18 апреля 2002
11375

Лидия Вележева: Вот так я и стала Настасьей Филипповной

Актрису Лидию ВЕЛЕЖЕВУ зритель долгое время замечал в основном в ролях небольших. Лишь когда на телеэкранах появилась многосерийная "Воровка", о ней заговорили. Вспомнили эпизоды из фильмов "Волкодав", "Умирать не страшно", "Под небом голубым". Однако начинала Лидия не с эпизодов и не с маленьких ролей. Впервые она появилась на экране в главной роли Варвары в фильме "Ожидание".

Родилась Лида в Киеве. Родители рано развелись, и от отца осталась красивая югославская фамилия. Их с сестрой, (Лида на пять минут младше) поднимала мама. Она работала на фабрике в несколько смен и, чтобы девочки после школы не возвращались в пустую квартиру, отдала их в интернат. Каждый день приезжала с полными сумками продуктов, даже директор как-то заметил: "Что ж вы так надрываетесь, думаете, их здесь не кормят? " К седьмому классу Лида уже твердо знала, кем хочет быть. Захватив фотографию, отправилась на Киностудию им. Довженко. Фотографию взяли, позвали на собеседование. Потом режиссер Радомир Василевский пригласил на пробы в "Ожидание". Телеграмма с утверждением на роль пришла в пионерлагерь.

- Когда фильм вышел, я больше всего боялась встречи с одноклассниками. Приехала в интернат днем. Все были в столовой. Отнеслись по-разному. Кто-то хвалил, кто-то смотрел косо: "Артистка приехала". Один мальчик стал дразнить "Скорпеной". Такая кличка была у моей Варьки в фильме. После школы я пошла в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, и меня не взяли.

- И главную роль не приняли во внимание?

- Я никому не говорила о ней, неудобно было хвастаться. Пришла домой расстроенная: "Если здесь не приняли, нечего и мечтать о Москве". Через несколько дней, рано утром, мама разбудила меня и ... отвезла в Москву. Пришли мы в Щукинское, а там на ограде сидят старшекурсники: Ты что, поступать приехала? Так всех уже давно набрали". И все же я попала в последнюю десятку, и прямо к Пашковой, с которой мы снимались вместе в "Ожидании" От волнения прочла отвратительно. Лариса Алексеевна сказала: "Знаю, что можешь лучше. Я тебя пропускаю на второй тур". Так начала сбываться моя мечта. Я попала к замечательному педагогу Алле Александровне Казанской. После училища у меня было много приглашений, но я выбрала Театр имени Вахтангова.

- Когда вы снова вышли на съемочную площадку?

- На втором курсе. На "Беларусьфильме" снимали "Государственную границу". Я сыграла в шестом фильме этого сериала, "За порогом победы", главную роль - Кристину. Когда оканчивала училище, снялась с Александром Михайловым в "Очарованном страннике". До "Воровки", которая, что называется, выстрелила, были и другие фильмы - "Риск без контракта", "Московская любовь", "Яр", "Цыганский остров", "Окаянная Джанет", "День рождения", "Классик". Просто для меня они не стали удачными.

- Вы послушная актриса?

- С режиссером не нужно спорить, ему нужно показывать. Если он не принимает мою точку зрения, то стараюсь найти середину. Я буду дотошно искать выход.
А капризничаю в гримерной. Наедине с собой. Все проблемы можно решить на стадии переговоров. Не нравится, откажись, но если ты согласилась и начала работать, то не трепи нервы режиссеру. У него и без тебя дел по горло.
И комплексы из-за отсутствия ролей не влияют ни на мой характер, ни на отношения с окружающими. Я никому не завидую. Был такой случай: я срочно ввелась в спектакль "Зойкина квартира" на роль Манюшки. Сыграв несколько спектаклей, сказала режиссеру: "В театр взяли Машу Аронову. Это ее роль. Отдайте ей". То же самое было еще с одним спектаклем. У меня чувство справедливости сильно развито. Я так поступаю, потому что считаю это правильным.

- Наивный вы человек! Думаете, вам тоже уступят роль? Вы, наверное, за себя никогда не просили?

- Только однажды, да и то я не роль просила. Петр Наумович Фоменко должен был в нашем театре ставить спектакль и с этой целью смотрел работы артистов. А у меня в это время ролей не было. Я играла в сказке "Кот в сапогах" дерево рябину. Там были еще береза и дуб. Я пригласила Петра Наумовича в Дом кино на премьеру "Очарованного странника" (в этом фильме у меня главная роль Грушеньки) в надежде, что он хоть по фильму составит представление, какая я актриса. Когда вывесили распределение ролей, мое имя там было.

- Ваш муж Алексей Гуськов не только известный артист, но и весьма успешный продюсер. Неужели он не может составить вам протекцию?

- Когда Леша стал заниматься продюсерством, я его спросила: "Неужели для меня в твоем проекте роли нет? " Многие ведь своих жен снимают. Он мне тогда раз и навсегда сказал: "Запомни. Я никогда за тебя просить не буду". Больше я к нему не обращалась. Что касается "Воровки", то еще года за два до съемок режиссер Юрий Беленький мне говорил, что есть такая история и что он хочет снимать меня. Именно режиссер настоял на моей кандидатуре. Муж даже пальцем не пошевелил.

-Теперь понятно, почему вы не играли в "Границе".

- У меня замечательные отношения с Александром Миттой. Я очень хочу с ним работать. Ну не увидел он меня ни в одной из ролей в "Границе".

- Вы хотели бы стать талисманом одного режиссера и сниматься во всех его картинах?

- Хотела бы, но потом. Я не так много играла, и мне хочется попробовать себя в разных жанрах, с разными режиссерами. У всех требование одно: "Сыграй хорошо", а методы работы разные.

- Вы не боялись, что после "Воровки" вам будут постоянно предлагать похожие роли?

- Опасения, что за мной потянется шлейф деловой женщины, были, но этого не случилось. Наоборот, роли пошли совершенно противоположные. Я сыграла Татьяну Китаеву в сериале "Следствие ведут знатоки" Владимира Хотиненко. Роль небольшая. Это, скорее, заявка на новую героиню.

- А как вы относитесь к работе в сериалах?

- Конечно, не хватает художественных фильмов, и хочется поработать в таких картинах, но мне и сериалы интересны. На мой взгляд, работать в них сложнее. Сцены снимаются целиком. Мне дают три листа текста, и я должна играть без остановки. Репетиции существуют для оператора, осветителей. Актеры же могут репетировать только между собой. В павильоне выстраивается мизансцена, и тут уже никуда не деться. В таких условиях актер может проявиться, заявить о себе или вовсе остаться незамеченным. Мне, например, именно сериал помог раскрыться.

- Говорят, что вы скоро смените имя и звать вас будут Настасья Филипповна?

- Режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам десятисерийного фильма по роману "Идиот". Князя Мышкина сыграет Евгений Миронов, Рогожина - Владимир Машков, Настасью Филипповну - я.

- Не могу не спросить: знает ли об этом Юлия Борисова?

- Она знала с самого начала. Когда я отправилась на пробы, Юлия Константиновна попросила: "Лидочка, вы мне обязательно позвоните". Когда меня утвердили и я ей это сообщила, она сказала: "Как я рада".
Многие актрисы хотели бы сыграть эту женщину. Одни уже не смогут в силу возраста, другие - потому что уже утвердили меня, но если я буду об этом думать, то буду расстраиваться, а мне это сейчас ни к чему. Судьба сделала мне такой подарок. Я вытащила лотерейный билет, и теперь от меня зависит - окажется он выигрышным или нет.
Татьяна ПЕТРЕНКО
Культура, N16, 18 апреля 2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован