20 сентября 2004
174

Лев Хасис, председатель совета директоров ЗАО `Перекресток`: `Начинается эволюция по Дарвину`

Два года назад Лев Хасис возглавил совет директоров Торгового дома `Перекресток`. В тот момент `Перекресток` считался крупнейшей по объему продаж продуктовой сетью в России. Но в 2001 г. на российский рынок вышла немецкая группа Меtrо с форматом саsh & саrry, резко увеличила оборот `Пятерочка`, а в Краснодаре подросла сеть `Магнит`. По итогам 2003 г. Объединенная финансовая группа (UFG) в своем рейтинге поставила `Перекресток` на 4-е место после этих трех сетей. На 5-м оказался `Седьмой континент`, вплотную приблизившийся к `Перекрестку`...

- Пару лет назад `Перекресток` обгонял своего основного конкурента - `Седьмой континент` и по торговому обороту, и по количеству магазинов. Но недавно `Седьмой` присоединил 17 универсамов `Петровский`, а потом еще выкупил три магазина `Семен Семеныч`. Это изменит расстановку сил на рынке?

- Думаю, что нет. Мы открываем новые магазины и в Москве, и за ее пределами. В этом году оборот компании увеличится относительно прошлого года примерно на 80%. И это не учитывая возможные слияния и поглощения, переговоры о которых мы ведем. Эффективность тоже растет, и чистая прибыль компании увеличится примерно в два раза. Я считаю, что соотношение между компаниями `Перекресток` и `Седьмой континент` сильно не изменится.

Подход `Перекрестка` к сделкам в области М&А весьма прагматичен. Много вопросов: какой формат у потенциального партнера, каковы технологии, во сколько обойдется реинжиниринг, приведение к нашим стандартам, какой lосаtiоn у тех магазинов, которые мы приобретаем. И главное - насколько эффективна такая инвестиция. Мы не рассматриваем проекты, которые характеризуются показателями ниже установленного у нас уровня IRR [внутренняя норма доходности].

- А вы не рассматривали возможность приобретения `Петровского`?

- `Петровский` - заметная компания. Мы располагаем только неофициальной информацией об условиях приобретения этой сети. Если эти данные достоверны, могу только поздравить владельцев `Петровского` с удачной сделкой. Мы считаем, что эти условия для покупателя экономически не обоснованы. К примеру, в пакете недвижимости есть только несколько действующих объектов формата супермаркета площадью более 1000 кв. м. Кроме желания резко продвинуться должна быть экономика.

- Вы сравниваете `Перекресток` с `Седьмым континентом` по продажам с квадратного метра?

- Получить достоверную информацию сложно, поскольку ни одна компания, которая сегодня на российском рынке работает в нашей индустрии, не является публичной. Иногда некая сеть объявляет, что у нее выручка такая-то, а поставщики, с которыми мы работаем (а они, как правило, одни и те же), не могут подтвердить такие цифры. Показатели эффективности, выручки с квадратного метра, маржи, операционной прибыли, продажи на одного сотрудника, доли операционных расходов и затрат на персонал в товарообороте, достоверно известны далеко не по всем компаниям.

- Считается, что в супермаркетах продажи составляют примерно $700 с квадратного метра в месяц. Каков этот показатель у `Перекрестка`?

- Информацию о конкретных параметрах эффективности мы предоставим, когда ведущие российские сети согласятся обменяться данными.

- А с кем из западных компаний вы себя сравниваете?

- Например, с сетью Теsсо в Польше, показатели которой для нас во многом являются ориентиром. Мы привлекали известную компанию I2 Тесhnоlоgiеs к оценке нашей системы поставок и анализировали показатели, в том числе Wаl-Маrt и Теsсо. Более того, недавно принят на работу в качестве операционного директора `Перекрестка` ведущий специалист из европейского подразделения Теsсо Павел Мусял.

- В июне `Перекресток` продал франшизу сети `Продмикс` (восемь магазинов в Москве и Подмосковье). Многие участники рынка уверены, что на самом деле речь идет о поглощении сети `Перекрестком`.

- Мы давно приняли решение, что франчайзинг как способ развития пока не является для нас приоритетным (хотя сейчас 10 магазинов работают с нами по договору франчайзинга). Мы дорожим нашим брэндом. Если какой-то недостаток будет во франчайзинговом магазине, как потом объяснять покупателям, что это произошло `не совсем в нашем `Перекрестке`? `Перекресток` и в Африке должен быть `Перекрестком`.

`Продмикс` юридически самостоятелен, мы предоставили им франшизу, и они работают в ее рамках. Нам это выгодно, увеличивает торговый оборот, а они получили доступ к современным технологиям.

- А сколько стоит франшиза `Перекрестка`?

- Мы пока не тиражируем франчайзинг в `промышленных` масштабах. Каждое соглашение индивидуально. В частности, мы ведем переговоры с некоторыми серьезными региональными компаниями, которые хотят с нами работать. Обсуждаются даже варианты предоставления франчайзинга не на магазин, а на регион - в районе Урала и восточнее. Например, в рамках СП с нашим обязательством выкупить долю партнера при достижении неких заранее оговариваемых объемов.

- Почему было принято решение активно развивать малый формат `Мини-Перекресток`? `Перекресток` же отказался от него в 2000 г.

- `Перекресток` оказался от дискаунтеров. Мы развиваем один формат - супермаркет, который имеет три размерных ответвления: `супермаркет плюс` (гипермаркет), мини-супермаркет и супермаркет. Во всех магазинах у нас одинаковые маркетинговый подход и коммерческая составляющая, одна целевая группа покупателей, единый подход к производству готовой кулинарии и организации бизнес-процессов, логистике.

В `Мини-Перекрестках` ассортимент - до 8000 наименований, при этом соотношение fооd/nоn fооd составляет 95% и 5%. В супермаркетах ассортимент - до 20 000 наименований с широким представлением собственного производства. И 80% на 20% соотношение fооd/nоn fооd. А в `супермаркетах плюс` - не менее 35 000 наименований, максимально представлена готовая кулинария и соотношение fооd/nоn fооd - 60% на 40%.

- В Москве есть еще торговые сети, которые вам интересны?

- Только в столице есть порядка 10-12 сетей, которые нам интересны с точки зрения приобретения либо партнерства. В регионах таких сетей десятки.

- В регионы `Перекресток` вышел намного раньше других сетей. Это дает сети какое-то преимущество?

- Мы приняли решение идти в крупные города европейской части России, прежде всего с населением более 500 000. Начали осваивать Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару, Тольятти, Волгоград. В ближайшее время начнем открывать магазины на юге - в Ростове-на-Дону, Краснодаре, в центральной части России - Липецке, Воронеже.

Опыт компаний сотовой связи показывает, что в Москве они достигли максимума, и основной прирост идет за счет регионов. С ритейловыми сетями будет похожая ситуация, но это не значит, что мы снижаем активность в Москве и Московской области - самых платежеспособных и привлекательных регионах. Причем Подмосковье сейчас для нас такой же важный регион, как и Москва.

- Ваша оценка насыщенности рынка и ближайших перспектив?

- В Москве мы все чаще встречаем ситуацию, когда в пешеходной досягаемости находятся несколько магазинов разных сетей. В Подмосковье подобная концентрация будет достигнута в течение 3-5 лет, в регионах - через 5-7.

Начинается эволюция по Дарвину. Лучшие выживут, а те, кто не сможет приспособиться к быстро меняющемуся миру, исчезнут. Лет через 10 в России останутся 5-6 сетей федерального масштаба, из них скорее всего большая часть будут глобальными. В Восточной Европе крупных локальных сетей практически нет, все они были поглощены иностранными компаниями. Думаю, что у нас часть сетей может сохранить серьезное российское участие. Все остальные будут отставать на порядок.

В силу ряда причин глобальные сети с выходом на российский рынок задержались, и это дало отечественным компаниям реальный шанс. Сейчас ситуация меняется. Аuсhаn и Меtrо-Rеаl уже пришли, другие присматриваются. В ближайшие два-три года ожидается появление на рынке очень серьезных операторов. Со стратегией входа на рынок они еще, видимо, не определились. Нам, например, поступают различные предложения от международных сетей. Акционеры `Перекрестка` считают теоретически возможным создание партнерства с крупной западной компанией, но выходить из такого быстро растущего бизнеса в ближайшее время не только не планируют, но и, наоборот, предполагают осуществлять дополнительные инвестиции в компанию. Поэтому периодически появляющиеся слухи о том, что кто-то купил `Перекресток`, безосновательны.

- В 2002 г. вы продали принадлежавший вам контрольный пакет ЦУМа, а весной этого года `Альфа-групп` продала контрольный пакет ГУМа. Будете ли вы заниматься аналогичными проектами?

- Оба проекта были достаточно оппортунистическими - была возможность, и мы ее реализовали. Планировать такие сделки очень непросто. Все может быть.

- Почему вы остались в совете директоров ГУМа?

- Мой друг Миша Куснирович посчитал, что мое участие в совете директоров ГУМа необходимо. Он предложил - я согласился.

- В следующем году будет приватизирован Дом ленинградской торговли. Этот объект вам интересен?

- ДЛТ довольно привлекательный объект, и мы уже обсуждали наше возможное участие в его судьбе, в том числе с губернатором Валентиной Матвиенко. У нее четкая позиция: любая приватизация должна вестись в рамках открытого конкурсного процесса. Когда конкурс по ДЛТ будет объявлен, мы, возможно, примем в нем участие.

- А как вы попали в совет директоров Моsсоw Сity Сеntеr [генеральный инвестор Центрального ядра комплекса `Москва-Сити?

- Нам с Александром Косьяненко (гендиректор `Перекрестка`. - `Ведомости`) предложили войти в состав совета директоров компании, потому что у нас есть опыт в подобного рода бизнесе. Мы согласились, поскольку планируем разместить там большой супермаркет `Перекресток`. Сейчас подготовлен совместно с компаниями Еrnst & Yоung и Соlliеrs Intеrnаtiоnаl весьма привлекательный бизнес-план реализации всего проекта `Центральное ядро `Москва-Сити`.

Правда, не так давно были публикации по поводу взаимоотношений Министерства природных ресурсов России и мэрии Москвы в части проекта `Москва-Сити` в целом. Выяснилось, что там якобы существует сейсмоопасная зона... Потом было много опровержений. Все это не могло не повлиять на инвестиционную привлекательность комплекса. Не все просто и с согласованием условий инвестиционного контракта между МСС и соответствующими структурами московского правительства. Думаю, в течение сентября станет понятно, можем мы согласовать все условия контракта или нет. Переговоры тянутся уже очень давно, и нужно приходить к какому-то решению.

- `Перекресток` будет вкладывать средства в этот проект?

- `Перекресток`, как и в других проектах, готов инвестировать в МСС в объемах, которые соответствуют площадям, которые он будет занимать.

- А личные средства вы туда будете вкладывать?

- Нет. Если `Перекресток` будет вкладывать деньги, то мы с Косьяненко как физические лица не станем инвесторами, иначе возникнет конфликт интересов. Если же придет другой оператор, то тем более.

- Периодически ваше имя появляется в разных проектах в области коммерческой недвижимости. Эта сфера доходнее, чем розничная торговля?

- Смотря что считать доходностью. У `Перекрестка` высокая рентабельность, но его акционеры еще ни разу не получали дивиденды. Прибыль всегда реинвестировалась в развитие компании. За 10 лет первоначальные инвестиции акционеров увеличились в десятки раз. Поэтому доход акционеров `Перекрестка` нужно считать по приросту стоимости компании.

Думаю, что в ритейле этот показатель значительно выше, чем в девелопменте. Это разные модели бизнеса, обе имеют право на жизнь. Если бы одна из них была на порядок лучше другой, то все бы занимались только розничной торговлей или только строительством.

- `Перекресток` планировал в 2005-2006 гг. провести IРО. Ваши планы не изменились?

- Мы еще весной получили предложения от крупнейших мировых инвестиционных банков по осуществлению IРО. `Перекресток` полностью готов к этому. Несмотря на это, с учетом наших темпов роста принято решение осуществить публичное размещение акций позднее, через год-два.



О компании

Компания Торговый дом `Перекресток` основана `Альфа-групп` в 1995 г. Сейчас она включает 75 магазинов в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и Волгограде. По данным самой компании, в 2003 г. ее оборот вырос на 35% до $450 млн. Состав акционеров `Перекрестка` не разглашается.

Биография

Лев Хасис родился в 1966 г. в Самаре. Кандидат технических наук, кандидат юридических наук. До 1994 г. - вице-президент АвтоВАЗбанка. В 1994-1998 гг. - гендиректор ОАО `Авиакор` (Самара), в 1996-1998 гг. работал по совместительству вице-президентом Альфа-банка. С 1999 г. - член совета директоров ЗАО `ТД `Перекресток`, с 2002 г. - председатель совета.


20.09.2004
Ведомостиhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован