14 ноября 2008
5795

Лев Додин: Красота театра спасает мир

Немного лет прошло с того дня, когда, по решению Генеральной ассамблеи Союза европейских театров МДТ получил статус Театр Европы - третьим после парижского Одеона и миланского Пикколо. И еще один прорыв, еще один вклад России, Петербурга в мировую культуру. Художественный руководитель Малого драматического театра - Театра Европы Лев Додин награжден самой престижной европейской театральной премией За выдающиеся достижения в области театрального искусства (Европа - Театру) - 2000.

Ростки режиссерского таланта Додина зарождались, видимо, еще в Театре юношеского творчества у М.Г. Дубровина, набирали силу в Ленинградском театральном институте, взлелеянные гением Б.В. Зона, на последнем его курсе, который он, Зон, выучил до конца. А окрепли в первой пробе - дипломном спектакле Первая любовь по Тургеневу, поставленном на ленинградском телевидении в 1966 году с участием приглашенных прекрасных актеров. Затем - преподавание на курсе З.Я. Корогодского и режиссура в ТЮЗе, где Додин выпустил свой первый самостоятельный спектакль по пьесе А. Кургатникова А вот что бы ты выбрал?.. с Татьяной Шестаковой в главной роли. Началось сотрудничество, которое длится и по сей день: актриса, бывшая его ученицей, стала его женой. Работой над пьесой А. Островского Свои люди - сочтемся Лев Додин закрепил за собой репутацию сильного режиссера у театральной критики и общественности нашего города. И уже в студийной атмосфере сцены 5-го этажа - постановка спектакля Мать Иисуса по пьесе А. Володина. Хотя сам З. Корогодский был против этой работы, совершенно запрещенной тогда пьесы, которую все-таки и запретили (поэтому она шла всего 2 раза). И в которой уже одну из главных ролей играл Николай Лавров, ученик Додина и актер, связавший всю свою творческую жизнь со своим учителем и другом. После гонений за создание Матери Иисуса Додин вынужден был уйти из ТЮЗ`а и стал свободным режиссером.

Его приглашали многие художественные руководители ведущих театров города, в том числе и Ефим Михайлович Падве, главный режиссер МДТ. Сотрудничество с Малым драматическим началось в 1974 году спектаклем Разбойник по пьесе Карла Чапека, где присутствовала интереснейшая режиссерская выдумка Додина. Лавров играл роль отца, который в одной из сцен, переживая страшные мучения, читает свой монолог отчаяния, взбираясь по большой стремянке и спускаясь с нее вниз головой. Потом в МТД были поставлены замечательные спектакли: Татуированная роза Т. Уильямса, Назначение А. Володина, Братья и сестры Ф. Абрамова, Живи и помни по роману В. Распутина. Эпохальной же постановкой, 20-летие которой отмечалось не так давно, стал Дом Ф. Абрамова с Николаем Лавровым и Татьяной Шестаковой (Михаилом и Лизаветой Пряслиными - выразителями того целого, что живет в этом спектакле). В своей судьбе эти герои обнаруживают основу, сердцевину жизни пекашинцев. В свое время Лев Додин говорил: Театр не рождается без своего автора, о чем бы театр ни думал, ни печалился, чему бы ни радовался, он нем, пока к нему не придет слово - театр говорит чужими словами. Самые главные, самые сокровенные для себя истины мы осознаем и выражаем словами Федора Абрамова. Постановка Дома определила последующую судьбу МДТ: в 83-м году Лев Абрамович Додин становится его художественным руководителем. С того времени создано множество новых спектаклей, главным из которых стала дилогия Братья и сестры по Федору Абрамову. На них можно проследить из чего состоят художественные законы театра, на сцене которого Додин создает свой мир, воплощающий и выражающий гениальные замыслы режиссера. Он - генератор идей духовности, красоты, потребности счастья, выраженных ритмической сущностью спектаклей, порой их иррациональностью, в чем, тем не менее, и заключается их сила. Он дает актерам установку на совершенствование своей человеческой и актерской природы, жизненной силы, и красота спасает мир. За свои постановки Додин получил огромное количество престижных российских и международных театральных премий, в том числе - Золотую маску за лучшую режиссуру (Чевенгур, А. Платонова). В Таормине Лев Додин поднялся на европейский театральный Олимп, вошел в европейскую театральную элиту. Премия, учрежденная Европейским союзом и поддерживаемая многими международными театральными организациями, в том числе Союзом европейских театров и Международной ассоциацией критиков, присуждается уже 8-й раз. Ее лауреатами в разные годы были Джорджо Стрелер, Питер Брук, Хайнер Мюллер, Ариана Мнушкина, Пина Бауш.

Давая оценку этому событию, Лев Абрамович Додин сказал: Я, естественно, очень взволнован этой наградой и как личным каким-то признанием, и тем, что русский, российский режиссер оказался, может пусть и по ошибке, но вставленным в ряд действительно могучих имен режиссуры, во всяком случае, второй половины XX-го столетия. Для меня самое главное в этом, конечно, не только и не столько признание себя и даже не столько признание театра (хотя, может быть, это очень важно и гораздо важнее первого), сколько признание каких-то коренных традиций, путей развития театра в России. Но это, я подчеркиваю, не вообще развитие русского театра, как это любят говорить, потому что, на самом деле, он развивался и развивается сейчас очень разно, в разных направлениях, иногда, на мой взгляд, прямо противоположных осмысленному...

Наш театр, - продолжил Лев Додин, - пытается изо всех сил сохранять и развивать то самое основное и ценное, что привнесла русская театральная культура в Европу в начале этого века, и чем она, Европа, забеременела, и что до сих пор пытается развить. Я думаю, это признание говорит еще об одной вещи, о которой мы часто забываем, и о которой важно все время себе напоминать, особенно сейчас, когда мы так любим рассуждать о собственном величии, о собственной особенности, о некоем третьем пути, о границах... Все-таки прекрасно, когда границы не разделяют, а соединяют, что границ, на самом деле, не должно быть, потому что они приводят к уничтожению, к убийствам и к войнам, и, к сожалению, никакого толка от них мы пока еще не видели. Об этом вся история говорит, а вряд ли мы в XXI веке сможем изменить историю, но культура способна сделать хотя бы часть этого. И, если в культуре мы эти границы уничтожаем и утверждаем, что есть одна культура, самая главная - человеческая, то я считаю, в какой-то мере премия признает это.

После европейской была выпущена и петербургская премьера нового спектакля Молли Суини с Татьяной Шестаковой в роли Молли, Сегеем Курышевым, Петром Семаком, Алексеем Девотченко. В театре репетируют нового Чехова, думают о Шекспире, думают о современной драматургии, в общем - просто работают. Планы самые разнообразные, и какие из них окажутся перспективнее - это еще вопрос. 57-й сезон Малый Драматический театр-Театр Европы открыл петербургской премьерой чеховской Чайки в постановке Льва Додина. В Палермо на Фестивале европейских театров была сыграна и мировая ее премьера. В то же время начало нового сезона для МДТ явилось продолжением предыдущего, да и в межсезонье произошли события достаточно знаковые. В Москве на Всемирной Театральной Олимпиаде дали московскую премьеру Чайки. В Греции, в Салониках на Фестивале Союза европейских театров показали спектакль Братья и сестры, а в Афинах на открытой античной сцене одного из древнейших театров под стенами Парфенона сыграли 400-й Gaudeamus, который смотрели одновременно более 4 тыс. человек. С этим спектаклем, завершив 10-й год его существования, побывали и в Южной Корее, в Сеуле, показав его на площадке LG центра. Накануне премьерного показа Чайки Художественный руководитель МДТ-Театра Европы Лев Додин ответил на вопросы журналиста Владимира Дмитриева.

- Лев Абрамович, какие новые спектакли помимо Чайки увидит зритель на сцене Малого Драматического в этом сезоне?

- Для большой сцены будут продолжены пробы по Мастеру и Маргарите М. Булгакова. Обдумываются возможности постановки шекспировских Короля Лира и Макбета и продолжения работы с Чеховым. Сложилась трилогия, есть и еще пьесы Антона Павловича-до болезненности современного драматурга, которые и поныне будоражат воображение. Игорь Коняев продолжит опыты с пьесой Петрушевских Московский хор. На камерной сцене по всей вероятности утвердится в репертуаре премьерный спектакль Исчезновение по Ш. Голану с участием з.а. России Игоря Иванова, который в прошлом сезоне был сыгран всего лишь один раз. Работают над новыми постановками Владимир Туманов и Олег Дмитриев. Кроме того, Театр Европы вынашивает идею проведения в нашем городе совместно с Театром-фестивалем Балтийский дом форума, имеющего мировое значение-Фестиваля Союза европейских театров, приуроченного к 300-летию Петербурга.

- Есть ли в настоящее время острые, социальные пьесы современных авторов, которые могли бы быть поставлены в вашем театре?

- Сложный вопрос. Мы ждем и ищем пьесу, которая вдруг открыла бы нам что-то очень важное именно в сегодняшнем дне. Но пока еще очень велик разрыв между злободневностью и социальной остротой, которые слишком близки к общеизвестному, не открывающему это новое изнутри, и художественностью, как мерой постижения сути. Мы продолжаем ждать восемнадцатилетнего Чехова, который пишет свою Пьесу без названия.

- Будет ли продолжено сотрудничество с молодыми театральными коллективами?

- Обязательно. Если будут интересные студенческие спектакли, мы всегда найдем возможность предоставить площадку как студентам Театральной Института, так и другим молодежным театрам-студиям. Мы отзываемся на все просьбы и предложения.

- Ваше отношение к антрепризности?

- Антрепризность-это объективно существующая реальность, нравится она мне или не нравится, одной из причин которой является материальная приниженность артистов. Ни от чего нельзя зарекаться и ничто не надо торопить-когда в антрепризы позовут актеров и режиссеров нашего театра, тогда и будем решать, что делать.

Владимир Дмитриев

beatle2.narod.ru

14.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован