30 сентября 2004
205

Лучшее лекарство - это деньги Дума начала обсуждение бюджета-2005

Вчера Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2005 год.
С чем мы вступим в новый год, на какие средства будем жить, сколько сможем расходовать, чтобы не влезать в долги, как и за счет чего будет расти наша экономика и благосостояние граждан, укрепляться безопасность страны? Ответы на эти вопросы искали депутаты Госдумы в столбиках цифр многостраничного документа и в докладах вице-премьера Александра Жукова, рассказавшего `Об основных принципах финансово-экономической политики правительства Российской Федерации на 2005 год` (так официально назывался документ), и министра финансов Алексея Кудрина, представившего проект бюджета.

Доходы - 3 326,0 миллиарда рублей, расходы - 3 047,9 миллиарда рублей. Профицит бюджета таким образом вылился в 278,1 миллиарда рублей. Финансовый план для России кабинет министров строил, ориентируясь на оптимистические прогнозы - уровень инфляции -7,5 - 8,5 процента, средний официальный курс рубля к доллару - 30 рублей, цена на нефть 28 долларов за баррель.

Хотя, по словам Алексея Кудрина, никто еще не научился с точностью прогнозировать взлеты и падения цены на нефть.

И нам придется `когда-то пройти испытание низкими нефтяными ценами`. Для того, чтобы это испытание было не столь болезненным, как прежде, и создан Стабилизационный фонд, который к будущему году явно перейдет за неприкосновенный рубеж в 500 миллиардов рублей.

Цифры, определяющие финансовое будущее страны, с самого начала не понравились депутатам фракций КПРФ и `Родина`. Коммунисты к тому же были огорчены тем, что в Думу пришел не сам Михаил Фрадков - он в этот день находился с визитом в Нидерландах. И Анатолий Локоть с учтивостью, редкой для левых, заметил, что ему приятно, что бывший коллега Александр Жуков сегодня пребывает `в столь высоком звании в руководстве страны, однако первый бюджет этого правительства все-таки должен докладывать председатель правительства`. Поэтому он предложил исключить вопрос о бюджете из повестки пленарного заседания. И нашел поддержку у Олега Шеина из `Родины`, который считал необходимыми дополнительные консультации с правительством. Предложение было оспорено вице-спикером Владимиром Жириновским. `Просто снять - это левая идеология. Работать надо!` - призвал думцев Жириновский.

Доклад Александра Жукова был оптимистичным - `текущее состояние российской экономики характеризуется устойчивой позитивной тенденцией`. Прирост ВВП за первые восемь месяцев текущего года составил 7,3 процента. Реальные доходы населения выросли более чем на девять процентов. Жуков отметил, что в течение последних нескольких месяцев наиболее высокими темпами развивались не сырьевые отрасли, а отрасли, сориентированные на внутренний спрос, - металлообработка, машиностроение, связь, строительство. И пообещал, что `правительство России и в 2005 году, и в последующие годы будет обеспечивать проведение сбалансированной бюджетной политики, которая даст нам возможность постоянно снижать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты и формировать финансовые резервы, дающие устойчивость нашей экономике`.

Будет продолжено снижение налогового бремени на экономику. `Это еще и важный структурный маневр, который обеспечит снижение нагрузки на предприятия обрабатывающих секторов за счет изъятия большей части ренты добывающих отраслей`, - заявил вице-премьер. Благодаря этому появляется возможность `в 2005 году часть доходов Стабилизационного фонда, которые по сути являются доходами от сверхприбыли высоких цен на нефть и газ, направить на финансирование выплаты пенсий`.

Бюджет 2005 года, по словам Жукова, является началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления. Первое: принятые Думой законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но и отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами. `Мы предусмотрели, - сказал вице-премьер, - весьма серьезные резервы в федеральном бюджете для того, чтобы в ходе его исполнения оказывать необходимую помощь тем регионам, которые будут сталкиваться с объективными трудностями по исполнению новых разграниченных полномочий`.

Второе основное направление бюджетной реформы - это переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Границы финансового плана будут расширены до пяти лет. В этом году предприняты шаги по повышению эффективности федеральных целевых программ, объем финансирования которых вырастет со 180 миллиардов рублей до 257,8 миллиарда. В следующем году правительство разработает порядок использования нового инструмента - ведомственных целевых программ.

Третье ключевое направление бюджетной реформы касается административной реформы. В ее рамках проводится масштабная реструктуризация огромной сети бюджетных учреждений, меняется порядок их финансирования и статус. На первом этапе были проанализированы функции федеральных органов исполнительной власти. Примерно треть функций признана избыточными или дублирующими.

Перемены, происходящие в России, улучшают экономический климат в стране. `Мы наблюдаем как рост внутренних, так и внешних инвестиций, в том числе прямых`, - сказал вице-премьер. Кроме того, Жуков отметил, что доверие иностранных инвесторов к российской экономике продолжает оставаться высоким и растет.

Правда, в ответ на вопрос депутата Жуков признал, что в последнее время `несколько усилился отток капитала` из России. `Эта тенденция достаточно тревожна, но ее никак нельзя назвать `бегством капиталов`, - заметил он и объяснил складывающуюся ситуацию тем, что `огромное` положительное сальдо платежного баланса дает высокий приток валюты, поэтому часть валютных средств не находит применения в России с достаточной доходностью. `Это `горячие деньги`, которые приходят на фондовый рынок, но быстро с него уходят, а мы заинтересованы в том, чтобы осуществлять долгосрочные инвестиции`, - сказал вице-премьер.

Комментируя расходную часть бюджета, Жуков сообщил депутатам, что в 2005 году расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность вырастут в реальном выражении на 17,6 процента по сравнению с текущим годом и составят почти 5 процентов ВВП.

Министр финансов Алексей Кудрин попросил депутатов не менять основных показателей бюджета, которые выверены и взаимосвязаны. И рассказал депутатам, какие замечательные перспективы ждут военнослужащих, которые наконец-то могут решить квартирный вопрос, ветеранов, у которых появится гораздо больше шансов отдохнуть в санатории. Он порадовал бюджетников, сообщив, что одной из важнейших задач в будущем году станет сохранение соотношения уровня заработной платы работников бюджетной сферы к уровню зарплат в промышленности.

Разграничение бюджетных полномочий начиная с 2005 года `позволит гораздо лучше, чем в предыдущие годы, решать насущные вопросы социального обеспечения населения`, заявил министр, уточнив при этом, что разграничение полномочий и их финансовое обеспечение станет `четкой основой ответственности всех уровней власти за все государственные функции, которые относятся к их ведению`.

У Счетной палаты к бюджету двойственное отношение. С одной стороны, председателю палаты Сергею Степашину, также выступавшему на вчерашнем пленарном заседании с анализом документа, он кажется новаторским, поскольку `разрабатывался с учетом проведения административной, бюджетной, налоговой реформ, существенной перестройки всей системы социальной защиты населения и межбюджетных отношений`. Но в то же время, по мнению Степашина, есть в новом бюджете и консерватизм. Реализация законопроекта медленно сокращает пропасть в доходах между самыми богатыми и бедными и делает борьбу с бедностью проблематичной. Счетная палата отмечает, что в связи с делегированием полномочий на региональный уровень значительная часть регионов просто не найдет ресурсов для решения своих задач. У минфина имеется резерв в размере около 30 миллиардов рублей, с помощью которых он надеется покрыть возможные разрывы при исполнении региональных бюджетов. Но ни Дума, ни Счетная палата не знают, как будут распределены эти средства.

Это беспокойство поддержала и фракция КПРФ, отказавшаяся поддержать бюджет - что уже традиция. Владимир Кашин, объяснил сомнения коммунистов - с таким подходом к бюджету не удвоить ВВП, не победить бедность.

Владимир Жириновский не признался, как будет голосовать фракция ЛДПР, но тоже покритиковал бюджет: `Цифры красивые, но нас не впечатляют, потому что не знаем, лучше ли будет питаться солдат`, получат ли квалифицированных специалистов построенные предприятия. Потому и зал полупустой. У нас `слабые министры и слабые депутаты`, констатировал Жириновский. `Мы уничтожили специалистов - профессоры Преображенские уехали, остались мы с вами, Шариковы`.

Единоросс Вячеслав Володин - похвалил правительство - наводит порядок и в долгах, и в общем финансовом состоянии страны.

Сергей Глазьев из `Родины` с ним не согласился: `Такая бюджетная политика угнетает экономику, а не поддерживает, это как дважды два`.

Сколько будет дважды два, думцы считать не стали. Голоса за бюджет выражались в гораздо более внушительных цифрах: 339 - `за`, 96 - `против`, 4 - воздержались.


Тамара Шкель
Дата публикации 30 сентября 2004 г
1998-2004 `Российская газета`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован