14 октября 2009
3425

Лишенные детства

Алина РадченкоПоложение несовершеннолетних в нашей стране становится почти критическим. Насилие в семье, жестокое обращение педагогов в школах и детских садах, преступники, "охотящиеся" за детьми на улице и в интернете, - все эти факторы заставляют наше юное поколение взрослеть гораздо раньше времени. Что же нужно сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему? В понедельник, 12 октября, на этот вопрос отвечала Алина Радченко, руководитель аппарата Общественной палаты РФ, председатель попечительского совета фонда "Мое поколение"

Ильмира Маликова: Не так давно к нам в движение "Сопротивление" приходила женщина, которая руководит региональным отделением Российского детского фонда. Она рассказала, что в регионах наблюдается колоссальное количество случаев насилия над детьми. Это особенно характерно для ситуаций, когда родители ведут асоциальный образ жизни, а дети предоставлены самим себе. Такие дети часто оказываются на улице. И на фоне этого вводится, например, "комендантский час". Мера хорошая, но что делать с такими детьми дальше? Вот, скажем, нашли ребенка на улице в двенадцать часов ночи. И что с ним делать?

Алина Радченко: Самое страшное, что этого ребенка возвращают в семью, в которой против него и было совершено насилие. Государство, приняв такой закон (о "комендантском часе"), расписалось в собственной беспомощности. Мол, товарищи родители, мы ничего не можем сделать для защиты ваших детей, заберите их к себе обратно. Но государство при этом не задумалось, что необходимо создать площадку, место, где дети в это время могли бы находиться, будучи защищенными. В том числе от тех же нерадивых родителей, от которых они убегают. Даже в нашем проекте "Детство" предусмотрено создание такого направления, как дружественный по отношению к детям город, регион, район, если хотите. Там продумывается все, что связано с детьми, с их интересами, в том числе места, где дети могли бы проводить время.

Ильмира Маликова: По инициативе Общественной палаты президентом было принято очень важное решение: в сентябре появилась должность федерального уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации...

Алина Радченко: Да, Общественная палата вышла с предложениями, и они нашли отражение в указе президента. Собственно, аппарату Общественной палаты и было вменено в обязанность обеспечивать деятельность уполномоченного. Я считаю, что это большое продвижение общественности в вопросах защиты прав ребенка. И даже не столько в вопросах защиты, а, скорее, в вопросах формировании права ребенка как такового. Потому что институты уполномоченных по правам ребенка в регионах существовали и раньше. Кстати, Алексей Головань, ставший уполномоченным при президенте, представлял такой институт в Москве. Но этот институт был ликвидирован. Тем не менее, потом он был возрожден в новом качестве и сегодня в большей части занимается восстановлением нарушенных прав ребенка. То есть, действует в ситуации, когда права ребенка уже нарушены и необходимо найти способы его защиты.

Но вот самого института права, то есть, достойной защиты со стороны всех государственных органов, такого института у нас в стране пока не создано. И, думаю, он еще долго не будет создан. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы формировать общественное мнение. И предпринимать серьезные изменения, кардинальные изменения, на уровне принятия решений. Поэтому институт уполномоченного по правам ребенка, я считаю, одно из достижений общественности.

Наверное, вы знаете, что на площадке Общественной палаты Ольга Костина возглавила межкомиссионную рабочую группу, которая намерена заниматься вопросами детства и молодежи на системной основе. Многие члены Общественной палаты занимаются проблемами детей, среди них, например, Леонид Рошаль, Олег Зыков и другие. Каждый из них занимается каким-то своим направлением. И вот Ольга Костина как раз объединила разных людей, разных экспертов внутри Общественной палаты. Кроме того, мы часто приглашаем к работе экспертов за ее пределами - общественников, специалистов в разных сферах, которые, приложив свои усилия, создали этот системный подход, когда в каждой отрасли, в каждом отдельном направлении права ребенка всегда находятся в экспертной позиции.

Сегодня палате дана возможность экспертировать абсолютно все законы, которые поступают в Государственную думу. Если мы будем смотреть их с точки зрения защиты прав ребенка, то, во всяком случае, будет идти постоянная работа по совершенствованию законодательства, созданию системы защиты прав детей.

Ильмира Маликова: На сегодняшний момент, конечно же, нужны механизмы, которые каким-то образом прописывали бы права детей. Но существует конвенция о правах ребенка, которая в России до сих пор не ратифицирована. Это, на самом деле, нонсенс. На государственном уровне мы еще не готовы к этому?

Алина Радченко: Я считаю, что да. К сожалению, в большинстве своем мы относимся к проблемам детства по тем стереотипам, которые у нас бытовали с давних времен. Мол, вот раньше детство было еще хуже, тем не менее, все как-то обошлось, образование у нас самое лучшее, и тому подобное. То есть, у нас как всегда идет надежда на авось.

Более того, хочу сказать, что, анализируя обращения граждан, которые поступают в Общественную палату, мы выявляем серьезную обеспокоенность родителей так называемыми "протестными" настроениями детей. Эти родители требуют ни в коем случае не вводить ювенальную юстицию, потому что, по их словам, "дети так оборзели, что дай им право, так они начнут судиться с собственными родителями"... "Они не управляемы" - говорят родители. То есть, понятие управляемости для них - это, скорее всего, послушность, подчиненность. Грубо говоря, если родитель не понимает своего ребенка, ему проще оградить его от современной жизни, "защитить" его полным бесправием, и тогда, в его понимании, с ребенком все будет хорошо. Вот эта отложенная жизнь и вот эти стереотипы, они автоматически начинают преобладать и во власти. Единственное, что может сломать такое мнение, это какие-то сложные жизненные ситуации. Попадая в них, люди начинают иначе смотреть на мир.

Все четыре года мы твердим о том, что проблему детства необходимо выносить на щит, нужно твердить, трубить... Пока мы трубим только на уровне маленьких региональных благотворительных организаций, которые занимаются реальными проблемами. К сожалению, вот такая "ломка" либо происходит на личном опыте, либо вырабатывается постоянной системной работой, направленной на переформатирование этих стереотипов, знаете, как вода камень точит. И вот здесь наша с вами задача, задача общественности состоит в том, чтобы эту нить все время продолжать. Другого способа, честно вам признаюсь, я пока не вижу.

14.10.2009
www.soprotivlenie.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован