет Фердинанда, а нам воевать!


БРЕСТСКИЙ МИР.

Однажды Ленин Троцкого, увидевши по случаю,
Затеял с ним серьезный и важный разговор:
Скажите, как там движется вопрос вам ЦИК порученный,
Такой необходимый всем мирный договор?

Но Троцкий тогда Ленину стал баки заколачивать,
Что с договором трудно, хоть он здесь без вины.
И Ленина таким он подходом озадачил,
Что тут, мол, нужен принцип: ни мира, ни войны.

А, надо сказать, Троцкий хитрюга был ужасный,
Он с кайзером втайне уже сварганил Брестский мир.
И Ленин, нутром чувствуя подобную опасность,
Хотел, пардон, как в шашках, загнать его в сортир.

Но, как ни странно, Троцкому успех порой сопутствовал
И многим тогда в партии он мысли замутил.
А залихватский лозунг перманентной революции
Не только Ленин, Сталин не сразу раскусил.

И вот хитрюга этот, чьи мысли на помойку,
Планировал нагадить, притом и там и сям.
И он еще до Горби задумал перестройку,
Хоть, слава богу, поняли и выперли к чертям.

Но мину заложил он замедленного действия,
Она то и сработала, и все мы здесь грешны,
В начале через Горби, чуть позже через Ельцина.
А суть осталась та же: ни мира, ни войны.


ОН ТОЖЕ БЕГАЛ В ВАЛЕНКАХ...

ЭПИГРАФ (Из детского стихотворения 40-х годов).
Когда был Ленин маленьким, ...он тоже бегал в валенках.

ВСТУПЛЕНИЕ
Когда был Ленин маленьким, точнее, очень маленьким,
Ну, чрезвычайно маленьким, ну маленьким совсем,
Он тоже бегал в валенках, но только очень маленьких,
Сан`тиметров так восемь, а может даже - семь.

Но если откровенным и точным быть, тем паче,
Сказать нам трудно правду о маленьких ногах.
Поскольку при царизме все мерялось иначе.
Побольше - так в аршинах, поменьше - то в вершках...

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
Итак, когда-то Ленин был, скажем прямо, маленьким,
Но все же не настолько, чтоб не соображать.
Он бегал себе в валенках, но чрезвычайно маленьких,
Ну, не совсем уж маленьких, а чтобы ног не жать.

И вот однажды Ленин бежит в ма`газин шибко,
Но все же не настолько, чтобы рекорд побить.
Его послала мама купить маленько рыбки,
Ну не совсем уж мало, а чтоб ухи сварить.

А царские жандармы уже за ним следили,
Но все же не настолько, чтоб враз арестовать.
Они же понимали, что он не полной в силе,
И в Шушенское рано его пока что слать.

И вдруг жандарм видит, что Ленин совсем рядом,
Тогда он для острастки решил его схватить.
И увидав ограду, жандарм залег в засаду.
Но все же не настолько, чтоб смог перехитрить.

И потому в засаде он пролежал напрасно,
Ну не совсем напрасно, коль правду говорить,
Поскольку в результате охранке стало ясно,
Что Ленин, хоть и маленький, но с ним нельзя шутить.

И царские жандармы еще сильней следили.
А дело об аресте уже заведено,
И если бы ни хитрость, его б давно схватили,
Они-то ждут у двери, а он от них - в окно.

Они к окну скорее, а там его уж нету.
То в Польше, то в Финляндии. Жандармы сбились с ног.
Но он их словно дразнит, к тому ж смеясь при этом.
А вскоре Ленин вырос и всех их превозмог.


PS. КОГДА БЫЛ ЛЕНИН МАЛЕНЬКИЙ, ОН БЫЛ УЖЕ ВЕЛИК.
Когда был Ленин маленьким, он был уже велик... (Наивные стихи о броневике и валенках с современным подтекстом).
Эпиграф: -Когда был Ленин маленьким, он тоже бегал в валенках...
Известное стихотворение для детей. Середина прошлого века.
Предисловие с пояснениями к этому стихотворению может быть взято из более ранней публикации автора в портале Виперсон `Моя Лениниана`.

ВВЕДЕНИЕ
Когда был Ленин маленьким, он был уже велик.
И часто, снявши валенки, влезал на броневик.
А чтоб не поскользнуться, он четко понимал,
Что надобно разуться и валенки снимал.

Но, броневик, понятно, не настоящий был.
Его районный Плотник для детских игр срубил.
И опыт пригодился влезать на броневик,
Он многого добился, наш главный большевик

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
Чтоб правды не обидеть, что мне ни говорите,
Пророк был этот Плотник, а не простой мужик.
Как он сумел предвидеть, ну сами посудите,
Что Ленин на Финляндском взойдёт на броневик?

Известно, что история, порою, повторяется.
В начале, как реальность, а позже иногда
Вдруг, в чем-то и похожим, но фарсом обращается.
Взять хоть, к примеру, Ельцина. Послушайте сюда.

Ну, для чего, простите, Б.Н. на танк взбирался?
Он, несомненно, Ленину пытался подражать...
Вот фарс и получился. К тому ж опять надрался.
Спасибо, был не в валенках, ведь мог не устоять...

И все же, остается вопрос, отнюдь, не маленький:
Дались поэту валенки, пришей к губе рукав!
Да в том-то вся и штука, что Ельцин сам был валенок.
Но олигархам нужен. Неужто я не прав?

Возможно, кто-то скажет, что Ельцин дал свободу.
А как со справедливостью? Что с ней произойдет?
Но он решил, все сразу нельзя давать народу,
А справедливость? Бог с ней, быть может и придет.

ПОСТСКРИПТУМ
Хочу просить читателя: за шутку не корите.
Ведь броневик из дерева, конечно, - ерунда.
А что до остального, то сами рассудите,
Где правда, а где выдумка. Извольте, господа.


ЛЕНИН В ШУШЕНСКОМ. АППАССИОНАТА.

Когда был Ленин в Шушенском, ну где его сослали,
Он получал посылки, куда они и шли.
Тут мы одну историю не так давно узнали,
И для тебя, читатель, её приберегли.

В то время еще мама жива была у Ленина
И очень не хотела, чтоб Ленину скучать.
И хоть и понимала, что он в Сибири временно,
Подумавши, решила рояль ему послать.

Конечно, было б проще там с флейтой или скрипкой,
Ведь Ленин и на них бы прекрасно мог сыграть.
Но мать решила иначе. И было бы ошибкой
Теперь ее за это публично упрекать.

И именно тогда-то, открыв рояля крышку,
Вождь Аппассионату крестьянам стал играть.
Но вот что получилось, точней сказать, что вышло:
Крестьяне стали прыгать, смеяться и плясать.

А после крестьяне устроили овацию,
И стало очевидно, что Ленин люб и мил.
И если бы я раньше не верил в медитацию,
То после сцены этой я б мненье изменил...

А Ленин, улыбнувшись, подумал: эх, ребята,
Ведь под такую музыку положено молчать.
Ведь это не Камаринский, а Аппассионата.
Позднее разберутся. Не стану их смущать.

И Ленин вдруг задумался о будущем России
И видел многих судеб грядущий поворот.
Он рассуждал как гений, пророк или мессия.
А люди и не знали, чего их вскоре ждет...

А чуть позднее с Лениным крестьянские ребята
Начали в паровозики вокруг костра играть,
И Ленину досталось быть вагоновожатым
И дети так смеялись, что трудно передать.

А Ленин делал змейку, свистел на повороте
И маленькую девочку на руки даже взял.
А позже, наигравшись, он приступил к работе
И тезисы апрельские всю ночь сидел писал.

А царская охранка в отчете написала,
Что Ленин исправляется. Горазд с детьми играть.
Балуется роялью. Листовок пишет мало.
И ежели так будет, то можно отпускать.

А позже вместе с Лениным соратники шутили
Как царскую охранку перехитрить он смог.
Ведь что бы там ни думали и что ни говорили,
А в этом самом деле рояль ему помог!


КАКИМ БЫЛ ЛЕНИН

*ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ И ЭПИГРАФОВ:
-На вопрос, кто такой Ленин, российские школьники ответить не могли (из январской передачи Си-эн-эн, 2002 год).
-Иные люди думают, что Ленин не был маленьким. Что был он только взрослым и был таким всегда. Конечно, это верно, что был он низкорослым, но то, что не был маленьким, простите, ерунда.
-Когда был Ленин маленький, он тоже бегал в валенках (из старого детского стихотворения 30-х - 40-х годов).

Которые моложе, про Ленина не знают.
А кое-кто постарше забыли про него.
Так был ли Ленин вовсе? Историки гадают.
А если был, какой он? Узнать бы у кого...

*ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
Бежит годами время. История стареет
И обрастает сплетнями, как мхом дно кораблей.
Про Ленина болтают все больше и глупее,
Пока еще не поздно, сходите в мавзолей!

А то ведь вдруг окажется, что Ленин был с рогами,
С одним и круглым глазом, огромный как циклоп!
С длиннющей черной гривою, зато с тремя руками,
Ел часто и помногу, притом один укроп.

Что это генетический сработал, дескать, фактор,
И он, мол, игнорируя законы все подряд,
Отправился в Чернобыль, забился там в реактор,
Набрался радиации, вот сам и виноват!

Другие пишут Ленин, при всем его величии,
Был по размерам мелкий, то есть ростом небольшой.
Но что хоть факт подобный присутствует в наличии,
Писать вот так о Ленине не очень хорошо.

Про Ленина, мол, надо писать всегда возвышенно,
А мелкие детали из текста исключать,
Иначе есть опасность сказать чего-то лишнее
Или, что тоже плохо, чего-то не то сказать.

... (Далее пропущено несколько четверостиший, они есть где-то в других публикациях портала).

Да нету таких наций, которые умнее,
Которые бог их выбрал, как нации господ.
Ну, а вот люди разные. Один рожден добрее,
Другой, напротив, злее. И так любой народ.

Неужто же не ясно, в народах нет различья,
Араб он или негр, католик иль раввин?
Народы одинаковы. Есть разные обычаи.
Есть разные религии. А бог у всех один.

*ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Когда был Ленин маленьким (не в смысле габаритов,
А в смысле, так вам скажем, его, ну что ли, лет),
Уже родные знали: он будет знаменитым!
Вот так оно и вышло. А что болтают - бред.

А если, кто-то думает, сомнений не имея,
Что, дескать, он огромный, здоровый был мужик.
То мы вам скажем прямо, что это ахинея.
Он был как все другие, и тем он и велик.

Ведь дело-то, понятно, не в голливудском виде
И не в гигантском росте, а в мощности идей.
И Ленина за это олигархи ненавидят,
И так он популярен у всех простых людей!



ЛЕНИН И КОШКА.

Я недавно увидел фотографию Ленина,
Он сидел на скамеечке с кошкой в руках.
С фотографии видно, что кошка беременна.
Или, как говорят иногда, на сносях.

И увидевши фото мне подумалось: братцы!
Ведь со дня его смерти прошло много лет!
Так каким же был Ленин? Пора разобраться.
Наболтали, что в пору идти тушить свет!

Кто считает плохим, кто - не очень хорошим.
Не любил божьих тварей и к людям был сух.
Чепуха это все! Ведь любил Ленин кошек.
И любил своих близких. И вообще всех вокруг.

Ну зачем к Ильичу села б вдруг на колени,
Растянулась блаженно и стала мурчать?
А я так вам скажу: то, как добр был Ленин,
Даже кошка инстинктом сумела понять!

Пусть болтают, что Ленин недолюбливал кошек,
Что все время ругал их и гонял со стола.
Это выдумки! Ленин был очень хорошим,
А иначе бы кошка к нему не пошла!


ЛЮБИЛ ЛИ ЛЕНИН КРУПСКУЮ?
(Крупская, Ленин, Троцкий - и несколько фривольная версия о причинах развития некоторых исторических событий).

-ВСТУПЛЕНИЕ: СПРОСИЛ У БАБКИ ВАНГИ Я...
Спросил у бабки Ванги я: -любил ли Клинтон Монику?
Губами бабка шамкнула и отвечала "yes".
Она стажировалась и учила экономику,
А Клинтон в Белом доме под юбку к ней залез.

Потом спросил у бабки я: любил ли Ленин Крупскую?
Тут бабка долго думала, призвав весь свой талант.
И изрекла: любил он. Одну, похоже, русскую.
Другую же - не русскую, с фамилией Арманд.

-ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Известно, что у Ленина, как говорят, в наличии
Детей от Крупской не было. И все же в чем вопрос?
Ведь дело это в общем-то довольно-таки личное.
Но Троцкий постоянно совал свой длинный нос.

И, видимо, от Троцкого пошла такая сплетня,
Что, дескать, Ленин Крупскую не очень-то любил
И даже отношенья их, довольно многолетние,
Случайно ли, намеренно, собака, испошлил.

Недавно в Интернете я встретил сообщение,
Что в Латвии полковник жил с фамилией Арманд.
И люди сомневаются, не сын ли он, мол, Ленина?
И не с его ли матерью Ильич имел роман?

Что ж, дело-то житейское. Обратно ж, - революция.
Но ведь была у Ленина законная жена -
Надежда Константиновна. Для близких - Надя Крупская.
И люди стали спрашивать, а что ж тогда она?

Спросили у историка: любил ли Ленин Крупскую?
Историк призадумался, губами шевелил.
Потом вдруг, улыбнувшись улыбкой доброй, русскою.
Сказал: -да нет сомнения, конечное, любил!

Всё ж кто-то усомнился в таких словах историка,
(Ведь он сказал не сразу, губами шевелил).
И вымолвил вполголоса, что это лишь риторика.
Что он любил Армандиху, а с Крупской просто жил.

Историк же настаивал: отбросьте мысли эти,
Ведь люди твердо знают, что Ленин всех любил.
А стало быть и Крупскую. И даже, мол, заметьте,
Иные поражались, откуда брал он сил?

Но именно за это любили люди Ленина,
И ходоки в приемной сидели стар и мал.
А он поил их чаем с лимоном и варением.
Но Троцкий был на входе и многих не пускал.

А, надо сказать, Троцкий мешался очень Ленину,
Интриговал, двурушничал и Брестский мир сорвал.
И Ленин себя чувствовал порою неуверенно,
Поскольку тот все время во все свой нос совал.

-Ведь это ж только Троцкий придумать мог такое!
Заметил как-то Ленин в присутствии жены.
Он, видимо, настолько дошел там с перепоя,
Что немцам выдал формулу: "ни мира, ни войны".

То есть как это ни мира и ни войны, простите?
Ведь тут концы не сходятся, и что-то тут не так.
И как тут ни кумекайте, и как тут ни вертите,
А все же получается не дело, а бардак.

Вот так оно и вышло. Бардак и получился.
А Троцкого и дальше никто не мог понять.
Тем более, что вскоре он за границу смылся
Но ленинскому делу не перестал мешать.

А Крупская, конечно, на Троцкого сердилась
И жаловалась Сталину, мол, невозможно жить.
И в результате мнение в политбюро сложилось,
Что Троцкого желательно в сортире замочить.

-ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ.
Ну, Троцкого пришили. И именно тогда-то
Вопрос "а в чем причина?" поднялся и завис.
А я скажу вам прямо: шерше ля фам, ребята.
Все дело либо в Крупской, либо в швейцарской мисс.


ИЗ АЛЬБОМА СТИХОВ.
(К годовщине смерти Ленина).

МНЕ СНИТСЯ ЛЕНИН.

Вчера мне посчастливилось во сне увидеть Ленина,
Я с просьбой обратился к нему - поговорить.
Но, видно, моя просьба случилась не ко времени,
Он предложил беседу немного отложить.

Возможно, что был занят. А может - нездоровится.
А, может быть, наслушавшись рассказов ходоков,
Он захотел ко встрече получше подготовиться,
Забыв, что не командуем мы расписаньем снов.

Признаться, я расстроился. Слегка, как говорится,
Что мне возможность эту придется упустить.
А вдруг да он теперь уж мне долго не приснится?
Ведь мне так много надо понять и обсудить.

Но просьбою своею не стал терзать я Ленина
Уж раз сейчас не может, придется пере`несть.
Мне важно - он согласен. А встреча - дело времени.
Я знаю, как он занят, чего же буду лезть?

И вот я нынче думаю, когда он вновь приснится,
То мы с ним все обсудим, как говорят, сполна.
Но главное, спрошу я, не стану в том таиться:
Скажи, товарищ Ленин, куда идет страна?

Не знаю, что мне Ленин сказать на это сможет,
И даже допускаю, что он не знает сам.
Возможно, скажет: -ежели Господь нам всем поможет,
То справедливость снова в страну вернется к вам.

А я почти уверен, что сон был этот вещий
И мне Господь послал его, чтоб дело прояснить.
Чтоб пусть хоть у кого-то был ясный взгляд на вещи:
Куда грести России и как нам дальше жить.


ОБРАЗ ЛЕНИНА

Я случайно увидел фотографию Ленина,
И в сознаньи возник светлый образ вождя.
А при этом подумал, как все бренно и временно,
Как полоска тумана летом после дождя.

В пирамиде ацтекской его схоронили,
А ведь он и не думал о славе такой.
То позднее грузина к нему подложили,
А потом вдруг убрали, закопав под стеной.

Ради бога к нему никого не кладите,
И оставьте в покое останки его.
Иноземцы! Не суйтесь в чужую обитель,
Неужель у вас нет ничего своего?

Или, может, в преданиях вы не читали,
Как иных хоронили в хрустальном гробу,
Чтоб живые, увидевши их, представляли
В том обличии чье имя в сердцах берегут?

И пускай олигархи в богатстве купаются,
И в угаре чумном буйно празднуют пир.
Справедливость вернется к нам. Все возвращается
На круги своя. Так уж устроен наш мир.

В голове возникает, порой, образ Ленина,
Он стоит, улыбаясь, в легком темном пальто.
И в душе ощущенье: пусть все зыбко и временно
Но идей справедливых не разрушит никто.


Леонид СУМАРОКОВ.

2008-06-23
www.nasledie.ru

PS. Фрагмент из Апрельского (2009) эссе автора
О ЛЕНИНЕ, ПАРТИИ И ПЛАЧУЩИХ БОЛЬШЕВИКАХ
*Партия и Ленин близнецы-братья. Кто более матери-истории ценен? Мы говорим Ленин, подразумеваем – партия. Мы говорим партия, подразумеваем – Ленин (В.Маяковский).
*Фрагмент из Апрельского (2009) эссе автора: «Интервью Н.Рыжкова в «Эхо» и моя полемика с Маяковским об одном его ошибочном представлении».
В этом интервью, отвечая на один из вопросов, уважаемый Николай Иванович говорит о своих, начиная с некоторого этапа, расхождениях с Горбачевым. Позднее они приняли глубинный характер. Мне кажется, люди это давно чувствовали, но, к сожалению, заявление запоздало. Уверен, если бы оно было сделано своевременно, бывшего премьера многие бы поддержали, может и наша история пошла бы по-другому. А тогда было много разочарований. Позднее и Горбачев выскажется, что, встретив Ельцина, руки бы ему не подал. Куда вы раньше-то смотрели, господа - бывшие партийцы?

Рыжков - человек, безусловно, честный и порядочный. В своей области, в качестве директора крупнейшего завода - специалист знающий и очень полезный. Он фактически "герой Спитака", получил только за эту свою тогдашнюю позицию всеобщее признание. И все же, думаю, человек в то время оказался не на месте, а среди тех, кто серьезно противостоять Горби в свое время не смог, и страну погубили. За свои робкие попытки как-то противостоять, получил в некоторых кругах прозвище "плачущего большевика". Большевик -то, он тоже разный бывает.

Ну а теперь о моей "полемике с Маяковским". Напомню фрагмент из исходного стихотворения: "О плачущих большевиках": - Если бы выставили в музее плачущего большевика, весь день бы в музее торчали ротозеи. Еще бы - такое не увидишь и в века! (Поэма "Владимир Ильич Ленин"). А вот что у меня:

-Дорогой Маяковский, я Вас часто читаю.
И душой принимаю пафос Ваших стихов.
Ваши мысли о партии я разделяю,
Кроме тех, где про "плачущих большевиков".

Времена-то другие. И если б в музее
Кто-то выставил нынешних большевиков,
То увидели б Горби господа-ротозеи,
Рядом с ним - кто попало. А поодаль - Рыжков.

Кто-то скажет: придет же поэту химера,
Да народ и от Горби уж изрядно устал!
А он вспомнил сегодня отставного премьера!
Что ж, иной все проплакал, а другой - заболтал.

Дорогой наш поэт! Мы Вас так уважали!
Ну откуда ж Вы взяли и внушали нам всем,
Будто все коммунисты из кремня и стали,
Нет средь них проходимцев или слабых совсем?

Ну, давайте признаем, Вы же нас обманули!
Для чего обобщили, написав такой стих?
Большевик тоже разный. Как же Вы не смекнули,
Что примкнут, кто попало? Вот и бьют нас за них.

Леонид СУМАРОКОВ

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован